СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП для 4 класса по теме: «Дифференциация звуков [д-т]» Текст: «Лес»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

·Дифференциация звуков [д-т] в слогах, словах, фразах, предложениях.

 Развитие слухового восприятия с использованием текста и учебных

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП для 4 класса по теме: «Дифференциация звуков [д-т]» Текст: «Лес»»

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП для 4 класса

по теме: «Дифференциация звуков [д-т]»

Текст: «Лес»

Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость

Цели:

        Дифференциация звуков [д-т] в слогах, словах, фразах, предложениях.

        Развитие слухового восприятия с использованием текста и учебных фраз.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

        закреплять  правильное произношение звуков [т-д];

        закрепить  лексический материал по тексту;

        повторить фазы с учебных предметов;

Коррекционно – развивающие:

        развивать самоконтроль за произношением звуков;

        развивать фонематический слух;

        развивать правильный речевой выдох;

        развивать познавательные процессы;

        развивать слуховое восприятие;

Коррекционно – воспитателные:

        воспитывать интерес к занятиям;

        воспитывать внимание к речи;

        воспитывать умение внимательно слушать;


Ход урока.

Ι.Формирование произносительной стороны речи.

«Дифференциация звуков и букв [т] - [д]. Работа над логическим ударением»

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Проверка слуха.

- Ты меня слышишь?

-Что мы будем делать на уроке? (Будем слушать и будем говорить хорошо)

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- На занятии старайся говорить внятно.

- Назови первый звук в названии картинок: тарелка, дом.

- Сегодня мы будем произносить, сравнивать и учиться различать звуки [т]- [д].

Я буду говорить, Ты слушай и повторяй: ТА-ТА-ДА, ДА-ДА-ТА, ДО-ТО-ДО, ТУ-ТУ-ДУ (за экраном).

2. Дыхательная гимнастика.

-Сейчас мы займемся дыхательной гимнастикой. Положи одну руку на грудь, а другую на живот:

вдох выдох

вдох ф___________

вдох в___________

вдох ф_____в_______

3. Артикуляционная гимнастика.

-А сейчас займемся артикуляционной гимнастикой.

1. «Заборчик».

2. «Хоботок».

3. «Заборчик-трубочка».

4. «Качели».

5. «Чашечка».

6. «Маляр».

7. «Часики».

8. «Бегемотик».

9. «Накажем непослушный язык».

10. «Грибок».

11. «Гармошка».

12. «Лошадка».

4. Определение звуков по артикуляции (по профилям).

(Профили звуков [т], [д]):

- Найди профиль звука [т]. Что происходит с губами и языком при произношении этого звука?

Особенности артикуляции звука [т].

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена.

Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.

Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса)

Характеристика звука [т] - твердый глухой согласный.

- Есть ли здесь профиль звука [д]? Что происходит с губами и языком при произношении этого звука?

Особенности артикуляции звука [д].

Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена.

Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.

Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос)

Xapaктepистка звyка [д] - твердый звонкий согласный.

5. Дифференциация звуков  т-д

в  прямых слогах:

Прочитай слоги:

ТА – ДА             ДА – ТА

ТУ – ДУ             ДУ – ТУ

ТО – ДО             ДО – ТО

Произнеси слоги на одном выдохе:

Та-то-ту-ты-тэ! (выдох).

Да-до-ду-ды-дэ! (выдох).

Прочитай слоги:

Громко умеренным голосом шёпотом

  АТА – АДА          ОТА – ОДА         УТА – УДА               

АТО – АДО          ОТО – ОДО          УТО – УДО         

  АТУ – АДУ         ОТУ – ОДУ           УТУ – УДУ         

в  слогах со стечением согласных

Замени звук Т на Д. Прочитай чётко:

ТНА – ДНА

ТВА – ДВА        

ТМА – ДМА                    

ТВО – ДВО


А теперь замени звук Д на Т. Прочитай чётко:   

КДА – КТА

ГДО – ГТО

ГДУ – ГТУ  

ГДЭ – ГТЭ                

в словах, звуки Т-Д в начале слова 

-Прочитай слова:

там – дам

Таня – Даня

Таль-даль

Ток-док

Тон-Дон

в словах, звуки Т – Д в середине слова         

вода-вата

хата - мода

мята - помада

богата - подавно

боты - надо

в словах, звуки Т – Д в одном слове

Прочитай и исправь ошибки в словах:

а) одтых, документ, бетнота, тятел;

б) Назови картинки. Разложи: со звуком [т] и со звуком [д]:

диван, дерево, душ, тигр, тарелка, туфли (по 3 слова);

в словосочетаниях

- Сложи словосочетания (карточки слов):

медаль для спортсмена, мясные котлеты, садовые ягоды, в небе радуга.

Прочитай словосочетания.

 в предложениях

Слушай и повторяй.

Дети сажают деревья.

Летом в деревне отведали мёда.

Осенью часто идет дождь.

6. Работа над логическим ударением:

- Как нужно произносить длинное предложение? (С паузами, по частям)

- Прочитай предложение  медленно.

Возле школы живет старенький дедушка/ Ребята решили сделать дедушке подарок/ Нарвали в саду яблок и принесли деду//

- На какие слова падает логическое ударение?

Рефлексия.

- Какие звуки мы сегодня различали?

- Молодец, ты справилась со всеми заданиями.

Физминутка.

1. «Качели» (голова медленно качается из стороны в сторону (выполнять 10 секунд).

2.«Бабочки» (Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку (восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками).

II. Развитие слухового восприятия

Будем играть

Игра : «Похоже-непохоже»

Ход игры: педагог называет слова и просит определить как они звучат – похоже или непохоже.

Дом-том

Дон-тон

Дверь-тверь

Точка – дочка

Дачка-тачка

Доска-тоска

Домик – томик

Душ – туш

Удочка – уточка



Текст: «Лес». Работа с разрезным текстом.

Текст «В лесу».

Леса украшают нашу землю. В лесах приятно и полезно отдыхать. В лесу растут разные деревья, кустарники и травы. Громко поют птицы. Обитает много диких животных. Люди в лесу собирают ягоды, грибы, орехи. Лес приносит большую пользу людям. Он охраняется государством. Люди должны бережно относиться к лесу. Хорошо летом в лесу!


Сопоставление текста с картинками.

Я буду задавать тебе вопросы по этому тексту, а ты отвечай:

-О чем был текст?

- Ты был когда-нибудь в лесу?

- Что в лесу нельзя делать?

Итог занятия:

- Что ты делал на занятии? Над какими звуками мы работали с тобой? тебе понравилось как ты занимался? Молодец!

Рефлексия. Выбери смайлик