Конспект индивидуального занятия
по автоматизации звука [Ш]
Тема: «Маша и медведь»
Цель: Автоматизация звука Ш.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- Закрепить навыки правильного произношения звука Ш в слогах, словах, чистоговорках.
- Упражнять в определении наличия звука [ш] в словах.
- Закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Упражнять в умении собирать разрезанные мнемотаблицы знакомых чистоговорок и затем рассказывать их.
- Развивать умение делить слова на слоги.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Развивать длительный речевой выдох.
- Развиватьфонематический слух, чувство ритма.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, внимание.
- Формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование:2 зеркала, 2 посудные губки, тактильные коврики, игра на липучках «Сложи в шкаф предметы в названии которых есть звук Ш», игра с прищепками «Скажи ласково», мнемоквадраты, изображения поезда с разным количеством окошек в вагончиках.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
Логопед сообщает тему занятия, уточняет артикуляцию звука Ш.
II. Основная часть.
1. Логоритмическое упражнение «По грибы, по ягоды»
Маша шла, шла, шла (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)
И малину нашла. (Наклониться, правой рукой достать носок левой ноги, не сгибая колен)
Маша дальше пошла, (Ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Много клюквы нашли. (Наклониться, левой рукой достать носок правой ноги, не сгибая колен.)
Маша вправо пошла (Идем приставным шагом вправо)
Боровик нашла (Наклониться, правой рукой достать носок левой ноги)
Маша влево пошла (Идем приставным шагом влево)
Шампиньон нашла. (Наклониться, левой рукой достать носок правой ноги)
Ягодка за ягодкой, грибочек за грибочком, и Маша заблудилась.
2. Дыхательное упражнение «Ау!»
Вдох носом (плечи не поднимаем), выдох через рот с произнесением «Ау!». Повтор 3-4 раза.
Никто Машу не услышал.
3. Артикуляционная гимнастика «Маша и медведь»
Пошла она дальше. На горку поднялась, с горки спустилась, на горку поднялась, с горки спустилась.
«Качели»
Забрела она далеко от дома. Видит, стоит в лесу избушка и дверь открыта.
«Ротик открывается»
Вошла Маша, а в избушке большой стол стоит.
«Грибок»
На столе – посуда. Чашки большие, кружки.
«Чашечка»
Посмотрела Маша, а чай то пить не с чем. Решила она напечь блинов.
«Блинчики»
В погребе нашла варенье.
«Вкусное варенье»
И тут вернулся медведь из леса. И заревел.
«Трубочка»
Потом увидел блины с вареньем и улыбнулся.
«Улыбочка»
Не отпустил мишка Машу, оставил у себя жить, чтобы она ему обед готовила, дом убирала, посуду мыла.
4. Пальчиковый игровой самомассаж «Посуда». (С губкой для мытья посуды)
Раз, два, три, четыре —
Мы посуду перемыли. (Круговые движения губкой по ладони)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Движения губкой вверх-вниз по каждому пальчику)
Мы посуду перемыли,
Мы посуду сполоснули.
(Движения ладонью и тыльной стороной руки по ладони и пальцам другой руки)
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Поглаживаем пальцами одной руки каждый пальчик другой руки)
Когда у Маши выдавалась свободная минутка, она любила ходить по тропинке и петь песенки.
5. «Ритмические дорожки»
Автоматизация звука Ш в слогахна тактильных ковриках с изменением ритмического рисунка.
Ша-ша – ша-ша-ша
Ша-ша-ша – ша-ша
Шу-шу – шу-шу-шу
Шу-шу-шу – шу-шу
Но долго гулять Маша не могла, потому что Мишка дал ей задание навести порядок в его комнате.
6. Игра «Сложи в шкаф предметы в названии которых есть звук Ш»
Автоматизация звука Ш в словах.
На магнитной доске прикреплен шкаф с липкой лентой и предметные картинки.
Ребенок помещает в шкаф только те картинки, в названии которых есть звук Ш.
Мишка был совсем нежадным и делился с Машей всем, что у него было.
7. Игра «Скажи ласково»
У логопеда карточка с изображением медведя, у ребенка – с изображением Маши. Картинки на прищепках с предметами со звуком Ш большого и маленького размера.
Логопед прикрепляет прищепку с картинкой к карточке Медведя и говорит: «У Мишки есть шуба, а у Маши…»
Ребенок: «А у Маши есть шубка» и прикрепляет прищепку к карточке.
Мишка научил Машу играть в свою любимую игру, давай мы с тобой тоже в нее поиграем.
8. Релаксационное упражнение «Собери шишки»
Когда в лесу дует ветер, с ёлок падают шишки, а Мишка их ловит и собирает в корзину.
Ловим мнимые шишки, зажимаем с силой кулаки, затем делаем руками сбрасывающие, расслабляющие движения.
А Маша разучила с Мишкой свои любимые чистоговорки, а чтобы он их не забыл, нарисовала к ним картинки. Но Мишка все картинки перепутал.
9. «Собери и расскажи чистоговорки»
Автоматизация звука (Ш) в чистоговорках.
У Мишки шишки, шишки у Мишки.
Бабушка Мишке шьет штанишки.
Мишка был очень добрым, не таким как в русской народной сказке. Он сам отвел Машу домой, а потом решил оправить ей подарки поездом.
10. Игра «Подарки для Маши»
Ребенок делит слова на слоги (кошка, мышь, лошадка, мишка) и помещает карточки в вагончик с нужным количеством окошек. 1слог – 1 окошко, 2 слога – 2 окошка и т.д.
III. Итог.
Что тебе больше всего понравилось на занятии?
Какой звук мы произносили чаще всего?
Мишка очень доволен тем, как ты занималась, и он для тебя тоже приготовил подарок – воздушный шар.