Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП для 4 класса
по теме: «Дифференциация звуков [д-т]»
Текст: «Лес»
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость
Цели:
Дифференциация звуков [д-т] в слогах, словах, фразах, предложениях.
Развитие слухового восприятия с использованием текста и учебных фраз.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
закреплять правильное произношение звуков [т-д];
закрепить лексический материал по тексту;
повторить фазы с учебных предметов;
Коррекционно – развивающие:
развивать самоконтроль за произношением звуков;
развивать фонематический слух;
развивать правильный речевой выдох;
развивать познавательные процессы;
развивать слуховое восприятие;
Коррекционно – воспитателные:
воспитывать интерес к занятиям;
воспитывать внимание к речи;
воспитывать умение внимательно слушать;
Ход урока.
Ι.Формирование произносительной стороны речи.
«Дифференциация звуков и букв [т] - [д]. Работа над логическим ударением»
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка слуха.
- Ты меня слышишь?
-Что мы будем делать на уроке? (Будем слушать и будем говорить хорошо)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- На занятии старайся говорить внятно.
- Назови первый звук в названии картинок: тарелка, дом.
- Сегодня мы будем произносить, сравнивать и учиться различать звуки [т]- [д].
Я буду говорить, Ты слушай и повторяй: ТА-ТА-ДА, ДА-ДА-ТА, ДО-ТО-ДО, ТУ-ТУ-ДУ (за экраном).
2. Дыхательная гимнастика.
-Сейчас мы займемся дыхательной гимнастикой. Положи одну руку на грудь, а другую на живот:
вдох выдох
вдох ф___________
вдох в___________
вдох ф_____в_______
3. Артикуляционная гимнастика.
-А сейчас займемся артикуляционной гимнастикой.
1. «Заборчик».
2. «Хоботок».
3. «Заборчик-трубочка».
4. «Качели».
5. «Чашечка».
6. «Маляр».
7. «Часики».
8. «Бегемотик».
9. «Накажем непослушный язык».
10. «Грибок».
11. «Гармошка».
12. «Лошадка».
4. Определение звуков по артикуляции (по профилям).
(Профили звуков [т], [д]):
- Найди профиль звука [т]. Что происходит с губами и языком при произношении этого звука?
Особенности артикуляции звука [т].
Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена.
Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.
Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)
Характеристика звука [т] - твердый глухой согласный.
- Есть ли здесь профиль звука [д]? Что происходит с губами и языком при произношении этого звука?
Особенности артикуляции звука [д].
Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена.
Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.
Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)
Xapaктepистка звyка [д] - твердый звонкий согласный.
5. Дифференциация звуков т-д
в прямых слогах:
Прочитай слоги:
ТА – ДА ДА – ТА
ТУ – ДУ ДУ – ТУ
ТО – ДО ДО – ТО
Произнеси слоги на одном выдохе:
Та-то-ту-ты-тэ! (выдох).
Да-до-ду-ды-дэ! (выдох).
Прочитай слоги:
Громко умеренным голосом шёпотом
АТА – АДА ОТА – ОДА УТА – УДА
АТО – АДО ОТО – ОДО УТО – УДО
АТУ – АДУ ОТУ – ОДУ УТУ – УДУ
в слогах со стечением согласных
Замени звук Т на Д. Прочитай чётко:
ТНА – ДНА
ТВА – ДВА
ТМА – ДМА
ТВО – ДВО
А теперь замени звук Д на Т. Прочитай чётко:
КДА – КТА
ГДО – ГТО
ГДУ – ГТУ
ГДЭ – ГТЭ
в словах, звуки Т-Д в начале слова
-Прочитай слова:
там – дам
Таня – Даня
Таль-даль
Ток-док
Тон-Дон
в словах, звуки Т – Д в середине слова
вода-вата
хата - мода
мята - помада
богата - подавно
боты - надо
в словах, звуки Т – Д в одном слове
Прочитай и исправь ошибки в словах:
а) одтых, документ, бетнота, тятел;
б) Назови картинки. Разложи: со звуком [т] и со звуком [д]:
диван, дерево, душ, тигр, тарелка, туфли (по 3 слова);
в словосочетаниях
- Сложи словосочетания (карточки слов):
медаль для спортсмена, мясные котлеты, садовые ягоды, в небе радуга.
Прочитай словосочетания.
в предложениях
Слушай и повторяй.
Дети сажают деревья.
Летом в деревне отведали мёда.
Осенью часто идет дождь.
6. Работа над логическим ударением:
- Как нужно произносить длинное предложение? (С паузами, по частям)
- Прочитай предложение медленно.
Возле школы живет старенький дедушка/ Ребята решили сделать дедушке подарок/ Нарвали в саду яблок и принесли деду//
- На какие слова падает логическое ударение?
Рефлексия.
- Какие звуки мы сегодня различали?
- Молодец, ты справилась со всеми заданиями.
Физминутка.
1. «Качели» (голова медленно качается из стороны в сторону (выполнять 10 секунд).
2.«Бабочки» (Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку (восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками).
II. Развитие слухового восприятия
Будем играть
Игра : «Похоже-непохоже»
Ход игры: педагог называет слова и просит определить как они звучат – похоже или непохоже.
Дом-том
Дон-тон
Дверь-тверь
Точка – дочка
Дачка-тачка
Доска-тоска
Домик – томик
Душ – туш
Удочка – уточка
Текст: «Лес». Работа с разрезным текстом.
Текст «В лесу».
Леса украшают нашу землю. В лесах приятно и полезно отдыхать. В лесу растут разные деревья, кустарники и травы. Громко поют птицы. Обитает много диких животных. Люди в лесу собирают ягоды, грибы, орехи. Лес приносит большую пользу людям. Он охраняется государством. Люди должны бережно относиться к лесу. Хорошо летом в лесу!
Сопоставление текста с картинками.
Я буду задавать тебе вопросы по этому тексту, а ты отвечай:
-О чем был текст?
- Ты был когда-нибудь в лесу?
- Что в лесу нельзя делать?
Итог занятия:
- Что ты делал на занятии? Над какими звуками мы работали с тобой? тебе понравилось как ты занимался? Молодец!
Рефлексия. Выбери смайлик