СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением  ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением  ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)

Тема. Постановка звука [Р].

Составила Четверикова В. Е

Учитель-логопед. МДОУ «Детский сад № 81».

 

Описание дефекта: параротоцизм.

Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.

 

Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.

 

Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение  правильного уклада речевого аппарата при произнесении  этого звука.

Коррекционные задачи:

  • познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;
  • развивать фонематические процессы
  • тренировать выделять звук на фоне слова;
  • развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.

 

1. Организационный момент.(30сек)

Заходим в кабинет, занимаем место у стены.

Логопед: «Сегодня тебе придется вспомнить мультфильм «Три кота и одна кошечка». И их любимую песенку» (ребенок занимает исходную позицию у стены готовиться к голосовым упражнениям).

2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и  [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и  [э])

 

3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):

 

  «Лошадка», «Кучер», «Грибок»,  «Индюк», «Пулемет», «Барабанщик». «Лопатка-иголка».

 

3. Дыхательная гимнастика (3 мин):

 

  1. «Дракончик», отрезанную полоску от салфетки или одноразового платочка прикрепляем к кончику языка и дуем, чтоб она развивалась как флажок. б - 5 раз;
  2. «Фокус», кладем ватку на нос, сдуваем её.(Язык кладем широкий на верхнюю губу и дуем по середине языка, струю направляем на нос).-5 раз
  3. «Неправильная пчелка (комарик)». С паузами на отдых и снова тренировать выдох.

 

4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).

Игра «Стоматолог». Картинки  с открытым ртом, улыбками.

  1. Губы находятся в положении «улыбка»; (арт. поза «Заборчик»)
  2. Зубы раскрыты на ширину одного пальца твоей руки;
  3. Кончик языка поднят к «бугоркам за зубами»-овеолам9найди его нащупав языком, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  4. Посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту или «вертушкой»
  5. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать. Как флажок на ветру;
  6. «Включаем голос» .

 

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.

6. Постановка звука.(1 мин )  .

Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р .  Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.

Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...)

 

7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)

«Заведи машину». Встать крутить перед собой согнутыми руками по кругу и выдыхать на кончик языка и губы сильно, направляя воздух по середине языка. Бр-р. Бр-р. Бр-р.

«Я-водитель». Ребенок стоит и держит в руках машину изображает , что машина въезжает в гору Бр-р,Бр,ей въезжать трудно, а вот спускается она быстро, Б-ррррр.

«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).

 

8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.

1.  Игра « Барабан ритмов» .Повторить ритм за логопедом. !!!-!!-!! и т.д.

2. Игра «Камень-трава». Камень- ребенок сжимает кулак(показывает твердость звука). Трава- гладит себя по другой руке (показывает мягкость звука). Называются слова или показываются картинки и произносятся., что нарисовано. Ребенок отгадывает, показывает..

9.Рефлексия (1 мин)

Чем мы сегодня занимались на уроке?

С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?

 

Д\з артикуляционная, фонем. ритмика,  дыхательные  гимнастик игры повторять дома.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением  ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)»

Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)

Тема. Постановка звука [Р].

Составила Четверикова В. Е

Учитель-логопед. МДОУ «Детский сад № 81».


Описание дефекта: параротоцизм.

Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.


Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.


Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение правильного уклада речевого аппарата при произнесении этого звука.

Коррекционные задачи:

  • познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;

  • развивать фонематические процессы

  • тренировать выделять звук на фоне слова;

  • развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.


1. Организационный момент.(30сек)

Заходим в кабинет, занимаем место у стены.

Логопед: «Сегодня тебе придется вспомнить мультфильм «Три кота и одна кошечка». И их любимую песенку» (ребенок занимает исходную позицию у стены готовиться к голосовым упражнениям).

2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и [э])


3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):


«Лошадка», «Кучер», «Грибок», «Индюк», «Пулемет», «Барабанщик». «Лопатка-иголка».


3. Дыхательная гимнастика (3 мин):


  1. «Дракончик», отрезанную полоску от салфетки или одноразового платочка прикрепляем к кончику языка и дуем, чтоб она развивалась как флажок. б - 5 раз;

  2. «Фокус», кладем ватку на нос, сдуваем её.(Язык кладем широкий на верхнюю губу и дуем по середине языка, струю направляем на нос).-5 раз

  3. «Неправильная пчелка (комарик)». С паузами на отдых и снова тренировать выдох.


4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).

Игра «Стоматолог». Картинки с открытым ртом, улыбками.

  1. Губы находятся в положении «улыбка»; (арт. поза «Заборчик»)

  2. Зубы раскрыты на ширину одного пальца твоей руки;

  3. Кончик языка поднят к «бугоркам за зубами»-овеолам9найди его нащупав языком, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;

  4. Посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту или «вертушкой»

  5. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать. Как флажок на ветру;

  6. «Включаем голос» .


Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.

6. Постановка звука.(1 мин ) .

Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р . Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.

Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...)

7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)

«Заведи машину». Встать крутить перед собой согнутыми руками по кругу и выдыхать на кончик языка и губы сильно, направляя воздух по середине языка. Бр-р. Бр-р. Бр-р.

«Я-водитель». Ребенок стоит и держит в руках машину изображает , что машина въезжает в гору Бр-р,Бр,ей въезжать трудно, а вот спускается она быстро, Б-ррррр.

«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).


8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.

1. Игра « Барабан ритмов» .Повторить ритм за логопедом. !!!-!!-!! и т.д.

2. Игра «Камень-трава». Камень- ребенок сжимает кулак(показывает твердость звука). Трава- гладит себя по другой руке (показывает мягкость звука). Называются слова или показываются картинки и произносятся., что нарисовано. Ребенок отгадывает, показывает..

9.Рефлексия (1 мин)

Чем мы сегодня занимались на уроке?

С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?


Д\з артикуляционная, фонем. ритмика, дыхательные гимнастик игры повторять дома.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!