СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р].»



Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р].

Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять умение находить место звука в слове;

- формировать навыки слогового анализа;

- закреплять навык согласования существительного с числительными;

- закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

- закреплять умение делить слова на слоги;

- закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование: наглядный материал, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед: Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок: Будем помогать Роме.

Л огопед: Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой).

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками).

В небе летали чайки (имитирующие движения).

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения).

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь).

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз).

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу).

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук).

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения).


Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?»:

П риоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр»:

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

«Кто дальше загонит мяч?»:

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка»:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Нижняя челюсть не должна двигаться: работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье»:

С легка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк»:

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк кричит). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики»:

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д». Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ].

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р». При произнесении звука Р губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. 

5. Проговаривание прямых и обратных слогов.

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] .

6. Проговаривание слов со звуком [Р].

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) .

7. Определение звука в словах

М ы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах: в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте.

Давай подуем на паруса и поможем паруснику

отправиться в путь.

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами.

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки).

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

С ели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки).

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран). Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном.

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор).

14. Проговаривание чистоговорок.

П ирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко». Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р].

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро-ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения).

Две ладошки, друзья – (две ладошки показать и опять соединить лодочкой)

Это лодочка моя

Паруса подниму, – (поднять выпрямленные ладони вверх).

Синим морем поплыву – (выполнять волнообразные движения).

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там – (имитировать движения волн и рыбок).

16. Составление и чтение слов из слогов.

Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова, прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА.

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме). Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось). Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р]. К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!