Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Автоматизация звука [Р]».
Цель: продолжить коррекционную работу по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях и текстах.
Задачи:
Образовательные:
- расширение знаний учащихся об окружающем мире;
Коррекционно-развивающие:
- коррекция звукопроизношения путем развития органов артикуляционного аппарата с помощью артикуляционной гимнастики - продолжение автоматизации звука [Р] в предложениях и текстах;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие связной устной речи путем пересказа рассказа «На рыбалке», при подведении итогов занятия;
- развитие мыслительной деятельности при отгадывании загадок, подведении итогов занятия;
- развитие личностных качеств - усидчивости и выдержки во время логопедического занятия;
- развитие кратковременной памяти;
- формирование способности к рефлексии;
Воспитательные задачи:
- повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- воспитание самостоятельности;
Здоровьесберегающие:
- планирование объем материала с учетом повышенной утомляемости ученика;
- обращение внимания ученика на правильную посадку;
- способствование созданию благоприятного психологического климата;
Наглядно-дидактический материал: предметные картинки — шар, ворона, карандаш, яблоко, радуга, арбуз, крапива, рыба, рак, зебра, грабли, топор ,комар, тигр
Ход:
1. Орг.момент– Назови картинки (рак, радуга). С какого звука начинаются эти слова?
– Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться правильно произносить звук [Р].
Уточнение артикуляционного уклада для произнесения звука «Р». 1. Губы и зубы раскрыты в зависимости от последующего гласного. 2. Широкий напряженный язык боковыми краями плотно прижат к боковым зубам до резцов, а кончик языка касается верхних альвеол. 3. Мягкое небо поднято. 4. Голосовые связки вибрируют. 5. Под воздействием сильной струи воздуха кончик языка отскакивает от альвеол и вибрирует. Нормальное произношение звука «Р»: Перед согласными и после них звук произносится с 1-2 ударами, Между гласными – с 1 ударом, В конце слова раскатисто — 3-4 удара.
А теперь сделаем гимнастику для языка
1.Язык лопаткой положи
И спокойно подержи
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать: Раз, два, три,
четыре, пять!
Язык можно убирать.
2.Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3.Малышата – индюшата
Лапками топочут,
Весело бормочут,
Бл-бл-бл-бл-бл-бл
4.Ты моторчик заведи,
Громко-громко порычи!
Руки пусть тебе помогут,
И поедем по дороге.
Автоматизация звука «Р» в словах.
А) Назвать слово (с опорой на предметные картинки). Определить позицию звука в слове (начало – середина — конец) Нарисовать схему слова и обозначить позицию звука «Р» в слове. Рама, парус, кенгуру, гитара, …..
Б) Назвать слово (без наглядной опоры — картинки закрыть). Назови предметы, о которых можно спросить «Кто это?» Назови предметы, о которых можно спросить «Что это?»
В) Сосчитай до пяти: Одна рама, две рамы, ….пять рам
Г) По картинкам: назови - игрушки - музыкальные инструменты – животных
Д) Разгадай загадку, определи место звука в слове-отгадке:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его — (арбуз).
Злая, как волчица,
Жжется как горчица!
Что это за диво?
Это же (крапива).
Е) Скажи наоборот:
Холод — (жара) Печаль – (радость) Дешево – (дорого) Длинный – (короткий) Отдых – (работа)
Автоматизация звука «Р» в предложениях
А) Придумай предложения со словами – предметами, которые изображены на картинках. (Действия, которые можно совершать с изображенными предметами).
Б) Согласование существительных с прилагательными в роде.
Игра «Какой? Какая?»
Шар - красный,
Ворон - черный,
Карандаш - оранжевый,
Яблоко - круглое,
Радуга - разноцветная,
Платье - розовое,
Салют - яркий.
В) Вставь слово в предложение: «У нас много…»
Г) Закончи предложение. В реке водится крупная …(рыба). Папа Карло принес азбуку для … (Буратино). Мама мыла … (раму). На лугу паслись овцы и …(бараны). Мы видели в зоопарке австралийского …(кенгуру). Чтобы раскрасить картинку, я взял цветные …(карандаши).
Д) Составь предложения со словами:
Ромашки, собирать. Дорога, короткий.
Автоматизация звука «Р» в тексте.
На рыбалке.
Егор и Рая ходили на рыбалку. В реке много карпов. Егор ловил карпов удочкой. Карпы хорошо ловились на червей.
Рая сварила из карпов вкусную уху.
1.Как звали друзей?
2.Куда пошли дети?
3.Кого было много в реке?
4.Кого ловил Егор?
5.Почему карпы ловились хорошо?
6.Что сварила Рая?
7.Что такое уха?
Домашнее задание
• Проговаривать слоги и слова со звуком [Р]
• Проговаривать чистоговорки:
В огороде старика репка выросла крепка.
Белые бараны били в барабаны.
Завершение урока. Подведение итогов занятия.