Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)
Тема. Постановка звука [Р].
Составила Четверикова В. Е
Учитель-логопед. МДОУ «Детский сад № 81».
Описание дефекта: параротоцизм.
Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.
Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.
Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение правильного уклада речевого аппарата при произнесении этого звука.
Коррекционные задачи:
- познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;
- развивать фонематические процессы
- тренировать выделять звук на фоне слова;
- развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.
1. Организационный момент.(30сек)
Заходим в кабинет, занимаем место у стены.
Логопед: «Сегодня тебе придется вспомнить мультфильм «Три кота и одна кошечка». И их любимую песенку» (ребенок занимает исходную позицию у стены готовиться к голосовым упражнениям).
2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и [э])
3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):
«Лошадка», «Кучер», «Грибок», «Индюк», «Пулемет», «Барабанщик». «Лопатка-иголка».
3. Дыхательная гимнастика (3 мин):
- «Дракончик», отрезанную полоску от салфетки или одноразового платочка прикрепляем к кончику языка и дуем, чтоб она развивалась как флажок. б - 5 раз;
- «Фокус», кладем ватку на нос, сдуваем её.(Язык кладем широкий на верхнюю губу и дуем по середине языка, струю направляем на нос).-5 раз
- «Неправильная пчелка (комарик)». С паузами на отдых и снова тренировать выдох.
4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).
Игра «Стоматолог». Картинки с открытым ртом, улыбками.
- Губы находятся в положении «улыбка»; (арт. поза «Заборчик»)
- Зубы раскрыты на ширину одного пальца твоей руки;
- Кончик языка поднят к «бугоркам за зубами»-овеолам9найди его нащупав языком, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
- Посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту или «вертушкой»
- Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать. Как флажок на ветру;
- «Включаем голос» .
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
6. Постановка звука.(1 мин ) .
Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р . Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.
Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...)
7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)
«Заведи машину». Встать крутить перед собой согнутыми руками по кругу и выдыхать на кончик языка и губы сильно, направляя воздух по середине языка. Бр-р. Бр-р. Бр-р.
«Я-водитель». Ребенок стоит и держит в руках машину изображает , что машина въезжает в гору Бр-р,Бр,ей въезжать трудно, а вот спускается она быстро, Б-ррррр.
«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).
8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.
1. Игра « Барабан ритмов» .Повторить ритм за логопедом. !!!-!!-!! и т.д.
2. Игра «Камень-трава». Камень- ребенок сжимает кулак(показывает твердость звука). Трава- гладит себя по другой руке (показывает мягкость звука). Называются слова или показываются картинки и произносятся., что нарисовано. Ребенок отгадывает, показывает..
9.Рефлексия (1 мин)
Чем мы сегодня занимались на уроке?
С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?
Д\з артикуляционная, фонем. ритмика, дыхательные гимнастик игры повторять дома.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)»
Конспект индивидуального логопедического занятия для дошкольника с заключением ФФНР. Дислалия. (ротоцизм)
Тема. Постановка звука [Р].
Составила Четверикова В. Е
Учитель-логопед. МДОУ «Детский сад № 81».
Описание дефекта: параротоцизм.
Звук [р] выступает в виде горлового дрожащего звука.
Второй тип — увулярное р (от греч.uvula — язычок), при котором вибрирует только язычок. При этом слышится отчетливый рокот.
Цель: Добиваться правильного произношения звука [р]. Тренировать умение правильного уклада речевого аппарата при произнесении этого звука.
Коррекционные задачи:
познакомить ребенка с правильным укладом произношения звука [р] ;
развивать фонематические процессы
тренировать выделять звук на фоне слова;
развивать умение удерживать правильную позицию при произнесении звука.
1. Организационный момент.(30сек)
Заходим в кабинет, занимаем место у стены.
Логопед: «Сегодня тебе придется вспомнить мультфильм «Три кота и одна кошечка». И их любимую песенку» (ребенок занимает исходную позицию у стены готовиться к голосовым упражнениям).
2. Выполняем фонематическую ритмику(2 мин) для звуков [И] и [У] (если необходимо, то поются дополнительно звуки [ы] и [э])
3.Артикуляционная гимнастика (4 мин 30 сек):
«Лошадка», «Кучер», «Грибок», «Индюк», «Пулемет», «Барабанщик». «Лопатка-иголка».
3. Дыхательная гимнастика (3 мин):
«Дракончик», отрезанную полоску от салфетки или одноразового платочка прикрепляем к кончику языка и дуем, чтоб она развивалась как флажок. б - 5 раз;
«Фокус», кладем ватку на нос, сдуваем её.(Язык кладем широкий на верхнюю губу и дуем по середине языка, струю направляем на нос).-5 раз
«Неправильная пчелка (комарик)». С паузами на отдых и снова тренировать выдох.
4.Объяснение правильной артикуляции речевого аппарата (1 мин).
Игра «Стоматолог». Картинки с открытым ртом, улыбками.
Губы находятся в положении «улыбка»; (арт. поза «Заборчик»)
Зубы раскрыты на ширину одного пальца твоей руки;
Кончик языка поднят к «бугоркам за зубами»-овеолам9найди его нащупав языком, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
Посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту или «вертушкой»
Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать. Как флажок на ветру;
«Включаем голос» .
Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Аудиально- наличие рокочущего звука.
6. Постановка звука.(1 мин ) .
Упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние ш иж, получаем фрикативный р . Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель. Без вибрации.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.
Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд... ддд, ддд, ддд...), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука(дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...) и далее из многократного повторения звукад как равномерного(ддддддд...), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии(ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а илиы (дда, дда, дда... дды, дды, дды... ддда, ддда, ддды... ддды...)
7.Физминутка «Я-водитель). (2 мин).(таже , что и в первом случае)
«Заведи машину». Встать крутить перед собой согнутыми руками по кругу и выдыхать на кончик языка и губы сильно, направляя воздух по середине языка. Бр-р. Бр-р. Бр-р.
«Я-водитель». Ребенок стоит и держит в руках машину изображает , что машина въезжает в гору Бр-р,Бр,ей въезжать трудно, а вот спускается она быстро, Б-ррррр.
«садиться за стол, берет машинку(среднюю). Упираясь на неё руками . вдохнув вздуха побольше на выдохе катит по столу ее вперед на неё опираясь, в конце открывает рот и говорит звуки [А] (или [Ы], или [Э]).
8.. Игра "Угадай звук"(1 мин 30 сек) -развитие слухового внимания.
1. Игра « Барабан ритмов» .Повторить ритм за логопедом. !!!-!!-!! и т.д.
2. Игра «Камень-трава». Камень- ребенок сжимает кулак(показывает твердость звука). Трава- гладит себя по другой руке (показывает мягкость звука). Называются слова или показываются картинки и произносятся., что нарисовано. Ребенок отгадывает, показывает..
9.Рефлексия (1 мин)
Чем мы сегодня занимались на уроке?
С какими звуком работали? Что тебе было сложно? А что получилось легко?
Д\з артикуляционная, фонем. ритмика, дыхательные гимнастик игры повторять дома.