СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений с ребёнком 6 лет с ЗПР на тему: «Геометрические фигуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по формированию элементарных математических представлений с ребёнком 6 лет с ЗПР на тему: «Геометрические фигуры»»

Тема: «Геометрические фигуры»

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах.
Задачи: 

  • коррекционно-образовательные:
    развить навыки узнавания геометрических фигур;

  • закрепить соотнесение основных цветов;

  • сформировать способность к сравниванию геометрических фигур по цвету;

  • сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком и находить лишние;

коррекционно-развивающие:

  • развить познавательные навыки, мышление, произвольное внимание, концентрацию, зрительную память, связную речь, мелкую моторику рук;

коррекционно-воспитательные:

  • сформировать способность к самоконтролю, усидчивость, трудолюбие;

  • создать положительный эмоциональный фон.

Методы и методические приёмы.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Предварительная работа:

  • дидактические игры: «Сортировщик. Геометрические фигуры», «Выложи узор», «Чего не хватает», «Продолжи ряд», «Четвёртый лишний», работа с прописями, задания на различение и называние цвета, формы предметов

Оборудование и материал

  • набор геометрических фигур для игры «Путаница», настольно-печатная игра «Восстанови ряд», игра «Пиши-стирай. Что забыл художник?», настольно-печатная игра «Найди лишнее», мешочек, фломастеры.

Ход занятия:

I. Организационный момент: 

Учитель-дефектолог: - Здравствуй, дорогой дружок! Начинается урок. К нам без опоздания приходи старание, помоги нам потрудиться, к нам Паша пришёл учиться!

II. Основная часть.

1. Актуализация ранее полученных знаний: игра «Путаница».
Учитель-дефектолог: 
- Сегодня мы с тобой поиграем в одну очень интересную игру, а называется она «Путаница». Закрой глаза! (Ребенок закрывает глаза, в это время учитель стопочками выкладывает на столе геометрические фигуры).

- Открывай глазки и посмотри, что я для тебя приготовила. Давай вспомним, как называются эти фигуры и назовем их цвета, а потом начнем играть. (Ребенок поочередно называет фигуры и их цвета.

- Молодец, а теперь поиграем! Сейчас я перемешаю все фигуры, а ты должен будешь найти и отдать мне все зеленые треугольники. (Ребенок находит зеленые треугольники и отдает их учителю).

- Хорошо, теперь найди все синие круги. (Дефектолог поочередно называет все фигуры и их цвета, ребёнок находит нужные).

- Посмотри, какие фигуры остались и назови их цвета (красные и желтые прямоугольники, черные и белые ромбы. Положи черные ромбы на красные прямоугольники, а черные ромбы спрячь под желтыми прямоугольниками. Молодец, у тебя очень хорошо получилось!

2. Игра «Восстанови ряд» (тренировка зрительной памяти и произвольного внимания).

Учитель-дефектолог: 

- С первым заданием ты справился, теперь мы можем перейти к следующей игре. Внимательно посмотри на этот ряд с фигурами и постарайся запомнить все. (Дефектолог на протяжении 20 секунд показывает ребенку полоску бумаги с нарисованными фигурами, ребенок смотрит и запоминает).

- А теперь я спрячу картинку, а ты постарайся вспомнить все фигуры, которые были на ней изображены и расставить фигуры так, как они стояли на картинке (Дефектолог дает ребенку полоску бумаги и вырезанные фигуры).

- Хорошо, давай проверим, правильно ли у тебя получилось! (Педагог демонстрирует ребенку образец, вместе с ним находит ошибки. Игра повторяется несколько раз. Количество фигур постепенно увеличивается: от двух до четырех).

3. Пальчиковая гимнастика:

Учитель-дефектолог: 

- Прежде чем продолжить играть, давай разомнем наши пальчики! Внимательно смотри на меня и повторяй движения.


Будем с пальцами играть и фигуры называть!

Вот квадрат,






А вот кружок.



Ну-ка не ленись, дружок!

Треугольник покажи,




В ромбик пальчики сложи,


А теперь прямоугольник и овал всем покажи.



(Поднять вверх указательные пальцы, выставить под прямым углом большие пальцы, сначала соединить кончики указательных пальцев друг с другом, потом соединить кончики больших пальцев),

(Соединить подушечки указательных и больших пальцев, округлить пальцы),

(Погрозить указательным пальцем),

(Соединить указательные пальцы «домиком», большой палец правой руки положить на большой палец левой),

(Опустить большие пальцы вниз, соединив их «домиком»),

(Соединить кончики больших и безымянных пальцев для получения прямоугольника, соединить кончики больших и указательных пальцев, после чего предать им форму круга, немного опустить их для получения овала).


4. Дидактическая игра «Что забыл художник?» (игра для развития мышления и мелкой моторики):

Учитель-дефектолог: 

- Мы немного отдохнули и подготовили пальчики к работе. Посмотри, один знакомый художник подарил мне четыре картинки, он нарисовал на них узор, но забыл, какая фигура должна стоять в конце. Как ты думаешь, какую фигуру забыл нарисовать художник? (Педагог показывает ребенку бумажные полоски с нарисованным орнаментом из фигур: фигуры расставлены в ряд, одна пропущена. Ребенок должен понять закономерность и назвать недостающую фигуру).

- Молодец, художник действительно забыл нарисовать эту фигуру, давай поможем ему это сделать и закончим картинку! (Дефектолог помогает ребенку обвести и раскрасить фигуру. Если ребенок может нарисовать фигуру самостоятельно, учитель контролирует правильность выполнения задания и помогает сделать работу аккуратно. Игра повторяется несколько раз).

5. Дидактическая игра «Найди лишнее» (игра для развития мыслительной деятельности, связной речи):

Учитель-дефектолог: 

- Ты большой молодец! У меня есть для тебя еще одна интересная игра. Она называется «Найди лишнее». Сейчас я расставлю фигуры в ряд, а ты постарайся найти лишнюю и объясни, почему лишняя именно она. (Педагог выкладывает на парте ряд из трех-четырех фигур, добавляя одну лишнюю. Сначала фигура является лишней по форме (напр., 3 круга и 1 квадрат), а затем по цвету (напр., 3 желтых круга и 1 синий). Ребенок должен не только указать на лишнюю фигуру, но и развернуто объяснить свой выбор)
6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (игра для развития узнавания геометрических фигур):

Учитель-дефектолог: 

- Посмотри, что у меня есть! Это «Волшебный мешочек» и сегодня ты можешь с ним поиграть. Закрой глаза! (ребенок закрывает глаза, дефектолог помещает в «волшебный мешочек» одну геометрическую фигуру. Фигура должна быть достаточно крупной). А теперь опусти руку в мешочек и попробуй определить, какая фигура в нем спряталась. Доставать фигуру нельзя! (Игра повторяется несколько раз. Открывая глаза, ребенок называет цвет фигуры).

III. Итог занятия.

- Давай вспомним, в какие игры мы сегодня играли? Молодец, ты очень хорошо поработал сегодня! Я жду тебя на следующем уроке. До свидания!





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.

  2. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития «Мир детства» / Авт.-сост. Кобзарь О. В., Извекова Т. И., Носкова Л. М., Безух Л. А., Завгородняя В. Н., Горб Г. Н., Шалыгина Е. А., Ковальчук Л. Л., Бубнова Л. И., Демидова Л. А., Мороз О. С., Ушатая М. Ю. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк, 2019. – 147с.

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-individualnogo-zanjatija-na-temu-geometricheskie-figury-5-7-let.html