Конспект
индивидуального психологического занятия
по профилактике агрессивного выражения гнева для ребенка с нарушение слуха 1-2 класс.
ВУЛКАН
Цель: профилактика агрессивного выражения гнева, развитие эмоциональной сферы.
Задачи:
образовательные:
развитие зрительного восприятия и внимания;
развитие подражания;
развитие воображения и сенсорного восприятия;
воспитательные:
учить управлять своими эмоциями;
формировать навыки социально-адаптивного поведения;
учить ребенка коммуницировать;
коррекционные:
формировать умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их;
развивать мышечный аппарат лица, участвующий в воспроизведении данной эмоции;
развивать способность понимать эмоциональное состояние других людей;
Необходимое оборудование: световой стол с песком, кинетический песок на подносе, фигурки людей, животных, деревьев, разноцветные камешки, визуальная опора (картинки) из приложения к конспекту, зеркало.
Организационный момент.
Приветствие песку (на световом столе).
Выбираем любой ритуал приветствия.
Ребенок оставляет свою ладошку на песке. Можно оставить и правую, и левую ладошку.
Ребенок собирает песок в кулачок и пропускает песок струйкой на стол. Сначала правой, затем левой ручкой.
Какие ощущения от песка?
Дружеское рукопожатие. Ребенок собирает песок в кулачок и сыпет песок во вторую ладошку. Затем ручки меняются.
- Понравились ощущения от песка?
Пальчиковая гимнастика
На горе мы видим дом.
(Кисти рук сложить «домиком».)
Много зелени кругом.
(Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты.
(Руками показать «деревья» и «кусты».)
Вот – душистые цветы.
(Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор.
(Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор.
(Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем,
(Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем.
(Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»
(Постучать кулаками по столу.)
Кто-то к нам идет на стук…
(Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь.)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли!
(Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то.)
Один, два раза выполняем гимнастику руками, а на третий раз можно нарисовать картину на световом столе с песком.
Основная часть занятия.
Упражнение «Игра с кинетическим песком»
Я налью воды чуток
(гладим песок)
В таз добавлю порошок
(Сыпем песок)
Пену ручками взобью
(месим, мнем песок)
Постираю и пойду.
(протираем песок в ладошках)
Повтор 2-3 раза
Упражнение «ВУЛКАН»
Погружаем ребенка в сюжет игры.
По середине или сбоку подноса (ребенок решает сам) формируем гору, высокую, плотную. (Показываем изображение горы на картинке).
Предлагаем ребенку обустроить городок под горой с местными жителями, домиками.(Картинку город вокруг горы) Ребенок используем предложенные фигурки животных, людей, домиков, камешки.
Комфортно ли ему в городке? Что он хочет дополнить? Нравится город?
И вот, ночью гора превращается в вулкан и сносит весь городок, ломает деревья и дома.
После извержения все жители собрались и стали решать: почему это произошло?
Один мудрец (либо герой) предлагает порассуждать:
Почему гора обиделась? Чем ее разозлили? Может она предупреждала о том, что ей плохо?
Происходит обсуждение с ребенком что могло не понравиться горе.
Предложить ребенку картинку с изображением эмоции злости.
Изобразить эмоцию перед зеркалом, описать лицо.
А когда мы злимся? (Тут ребенку можно предложить картинки с ситуациями, когда возникает злость, на усмотрение педагога).
Как можно было помочь горе снизить свою злость?
Как ребенок сам справляется со злостью? Придумать 2-3 способа. (Предлагаем ребенку визуальную опору способов адекватного выражения гнева на усмотрение педагога)
После ребенок может отстроить город заново.
Заключительный этап и рефлексия.
И рассказывает горе, как можно справляться с гневом. На каждый способ украшает гору цветным камешком.
Понравилось ли занятие? Все ли получилось?
Благодарим песочек и прощаемся с ним.
Приложение.
Визуальная опора (картинки) для занятия.
Гора и город
У меня не получается
Причины возникновения гнева (в том числе и в школе)