Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3 «Колосок»
Акбулакского района Оренбургской области
КОНСПЕКТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш» В СЛОГАХ, СЛОВАХ.
тЕМА: «Найди малыша»
Выполнила: | Камнева Ольга Ивановна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №3 «Колосок» |
| |
Акбулак, 2024 г.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах.
Тема: «Найди малыша»
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах.
Задачи:
Обучающие задачи:
Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [ш].
Способствовать четкому произношению звука [ш] в слогах, словах.
Расширять словарный запас обучающегося.
2. Коррекционно- развивающие задачи :
Формировать артикуляционную моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики.
Продолжать развивать фонематический слух.
Развивать мелкую моторику.
Развивать координацию речи с движением, при помощи физминутки.
Развивать логическое мышление.
Развитие графо-моторных функций.
3. Коррекционно- воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятию.
Воспитывать отзывчивость.
Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции.
Предварительная работа: Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш]. Постановка звука [ш] и автоматизация звука изолировано и в открытых слогах. Выделение звука [ш] на слух из ряда других звуков.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, словесные и дидактические игры, активизация словаря; индивидуальная работа.
Оборудование: зеркало, мягкие игрушки - кошка и котенок, «волшебный» шар, воздушные вертушки, карточки-символы артикуляционной гимнастики, мяч, картинка мышка с лукошком (кармашком), предметные картинки, компьютер, смайлики.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Софья.
Обучающийся: Здравствуйте.
Логопед: Сегодня я предлагаю тебе отправиться в маленькое и очень интересное путешествие. Но для начала давай вспомним наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
(Ребенок вместе с логопедом повторяет правило)
Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришел гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
Обучающийся: Кошка
Логопед: Правильно, это кошка, и она уже царапается в нашу дверь (логопед достает мягкую игрушку кошку). Это кошка Мушка. Но шла она к нам не одна, а со своим детенышем. Кто детеныш у кошки?
Обучающийся: Котенок.
Логопед: Верно, но он по дороге встретил змейку и заигрался с ней в шипелочки и потерялся. Давай поможем Мушке найти своего малыша?
Обучающийся: Давайте.
Логопед: И в этом нам поможет волшебный шар - он будет показывать нам картинку, куда нам нужно отправиться.
Логопед: Софья, а какой звук есть в словах: Кошка, малыш, волшебный шар?
Обучающийся: звук [Ш]
Логопед: Этот звук тоже будет нашим помощником. Отправляемся в путь?
Обучающийся: Да.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давай подойдем с кошкой Мушкой к нашему шару и посмотрим первое задание. (Картинка-символ (веселый язычок) для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики). Как ты думаешь, что нам нужно сделать?
Обучающийся: Зарядку для языка и подуть на вертушку.
(Логопед и ребенок выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастики)
2. Автоматизация звука [ш] изолировано, уточнение артикуляции.
Логопед: Идем дальше по дорожке, посмотри, кто нарисован?
Обучающийся: Змейка.
Логопед: Как ты думаешь, что нам теперь нужно сделать?
Обучающийся: Пошипеть, как змейки.
Логопед: Верно, только давай вспомним, когда мы шипим какие у нас губы, язык, горло, и как идет воздух.
Обучающийся: Губы круглые, язык наверху в форме чашечки, горло спокойное, воздух идет по языку.
Обучающийся: Ш-Ш-Ш.
3. Автоматизация звука в слогах. Игра «Эхо» с мячом.
Логопед: Змейка очень любит петь свои песенки. Давай повторим за ней, как она поет песенки и заодно поиграем в мяч.
(Обучающийся соглашается, встает с логопедом из-за стола. Логопед называеит слоги, кидает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, повторяет слоги и вворачивает мяч обратно)
Ша-ша-ша шу-шу-шу
Шо-шо-шо ши-ши-ши
Аш-аш-аш уш-уш-уш
Ош-oш-ош ыш-ыш-ыш
4. Автоматизация звука [ш] в начале слова. Игра «Мышка с лукошком».
Логопед: Давай посмотрим, что же дальше подсказывает шар?
Обучающийся: Мышка и картинки.
Логопед: Смотри, дальше возле дорожки Мышка, она бежала в свою норку, и рассыпала все картинки, давай поможем ей собрать их в лукошко. Называй правильно картинку и клади ее в лукошко к мышке. (Ребенок называет картинки, выделяет звук [Ш] и кладет в лукошко к мышке. Картинки: шарик, шапка, шорты, шишка, шахматы, шуба, шарф, шампунь, шина, шоколад, шуруп, шляпа, школьник, шкаф).
Логопед: Отлично получилось, теперь мышка может отправиться к себе в норку, ну а нам нужно идти дальше.
5. Физ. Минутка.
Логопед: Софья, скажи, а сейчас какое время года?
Обучающийся: Лето.
Логопед: А летом у нас какое солнышко?
Обучающийся: Яркое, теплое.
Логопед: Верно. Сейчас мы с тобой немного разомнемся и споем про ласковое солнышко.
Ласковое солнышко
Светит на дорожку.
Покажу я солнышку
Все свои ладошки.
Правую, левую!
Все свои ладошки!
Покажу я солнышку
Розовые щечки.
Круглые, румяные,
Словно колобочки!
Правую, левую!
Щечки-колобочки!
На носу от солнышка
Рыжие веснушки!
Греются на солнышке
Маленькие ушки.
Правое, левое!
Маленькие ушки! (звуковое сопровождение)
6. Автоматизация звука [ш] в середине слова. Игра «Назови ласково»
Логопед: отправляемся дальше? (на шаре нарисованы большое и маленькое дерево).
Обучающийся: Да.
Логопед: Шар привел нас к деревьям, посмотри одно большое, а другое? Обучающийся: маленькое.
Логопед: А рядом с деревьями разные картинки. Давай я буду называть тебе большую картинку, а ты мне маленькую?
Обучающийся: Хорошо.
(Слова: Уши-ушки, каша-кашка, мешок- мешочек, машина- машинка, карандаш- карандашик, ракушка-ракушечка, кошка- кошечка, лошадь-лошадка).
7. Развитие фонематического слуха. Игра «Раздай игрушки»
Логопед: Ну что посмотрим на шар, куда приведет нас дорожка? Что нарисовано?
Обучающийся: Компьютер.
Логопед: Смотри, Мишка и Лиса играли, перепутали все игрушки. Давай поможем им найти свои игрушки. Ты будешь называть картинку, если в названии картинки есть звук [ш] , то отдаешь эту картинку мишке, если звука [ш] нет, то лисе.
Обучающийся: Давайте.
Логопед: Молодей, ты отлично справилась с заданием!
9. Автоматизация звука [ш] в конце слова. «Найди тень»
Логопед: Идем дальше? Ой, куда это привела нас дорожка? Смотри змейка и она приготовила для тебя еще одно задание. Посмотри солнышко светит и предметы отбрасывают тень, ты поняла, что нужно сделать?
Обучающийся: Найти тень.
Логопед: Верно, каждой картинке нужно найти ее тень.
(Ребенок называет картинку и соединяет линиями картинку и тень. Картинки: карандаш, камыш, мышь, ковш, душ).
Логопед: Ты отлично справилась с заданием! Посмотри тут фото, я где-то видела это место, а ты узнаешь? (Фото места в кабинете логопеда и змейка).
Обучающийся: Да, это шкаф.
Логопед: Давай подойдем к этому шкафу? Оказывается вот куда пропал малыш. (Ребенок открывает шкаф, достает котенка и относит его к кошке).
Логопед: Софья, ты большая молодец, наша кошка Мушка благодарит тебя, что ты так хорошо выполняла задания и помогла отыскать ее малыша. Им пора отправляться домой.
Обучающийся: До свидания, Кошка и котенок!
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Логопед: Тебе понравилось наше путешествие?
Обучающийся: Да.
Логопед: А какой звук мы повторяли? Обучающийся: Звук [ш]. Какое задание понравилось больше всего?
Обучающийся: Кошечку искать.
Логопед: А было задание, которое было трудно выполнить?
Обучающийся: Нет.
Логопед: Какое у тебя сейчас настроение выбери картинку? (Ребенок отвечает на вопросы логопеда. Ребенок показывает на соответствующий смайлик)
Логопед: Ты сегодня прекрасно справилась с заданиями. Спасибо большое за занятие. До свидания!