Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ленинградской области «Приозерская школа – интернат,
реализующая адаптированные образовательные программы»
Конспект интегрированного мастер- класса для педагогов на тему: «Эффективные приёмы работы учителя- логопеда и учителя- дефектолога с детьми с ТМНР». | |
Занятие подготовили:
учитель-логопед
высшей кв. категории
В… С.В.
учитель- дефектолог
высшей кв. категории
К.. Е.В.
г.Приозерск
2022/2023 учебный год
Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости! Меня зовут В… С.В. В данном учреждении я работаю логопедом. Имею высшее образование по специальности «Логопедия. Олигофренопедагогика».
Меня зовут К… Е.В. В данном учебном учреждении я работаю учителем- дефектологом. Имею высшее образование по специальности «Сурдопедагогика, с доп.специальностью логопедия».
Наша работа направлена на выявление учащихся особенностей в развитии, которые мешают им осваивать учебную программу. Что это за особенности развития? Ну конечно это особенности, связанные с нарушением интеллекта, восприятия, памяти, речи, поведения. Нашей задачей является коррекция, сглаживание выявленных недостатков с целью помощи обучающимся в освоении учебной программы, развитию их коммуникации с окружающими и социализации в будущем.
В нашей школе дети обучаются по 2 основным программам обучения. Если с классами, где обучаются дети по АООП 1 варианта всё понятно и программа, как правило, составляется на весь класс, то с детьми, имеющими ТМНР, всё сложнее. На каждого ребёнка составляется АООП 2 варианта или СИПР. Реализовать программы при этом нужно индивидуально для каждого ребёнка, который находится в классе. В одном классе, а это 5-6 человек, обучаются дети, очень отличающиеся друг от друга заболеваниями, умениями, поведением, наличием или отсутствием речи и уровнем сформированности речи, объёмом коммуникативных, социальных навыков. А значит педагогу нужно хорошо изучить особенности каждого ребёнка, его уровень знаний, выяснить, что ученик уже умеет, чему наиболее важно его научить сейчас, какие навыки пригодятся ему в будущем для адаптации и социализации. Необходимо заранее продумать несколько вариантов одного задания, учитывая психофизические и поведенческие особенности каждого ученика класса. Разработанный для урока на таком классе конспект, план урока часто будет меняться в зависимости от происходящего на конкретном уроке в конкретный момент времени. Это происходит и от особенностей восприятия материала детьми и очень часто от их реакции, самочувствия, поведения. Бывает такое, что дети отказываются работать, плачут, кусаются, плюются, падают в истерике. Поэтому традиционные методы не всегда работают. И здесь педагогу нужно приложить немало усилий, чтобы сохранить главную цель урока, достигнуть запланированного результата пусть и другими, не запланированными ранее методами и приёмами. Исходя их этого, мы постоянно повышаем свой профессиональный уровень, изучаем материалы коллег, участвуем в соответствующих семинарах и вебинарах, регулярно посещаем уроки коллег, сами проводим открытые уроки и мастер- классы, обсуждаем возникающие трудности и способы их преодоления, помогаем коллегам, которые совсем недавно работают в школе с детьми с ТМНР. Ну а теперь мы предлагаем вам окунуться в нашу школьную жизнь, побывать на занятии в роли наших учеников, в классе, где ученики, очень отличные друг от друга в своих умениях, поведении, социальных навыках. Хотим показать вам, как можно адаптировать одну тему и конкретные задачи урока к такому разноуровнему классу.
(Специалисты- участники мастер- класса распределяют «роли» между педагогами. На занятии педагоги будут играть «роль» учеников коррекционной школы).
Вы- ученица У…, у которой нет фразовой речи, присутствуют отдельные слова , но есть хорошее понимание обращённой речи на бытовом уровне, не читает.
Вы- А…, у которой, нет фразовой речи, присутствуют отдельные слова, звукоподражания, ограничено понимание обращённой речи, не читает.
Вы-В…, у которого отсутствует речь как система, ограничено понимание учебного материала, но есть понимание обращённой речи в ситуациях, связанных с выполнением непосредственных бытовых операций, с трудом удерживает внимание, очень подвижный и неусидчивый ребёнок, нередко проявляет агрессию по отношению к другим детям, есть трудности в понимании изображённого на предметных картинках, символах. При изучении материала требуется помощь со стороны.
Вы- В…, у которой есть фразовая речь, хорошее понимание обращённой речи на бытовом уровне, умеет читать по слогам, понимает прочитанное.
Вы- В…, у которой есть фразовая речь, нарушена фонетическая сторона речи, хорошее понимание обращённой речи на бытовом уровне, умеет читать по слогам простые слова, , понимает прочитанное.
Вы- О…, у которой есть фразовая речь, хорошее понимание обращённой речи на бытовом уровне, умеет читать слоги и короткие слова, пересказывать, отгадывать загадки, заучивать стихотворения, сценки.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о временах года, диких и домашних животных. Закрепление словаря по теме (закрепление навыка правильного употребления существительных, обозначающих животных и их детёнышей; предложно- падежных конструкций; различение и называние основных цветов, развитие устной речи, фонематического слуха, развитие навыков чтения, счёта, пространственного восприятия ( различение, узнавание, знание геометрических форм и цифр; развитие операций анализа и синтеза; ориентации в пространстве и схеме собственного тела).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха и речевого внимания, умения слушать инструкцию и правильно её выполнять, зрительного восприятия и внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, любознательности. Воспитание заботливого отношения к окружающим, желания их защитить.
Оборудование: Маршрутный лист с пиктограммами, коммуникатор, магниты, карточки «эмоции»; иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка, предметные картинки (лиса, заяц, собака, петух); цветные следы из картона и предметные картинки, соответствующие цветам этих следов; краски, кисточки, пронумерованные пластиковые стаканчики с водой, картотека загадок про животных, доска, фланелеграф, набор геометрических плоскостных фигур, карточки «Времена года», карточки/ пазлы с изображением «Дикие и домашние животные и их детёныши», индивидуальные карты «Следы зверей» по числу детей, карандаши; карточки для чтения, карточки «Покажи, о ком я говорю»; интерактивная доска, музыка к физминуткам, зонтик, тучка и солнышко из картона, запись голосов диких животных; карточки для игры «Топни- хлопни» («ножки- ёлочка»- «ладошки- домик»).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дефектолог: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь со мной! Ваня, посмотри на меня. Сделай, как я. Подними ручку, поздоровайся. Сегодня мы все вместе отправимся в сказку.
II. Основная часть.
Логопед: . Ребята, а вы любите сказки? А с каких слов обычно начинается сказка?
Дети: Жили- были….
Логопед: В сказках всегда есть зло и добро. Покажите, смайлики- добрый/ злой; покажите, какое лицо у злого человека? Какое лицо у доброго человека? Сказки бывают разные, но все они заканчиваются добром.
Дефектолог: Ну что, вы готовы отправиться в сказку? Посмотрите, что мы будем делать?
(Дети с помощью дефектолога пересказывают содержание пиктограмм).
Дефектолог: Ребята, а кого мы можем встретить в лесу? (показывает на слайд)
Дети: Животных. Ваня показывает карточку «животные».
1)Дид. игры на знание названий цветов «Цветные следы».
Логопед: Ой, ребята, к нам тоже заходили животные. Посмотрите, здесь какие-то следы животных. Да они ещё и разноцветные! Встаньте рядом с тем следом, который вам нравиться. Подумайте и назовите/ покажите предметы такого же цвета.
Логопед: Например, белый, как снег.
(Дети встают на следы выбранного цвета, называют соответствующие предметы. Педагог их хвалит за внимательность).
!!! Дети, которые не владеют речью, подбирают к цветным следам картинку.(зелёный, как огурец).
В случае затруднений педагог предлагает найти «такую же».
2)Дид.игра «Волшебные стаканчики».
Дефектолог: А теперь мы добавим немного сказки, волшебства! Перед вами стоят стаканчики с водой. Вы видите стаканчики? Ваня, ты видишь стаканчик?
Ваня: кивает головой («да») или нажимает на коммуникатор. Возьмите кисточки. У кого на стаканчике цифра «1»- добавьте в воду жёлтую краску, у кого цифра «2» - добавьте в воду чёрную краску.
Педагоги намеренно заранее не положили кисточки, предлагая тем самым детям вступить в коммуникацию (Вика попроси кисточку. Скажи: «Дайте кисточку». У меня нет кисточки. Мне нужна кисточка+ АСК).
Теперь у кого цифра цифра «1»- добавьте в воду красную краску, у кого цифра «2»- добавьте в воду белую краску. Ой, чудо! Какой цвет теперь? (оранжевый, рыжий). У кого на стаканчике цифра «2»- какой цвет получился? (серый). Вот какие вы волшебники, умеете превращать один цвет в другой, а правильно их называете.
Логопед: -Ребята, отгадаем загадки. (Загадки про зайца и лису).
-Короткий хвостик, длинные ушки, мягкая шубка, как подушка. Скачет вверх он, словно мячик. Это, дети, серый… (зайчик). Неговорящие дети показывают соотв-ую картинку (зайчик)/ коммуникатор.
-Эта рыжая плутовка кур ворует очень ловко! (Лиса).
- А вот и герои нашей сказки. Жил- был в лесу маленький серый зайчик. И была у него домик из дерева. А рядом с зайчиком жила рыжая лиса. И был у неё дом изо льда. Жили они каждый в своем доме.
3)Задание «Домик».
Логопед: Сейчас мы на доске выложим домик из геометрических форм. Вспомним, какие вы знаете геометрические формы (Дети: круг, квадрат, треугольник)
Неговорящие дети показывают геом.ф. руками/ карточку/коммуникатор.
-Предметы, фигуры бывают большие (покажите руками) и маленькие (покажите).
-Предметы могут быть в разных местах от нас? (Да) Давайте покажем (Справа, слева, сверху, снизу, в середине, под, над).
Далее дети слушают инструкцию логопеда и выкладывают по очереди на доске домик из геом.форм. (Возьми большой жёлтый квадрат и т.д.).
4)Задание «Времена года».
Дефектолог: Какой замечательный домик у вас получился! Продолжим сказку. Жили лиса и заяц каждый в своем домике. Но вот наступила весна…
-А какое сейчас время года? Точно? Давайте проверим, знаете ли вы признаки весны. Работать будем в группах:
Ульяна, Аня, Ваня выбирают картинки о весне. (Говорящие дети их называют).
Вероника, Вика, Оля читают предложения, выбирают только предложения о весне и прикрепляют надписи к соответствующим картинкам.
И-дёт снег. Гре-ет сол-ныш-ко. О-па-да-ют лис- точ-ки. Та-ют со-суль-ки. По-я-ви-лись цве- ты.
5)Физ.минутка «Солнышко и дождик».
- И так, наступила весна….Как вы думаете, что произошло с домиком лисы? (Дети: Растаяла). Лиса осталась без домика, она ходила по лесу и встречала там разных животных..…
Логопед: Ребята, а какие звери нам могут встретиться в лесу? (Дети их перечисляют). Молодцы. Всех их можно назвать одним словом, каким? (Дети: лесные или дикие).
6) Работа над пониманием смысла предложения.
Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите/ покажите, о каком животном я говорю.
В лесу рычит медведь.
На полянке скачет зайчик.
Под ёлочкой спит лиса.
В лесу воет волк.
В траве спрятался ёж.
На пеньке сидит заяц.
-Как называются все эти животные? (Дикие, лесные)
7)Дид.игра «Чьи детёныши и кто позвал?» (пазлы).
Дефектолог: Ребята, что я слышу? Плачут малыши- детёныши. Они потеряли своих мам. Давайте поможем им, найдем маму каждому малышу. Соберем картинку с животным. Назовём маму и детёныша: «У волчицы- волчата».
Ребята, всех этих животных можно назвать 1 словом, каким? Где живут? (Дети: дикие, лесные).
Логопед: Правильно. Ребята, какие животные не могут нам встретиться в лесу? (Дети: домашние). Посмотрите на доску. Вспомните домашних животных.
8)Физминутка «Хлопни- топни».
Дефектолог: Давайте немного разомнёмся. Сядьте удобно. Я буду называть животных. Если я называю дикое животное, то вы топайте, а если домашнее- хлопайте. (На доску- карточку- ножки+ ёлочка; ладошки+ домик). Последние названия должны быть «заяц» и «лиса».
Логопед: -Вернёмся к сказке… Выгнала лиса зайчика. Идёт зайчик, плачет. А на встречу ему бежит собака…Рассказал зайчик о своём горе собаке. Хотела собака выгнать лису и дома зайчика. Да лиса как высунется из окошка, да как закричит: Я как выскочу, я как выпрыгну. Уходи вон, собака! Собака испугалась и убежала.
9)Дид.игра «Ритм».
Логопед:
-Собака бежала по- разному: то быстро, то медленно. Я буду хлопать-топать, показывая, как она бежала, а вы по очереди повторяйте.
//-/-//; /-//-// и т.д.
10)Дид.игра «Сосчитай следы».
Дефектолог: - Идёт зайчик дальше. Совсем ему грустно. Видит, на дороге разные звериные следы.....Среди этих следов есть маленькие и большие. Сосчитаем, сколько больших/ маленьких.
Идёт зайчик совсем грустный. А на встречу ему петух….Рассказал зайчик о своём горе петуху. Отвечает ему петух:
-Не плачь, заинька, выгоню я лису.
-Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали и ты не выгонишь.
Пошёл петух к избушке:
-Ку-ка-реку!
Иду в красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису выгнать.
Уходи, лиса!
Услыхала лиса, испугалась, выскочила из дома — да бежать. А заяц и петух стали жить да поживать.
Вот и сказки конец, а кто слушал и хорошо работал- молодец!
III. Оценивание деятельности учащихся. Подведение итогов занятия.
Дефектолог: Ребята, о ком мы говорили на занятии? Какие задания мы с вами выполняли? (Опора- пиктограммы). Кто был добрый в сказке? (Заяц). Покажите смайлик «добры». Кто был злой? (Лиса). Покажите смайлик «злой». Как закончилась сказка? Добро победило? Да. Потому что петух помог зайчику. Если мы будем дружить и помогать друг другу, то тоже всегда будем побеждать все трудности.