Автоматизация звука З в слогах.
Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах.
Речевые задачи:
• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»;
• закреплять умение правильно произносить звук «з»;
• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах.
Коррекционные задачи:
• развивать фонематические процессы;
• коррекция речевого дыхания;
• коррекция общей и мелкой моторики;
• коррекция артикуляционных нарушений.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к занятию;
• воспитывать усидчивость;
• воспитывать навыки самоконтроля.
Оборудование: Макеты (Золушка в нарядном платье и домашнем платье), зеркало, картинка с буквой З, разрезная картинка -платье, колокольчик, предметные картинки, цветы с бабочками на нити, демонстрационная карточка с изображением комара.
Ход занятия
- Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?
- Золушка.
Выставляется макет Золушки в домашнем платье.
- Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.
Развитие общей моторики
- Какой первый звук в имени нашей гостьи?
- «З»
- Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Пойдем мы на поляну. Только давай для начала немного разомнемся.
Выходим на поляну.
Упражнение «Зайка»
- Зайка шёл,
Зайка шёл,
Капусту нашел, сел, поел
И опять пошёл.
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел
И опять пошёл. (Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик).
Работа над дыханием
- Вот на полянке сколько много цветов, а на них прекрасные бабочки. Давай их сдуем.
Ребенок сдувает бабочек с цветка.
Массаж. Артикуляционная гимнастика.
Массаж лица и языка по основным линиям.
- А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».
Автоматизация звука в изолированном виде
- Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з»).
- проговаривание з-з-з-з
Акустико-артикуляционная характеристика
- Скажи, в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук з?
- Губы в улыбке
- А где у нас язык?
- На нижних зубках,
- Зубы?
- Между зубками щель.
- Что с горлом?
- Горлышко поет песенку комара. Звук «З» согласный, звонкий, твердый.
Развитие мелкой моторики
- Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Поможем Золушке зашить платье.
- Собирает картинку разрезанного платья.
Работа над голосом
- Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА»; А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».
- Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.
Развитие фонематического слуха
- А в следующем задании злой мачехи тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З».
Игра «Поймай звук».
Автоматизация звука в слогах
- Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:
За-за-за Зо-зо-зоЗу-зу-зу
Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз
Давай ей подпоем.
- повторят слоговые ряды.
Развитие фонематического восприятия
- Следующее задание «Один-Много» Я назову один предмет, а ты множество таких предметов.
- арбуЗ - арбуЗЫ,
паровоЗ - ПаровоЗЫ,
мороЗ - мороЗЫ,
расскаЗ – расскаЗы.
Формирование лексико-грамматического строя речи
И последнее задание мачехи: скажи ласково.
зайка - заинька зонт - зонтик
зуб – зубик таз – тазик
Итог занятия
Золушка появляется в красивом платье, благодарит за то, что помогли ей и она может отправляться на бал.
Что понравилось на занятии? Что для тебя было сложным?