СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного открытого занятия. В рамках подготовки работ к выставке в Смоленском театре кукол им. Д.Н. Светильникова «Мы готовимся к Масленице»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Изготовление панно «Гжельский сервиз» в формате 3D», шкатулки с народными мотивами, панно «Солнышко», поделка «Солнышко» применяя технику декупаж, работу с шаблонами, народную роспись (гжель).

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного открытого занятия. В рамках подготовки работ к выставке в Смоленском театре кукол им. Д.Н. Светильникова «Мы готовимся к Масленице»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития детей и молодежи» города Смоленска









Конспект интегрированного открытого занятия.

В рамках подготовки работ к выставке в Смоленском театре кукол им. Д.Н. Светильникова

«Мы готовимся к Масленице»


Творческие объединения: «3D аппликация» и «Палитра»

художественной направленности

Возраст обучающихся: 6–18 лет















Авторы-составители:

Ашурова Татьяна Александровна

педагог дополнительного образования

и

Фокина Нина Геннадьевна

педагог дополнительного образования





Смоленск, 2023

План-конспект интегрированного урока по аппликации и изобразительному искусству. «Мы готовимся к Масленице»


Тема: «Изготовление панно «Гжельский сервиз» в формате 3D», шкатулки с народными мотивами, панно «Солнышко», поделка «Солнышко» применяя технику декупаж, работу с шаблонами, народную роспись (гжель).


Продолжительность: занятие рассчитано на два академических часа


Цели: Закрепление занимающимися изученных техник в изготовлении работ.

Тип урока: интегрированный урок.

Задачи:


Образовательные:

- повышения качества знаний, обучающихся;

- закрепить умение работать с трафаретом, красками, декупажными салфетками и картами;

- выполнить работу применяя народную роспись гжель и технику декупаж.


Развивающие:

- развивать образное мышление;

- развить мелкую моторику пальцев;

- развить пространственное восприятие, воображение;

- развить творческую фантазию.


Воспитательные:

- воспитать терпение, усидчивость, трудолюбие;

- воспитать аккуратность;

- воспитать эстетический вкус.


Оборудование для педагога:

Ашуровой Т.А.: Наглядное пособие, доска, мел, художественный планшет, картон с шаблонами, ножницы, гуашь, кисти, баночка для воды.

Фокиной Н.Г.: Коробочки для изготовления шкатулок, ножницы, кисть для клея №2, клей ПВА, акриловый лак, картон с шаблонами, декупажные карты, гуашь, акриловые краски, простой карандаш и линейка.


Оборудование для обучающихся: картон с шаблонами, цветная бумага, ножницы, гуашь, кисти, баночка для воды, коробочки для изготовления шкатулок, кисть для клея №2, клей ПВА, акриловый лак, декупажные карты, акриловые краски, простой карандаш и линейка, поролоновые губки, шпагат, дырокол.


Ожидаемые результаты:

- развитие образного мышления, воображения, пространственного восприятия, творческой фантазии;

- развитие мелкой моторики пальцев;

- закрепление обучающимися умений работать с трафаретами, красками, кистями, клеем ПВА, декупажными салфетками и картами;

- расширение и обогащение прикладного опыта.

Ход занятия


  1. Организационный этап (5 мин)


Приветствие, организация рабочего места.


  1. Этап мотивации (10 мин)


Беседа по теме занятия

  1. История праздника

Блиц опрос.

Ашурова Т.А.: Ребята, а что такое Масленица?

Ответы детей: это долгожданное прощание с зимой (ПРОВОДЫ ЗИМЫ) и весёлая встреча весны, солнечного тепла и начало пробуждения природы и полевых работ.

Фокина Н.Г.: Что готовят на масленицу?

Ответы детей: на Масленицу пекут блины в честь Солнца.

Ашурова Т.А.: когда отмечают этот праздник?

Ответы детей: Масленицу отмечают в конце февраля или начале марта, в этот день провожают зиму и встречают весну.

Фокина Н.Г.: Какая масленица бывает без ярмарки?

- А что же такое ярмарка?

Ответы детей: Это веселый праздничный базар. Красиво весело и шумно на ярмарке. Много всего продают там: выпечку, фрукты, красивую одежду, а также посуду и игрушки народных мастеров.

Фокина Н.Г.: В основном продавали то, что сделали своими руками.

Ашурова Т.А.: Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, охватывающий многие виды народного промысла. Бытовое искусство. Творцы декоративно-прикладного искусства - крестьяне, сельские и городские ремесленники. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку.

Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Мастер вкладывал в изделие свою любовь и талант. порой наивны, но искренни и простодушны. В произведениях декоративно-прикладного искусства выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

Фокина Н.Г.: А сейчас каждый из вас попробует изготовить поделки, которые продавались в старину на Руси на ярмарках для участия в выставке, организованной в Смоленском театре кукол им. Д.Н. Светильникова.

У нас уже есть заготовки наших товаров. Осталось только вырезать, нанести узор, раскрасить его, выбрать и приклеить декупажные салфетки и карты. На столе лежат листы картона с трафаретами, ножницы, заготовленные коробочки, краски, кисти для рисования и клея, декупажные салфетки и карты.

Педагоги распределяют занимающихся для выполнения работ.

3.Практический этап (60 мин)

Ашурова Т.А.:

- Сегодня с вами на занятии создадим панно гжельский сервиз.

Сервиз и самовар вырезается из картона ножницами по контуру (шаблон).

- Ребята вы должны выбрать, что будете расписывать есть кружки и блюдца, скатерть, чайник, сахарница или вареньица.

Гжель – это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используется, белые и синие краски.

Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего ее рисуют крупными и широкими мазками, начиная с центра рисунка. Вокруг розы добавляют украшения листочки, веточки, точки и завитки.

Под руководством Фокиной Н.Г. по картонному шаблону на белой бумаге вырезаются выбранные предметы сервиза.

Ашурова Т.А.:

- Вырезали заготовки? Молодцы! Теперь начинаем расписывать кружки.

На кружке находим центр и от нее начинаем мазками прописывать бутон, а затем и боковые листики этой розы. Возле розы рисуем листики и завитки. На розе прописываем тычинки в середине, по контуру листиков прописываем темно – синие линии. По верхнему краю кружки провидим ровную, синею линию. По бокам кружки проводим линии, они не должны быть длинными, а ручку просто закрашиваем в синий цвет, тем самым украшаем наше изделие.

Блюдце украшаем по краю короткими линиями и по самому краю проводим контур синей краской. Соединяем двух сторонним скотчем кружку и блюдце друг к другу.

Ашурова Т.А.:

- молодцы ребята вы очень хорошо справились с росписью кружек.

Роспись сахарницы и вареньицы

Под руководством Фокиной Н.Г. по шаблону из белой бумаги вырезаем сахарницу и вареньицу.

Ашурова Т.А.:

- Вырезали заготовки? Молодцы! Теперь начинаем расписывать расписываем сахарницу и вареньицу, так же, как и кружки с розами в центре. У сахарницы синей краской расписываем ручки, ножки и крышечку, у вареньица в синий цвет красится только ножка, нижняя широкая часть расписывается, как и блюдце.



Роспись чайника.

Под руководством Фокиной Н.Г. по шаблону из белой бумаги вырезаем самовар.

Ашурова Т.А.:

- Вырезали заготовки? Молодцы! Теперь начинаем расписывать самовар. В центре заготовки прорисовываем большой бутон розы, под цветком размещаем листики и завитки. Ручку, носик, крышечку и ножки раскрашиваю синей краской, по краю чайника поставить короткие полоски.

Роспись скатерти.

Ашурова Т.А.:

- ребята что бы узоры были тонкие и аккуратные на скатерти нужно взять тонкую кисть, а краску нужно набирать мало, каждый раз следить что бы кисть не пересыхала, тогда края у линии будут ровными.

- По периметру планшета наносится рисунок карандашом очерчивающие края скатерти. Карандашная линия раскрашивается синей краской и по краю планшета ставятся точки, короткие линии, завитки, зигзаги и т.д. тем самым создается узор ажурной скатерти.

Когда сервиз готов, все детали приклеиваются на основание скатерть на гармошки, это делается, что бы создался объёмный эффект. Гармошки показывает педагог Н.Г. Фокина.

Ашурова Т.А.:

- все ребята молодцы у всех все получилось.

Фокина Н.Г.: Вариант 1.

Ребята мы с вами будем изготовлять шкатулки в народном стиле.

- загрунтовываем белой краской поверхность коробочки;

- пока краска сохнет, вам необходимо выбрать картинку на крышку шкатулки и основной фон. Какие могут быть шкатулки?

Ответы детей: каменные, деревянные, плетеные;

Фокина Н.Г.:

- правильно! На основании сказанного выбираем декупажную карту или салфетку с нужным принтом.

- выбрали? Берем карандаш и линейку. Измеряем стороны коробки и по этим размерам вырезаем необходимые части.

- справились? Молодцы. Теперь выбираем рисунки для крышки и вырезаем.

- готовы? Приступаем к наклеиванию необходимых элементов?

- кто напомнит, как приклеиваем декупажную карту?

Ответ ребенка: На поверхность кистью наносим клей ПВА, прикладываем карту. После приклеивания нужно повыгонять все пузыри, для этого используем салфетку и от центра к краям выгоняйте воздух и лишний клей. Дожидаемся, пока карта полностью высохнет, и покрываем лаком.

Фокина Н.Г.:

- молодец.

- справились? Пока шкатулка сохнет предлагаю отдохнуть 10 минут.

Сделаем переменку.

Но сначала разомнем ручки.

Физкультминутка для рук.

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять. (разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца) Вышли пальчики гулять. (ритмично разжимаем все пальцы вместе) Раз, два, три, четыре, пять (поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца) в домик спрятались опять. (возвращаемся в исходное положение) Повторить 3 раза

После физкультминутки занимающиеся свободно ходят, рассматривают работы друг друга

Работа (30 мин)


Фокина Н.Г.:

- Отдохнули. Теперь садимся на свои места и продолжаем оформлять наши работы. Подбираем акриловые краски и приступаем. Работаем в технике золочения. Углы шкатулки прокрашиваем с помощью губки, а крышку с помощью кисти.

- работа подсохла, теперь покрываем акриловым лаком. Шкатулка готова!

Теперь их можно отравлять на выставку и даже на конкурс! Вам понравилось работать в технике декупаж?


Фокина Н.Г.: Вариант 2.

Изготовление панно «Солнышко»

- берем картон и вырезам элементы по трафарету;

- склеиваем все элементы между собой;

- Ашурова Т.А.: всю работу покрасить в желтый цвет, оранжевым и красным цветом по краю лучей прорисовать мазки напоминающие языки пламени и нарисовать улыбающееся лицо с рыжими веснушками;

- Ашурова Т.А.: прорисовать пальцы на руках и ногах;

- Ашурова Т.А.: сделать надпись «Масленица» фиолетовым цветом и закрепить.

- дыроколом делаем отверстия в некоторых деталях и соединяем шпагатом.


Фокина Н.Г.: Вариант 3

Изготовление поделку «Солнышко»

- на столе лежит картонная тарелка. Нам надо раскрасить в желтый цвет;

- пока тарелка сохнет, из желтой бумаги по трафаретам и вырезаем лучики;

- теперь полоску жёлтой бумаги аккуратно согнуть пополам, не прижимая середину, соединить её концы, чтобы получилась капелька, концы закрепить клеем;

- дальше нам нужно приклеить их на круг, с обратной стороны тарелки;

Ашурова Т.А.:

- осталось нарисовать лицо. Прорисовываем веселое улыбающееся лицо с веснушками.


  1. Этап подведения итогов. (15 мин)

Рефлексия.

— Ребята! Что мы сегодня с вами узнали, чему научились?

— Понравилось ли вам наше занятие?

— Что мы сегодня сделали?

— Какие трудности возникли?

Ответы занимающихся.


Ашурова Т.А.:

Ребята вы такие молодцы, вы так старались в изготовлении своих работ для выставки. У каждого из вас получилась неповторимая, индивидуальная, эксклюзивная поделка, не похожий на других.

Фокина Н.Г.:

Теперь давайте уберем свои рабочие места, вымоем кисти, закроем клей и краски, соберем ножницы, карандаши, линейки, и уберем на место, протрем столы.



Приложение 1.


Элементы к панно «Гжельский сервиз»





Готовая работа

Приложение 2.

Готовые шкатулки в народном стиле




Готовая работа





Приложение 3

Элементы к панно «Солнышко»




Готовая работа

Приложение 4

Элементы поделки «Солнышко»

Готовая работа