Инсценировка – беседа «Мы – ветер».
Цели: составить у детей представление о ветре, закреплять знания о воздухе, обогатить словарь. продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его особенностях, значении для человека и окружающего мира.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на улице.
Ход беседы
Организационный момент. Загадывание загадок о ветре.
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует (Ветер)
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует. (Ветер)
Беседа «Что такое ветер»
— Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер (опыт веером)
— Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать, определять силу ветра, направление. Предложить поймать ветер в прозрачные целлофановые пакеты.
— Как можно обнаружить ветер? Посмотрите вокруг – есть ли сегодня ветер? По каким признакам вы догадались?
Игровое упражнение «Какой бывает ветер»
Цель: подобрать слова-прилагательные для определения ветра:
Сильный, легкий, слабый, освежающий, жаркий, холодный, летний, зимний, весенний, попутный, южный, северный, западный, восточный и т. д.
Игровое упражнение «Что умеет делать ветер?»
Цель: подобрать слова-глаголы для определения ветра:
-шуметь, завывать, качать деревья, налетать, дуть, кружить листья, снежинки, пыль, подгонять, поднимать волны, предметы, свистеть, и т. д.
Воспитатель. Ребята, а вы сами хотите быть ветром? (Каждому ребенку предлагается миска с водой, подкрашенной акварельной краской, — это море — Красное море, Желтое, Черное.) Дети — ветры — дуют на воду. Что получается? На море — волны. Чем сильнее дуть, тем волны больше.
Теперь опустите кораблики на море, подуйте на паруса — кораблики плывут. А что происходит с парусными корабликами, когда нет ветра? А если ветер очень сильный?
А что такое ветер? Да, ветер — это движение воздуха или потоки воздуха. Он — вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?.. Правильно, воздух необходим для дыхания. Что нужно делать, чтобы в комнате был чистый и свежий воздух? Правильно, проветривать помещение.
Игровое упражнение по способу ТРИЗ «Чем ветер полезен, а чем опасен»
Польза: надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.
Вред: разрушает дома, ломает деревья в саду, вырывает их с корнем из земли, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили.
-Назовите одним словом сильный ветер: ураган, буря, смерч.
Чтение фрагмента стихотворения А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Физкультминутка «Ветер»
Осторожно ветер
За калитку вышел,
(махи руками вверху вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по столу)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по столу)
Покачал тихонько
Ветками черемух,
(махи руками вверху вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью.
(махи руками)
-Какие электрические приборы могут заменить ветер?
(Вентилятор, фен, кондиционер.)
После такой инсценировки-беседы воспитатель раздает листы бумаги с нарисованным стволом дерева. С левой или правой (у разных детей — по-разному) стороны листа бумаги нарисована стрелка. Она указывает, откуда дует ветер. Задание ребенку: дорисовать ветки дерева так, чтобы они отклонялись по направлению ветра. Если стрелка помещена с правой стороны, то ветки наклонены влево.