Конспект интегрированного урока математики и окружающего мира для 4 класса
Тема: «Великая отечественная война в цифрах и фактах»
Цель урока: через исторический и математический материал урока прививать интерес к историческому прошлому страны.
Познавательные УУД
1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;
5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД
1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, совместно с классом;
2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
5. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты
1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Приветствие. Сегодня у нас необычный урок – урок математики и окружающего мира. Оценивать свою работу вы будете при помощи листа самооценки, который лежит перед вами на парте. За каждое верно выполненное задание, вы будете ставить баллы напротив выполненного задания в листе самооценки, а в конце урока мы подведем итоги. Допускается обсуждение, но не допускаются подсказки. Правильные ответы, точные расчеты помогут вам сделать новые открытия и познакомиться с историческими фактами военных лет.
Актуализация знаний.
Задание 1. Работа в парах. Соотнеси дату с историческим событием при помощи стрелочек.
8 сентября 1380 |
1812 |
5 апреля 1242 |
4 ноября 1612 |
1240 |
Конец 1237 |
Куликовская битва |
Отечественная война с войсками Наполеона |
Ледовое побоище (А. Невский против немецких крестоносцев) |
Конец польской интервенции, Народное ополчение под руководством Д. Пожарского |
Невская битва |
Нашествие хана Батыя и Золотой орды на Древнюю Русь |
Самопроверка. Сверка с образцом на слайде. Оцените свою работу в листе самооценки
- Что объединяет данные события? (Народ поднялся на защиту своего Отечества.)
- В истории нашей страны много славных страниц, о некоторых из них мы будем говорить сегодня языком математики. А о каком событии пойдет речь, узнаем из 2 задания.
2. Постановка проблемы
Задание 2. Постановка целей и темы урока.
Расставьте исторические даты в порядке возрастания (КАРТОЧКИ НА ПАРТЕ).
Запишите их в тетрадь в 1 строку через одну клетку.
Чтобы проверить правильность выполнения, переверните карточки и мы узнаем о каком событии сегодня пойдет речь. Если у вас получилась надпись как на слайде, вы справились с заданием верно.
Самооценка
1237 | 1242 | 1380 | 1480 | 1612 | 1812 |
В. О. | В | О | Й | Н | А |
Запись в тетрадь.
Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок математики?
(Великой отечественной войне. И тема урока «Великая война и Великая Победа в фактах и цифрах»
Через математические умения и навыки на уроке мы попытаемся восстановить календарь памятных дат для русского народа в ходе ВОВ.
Какие поставим перед собой цели? –мы постараемся узнать о ВОВ, закрепить и отработать действия с многозначными числами и решение задач, развить мышление, память, творчество, познавательную активность, эрудицию
Сегодня на уроке мы узнаем, сколько стоила нам Победа, поговорим о ВОВ в цифрах.
Задание № 3.. Работа в группах. Объединитесь в группы, распределите между собой примеры, решите их и впишите ответы в соответствующие окошечки. Если группа правильно выполнила задание, ответы 2 строки и 4 строки совпадут.
Вычислите в столбик, впишите ответ в нужную строку.
1. группа.
1) 570 : 30 = 2) 1025 : 25 = 3) 50804 – 50785 = 4) 1312 : 32 =
группа.
4283 – 4264 = 2) 8610 : 205 = 3) 988 : 52 = 4) 2940 :70 =
группа.
1) 760 : 40 = 2) 9582 – 9539 = 3) 1140 : 60 = 4) 1462 : 34 =
группа.
9857 - 9838 = 2) 1350 : 30 = 3) 1520 : 80 = 4) 2340: 52 =
группа.
8546 – 8527 = 2) 1408 : 32 = 3) 874 : 46 = 4) 3080 : 70 =
Какой результат получили группы? (Группы говорят, учитель вывешивает на доске).
Оцените правильность задания, если строки совпали, каждый участник группы получает балл.
Расставляют даты по порядку, учитель называет ключевые события ВОВ.
22 июня 1941 | 30сентября 1941 –20апреля 1942 | 17июля 1942 – 2 февраля 1943 | 8 сентябрь1941 –27 января 1944 | 9 мая 1945 |
Нападение немецких войск на Сов. Союз | Битва за Москву | Сталинградская битва | Блокада Ленинграда | Победа в ВОВ |
Враг продвинулся вглубь страны на 600 км. Но в 1941 году был отброшен на 250 км назад, впереди предстояла битва за Москву. | 17 090 единиц боевой техники было направлено германскими войсками для битвы за Москву. С большими потерями столицу отстояли, враг был отброшен. | Мамаев курган – главная высота России. Центральная фигура – «Родина-мать», её высота составляет 102 метра. Центральная фигура – «Родина-мать», её высота составляет 102 метра. Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. | 125 г – норма хлеба на ребенка, это 8 часть от буханки хлеба. | Советские солдаты, освобождая свою Родину, километр за километром перебежками и по-пластунски за 4 года преодолели расстояние от Бреста до Берлина в 2600 км. |
Выполнив в группах задание № 4, мы узнаем некоторые факты о ВОВ.
Задание № 4 (работа в группах)
Цель: необходимо решить задачу и вставить необходимые числовые данные в текст, которые зачитываются 1 представителем из группы.
Задача 1 (НАЧАЛО ВОВ) 22 июня 1941 года без объявления войны немецкие войска напали на Советский Союз.
Враг продвинулся вглубь страны на 600 км. Красная Армия понесла огромные потери и людьми, и техникой. Советские войска, получив подкрепление, отбросили врага назад, немецкие войска оказались на отметке 350 км от границы. На сколько км были отброшены враги советскими войсками в 1941 году?
600 – 350 = 250 км.
Задача 2. (БИТВА ЗА МОСКВУ). Очень трудными для нашего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше вглубь нашей страны, приближаясь к её столице – Москве.
От общего количества военной силы Германии на Москву нацеливалось 1700 танков, 1800 тыс. человек, около 14 000 миномётов и других орудий, 1390 самолётов. Выбери нужную информацию и ответь на вопрос: сколько единиц боевой техники было направлено германскими войсками для битвы за Москву?
1700 + 14 000 + 1390 = 17 090 (ед.)
Задача 3. (СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА) Сталинградская битва – самое кровопролитное сражение в истории человечества. 200 дней длилась оборона Сталинграда (сейчас город Волгоград). Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, было необычайно беспощадным. Высота переходила несколько раз от одной стороны к другой. Исход Сталинградской битвы вызвал замешательство в рядах врага и стал переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны. В честь этого сражения на Мамаевом кургане был возведен памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
Мамаев курган – главная высота России. Находится он в Волгограде (в годы войны Сталинград). Во время Сталинградской битвы здесь проходили одни из самых страшных боёв. Центральная фигура – «Родина-мать» входит в число 7 чудес света. Выполнив выражение, мы узнали высоту главного памятника города. Она составляет ____________ метра.
318 м 46 см + 24 м 38 см – 240 м 84 см = 10200 (102 метра)
Задача 4. (БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА) Много горьких чисел описывают эту войну, но Ленинградская блокада стала одним из страшнейших моментов ВОВ.
Ещё в сентябре 1941 года Гитлер решил стереть этот город с лица земли. Вот что говорил главный фашист: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвода, чтобы туда мышь не смогла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха и тогда город рухнет, как переспелый плод». Но Ленинград выстоял 900 трудных, мучительных дней.
Во время блокады ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей – в два раза меньше. Сколько грамм составляла норма хлеба для нерабочего населения? (125 г) Какую часть буханки хлеба весом 1 кг составляет эта норма? (восьмую)
250 : 2 =125 (г) – норма хлеба на ребенка.
1 кг = 1000 г.
1000 : 125 = 8 (р)
Ответ: 125 г. составляют 8 часть от буханки хлеба.
(Вывешивается карточка 125 г) – слайд блокадного хлеба
Задача 5. (ЦЕНА ПОБЕДЫ) Брест______________Москва______________Берлин
Расстояние от Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина на 600 км. больше. Советские солдаты, освобождая свою Родину, километр за километром перебежками и по-пластунски за 4 года преодолели расстояние от Бреста до Берлина. Чему равно расстояние от Бреста до Берлина? 2600 км
Самооценка - 1 балл.
Вывод: посмотреть на таблицу, запомнить даты
Задание № 5. Самостоятельная работа. (1 балл)
Выполнив вычисления, мы найдём число (дату), КОТОРАЯ ТАКЖЕ СВЯЗАНА С ВОВ
Примеры предлагаются разного уровня сложности. Первая группа детей в ответе получают 1000, вторая – 400, третья группа – 18)
5500:100+945 (1000)
36000:1000+964
942+580:10
634+36600:100
5000:100+350 (400)
200+(370-170)
3600х0+400
265х0+400
3654:3654+17 (18)
17+362:362
18000:1000х1
9х2-360х0
- Какой ответ получился в примере у 1 ряда? 1000
- Какой ответ получился в примере у 2 ряда? 400
- Какой ответ получился в примере у 3 ряда? 18
Самооценка
Сложите полученные ответы. Какое число получилось? (1418) Как вы думаете, связано ли это число с Великой Отечественной войной? Столько дней длилась Великая Отечественная война.
Вывешивается на доску – 1418 дней.
Вывод: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 млн. жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в такой жестокой войне, но и разгромил фашизм потому, что война была всенародной. На защиту Родины поднялись все: и мужчины, и женщины, и старики, и молодежь, все нации и народности страны. Невиданная стойкость и героизм на полях сражений, мужественная борьба партизан и подпольщиков за линией фронта, почти круглосуточный, неустанный труд в тылу — вот чем была завоевана эта победа.
*Самостоятельная работа
Самооценка
Итог урока.
-В этом году наш народ отмечает 80 годовщину Великой Победы. На уроке вы показали хорошие знания. Я рада вашим успехам!
Оцените свою работу на уроке
9. Рефлексия (слайд с со словами)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось
Домашнее задание:
Мы сейчас с вами запустим свой праздничный салют
Салют-рефлексия эмоционального настроя: у каждого ребенка на парте искорки 3 цветов (желтые, зеленые, красные) – дети выбирают и вывешивают на доску.
Зеленый - всё удалось, трудностей не возникло
Желтый – не всё удалось, были затруднения, но они решились в ходе урока
Красный – многое не удалось, следует повторить ряд тем.
4