Что за прелесть эти сказки
Ход урока:
Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку из песни «В гостях у сказки»
В классе 2 учителя
Учащиеся разделены на 3 группы (команды). В каждой группе есть командир. На столах: учебники лит.чтения (с закладками), учебники музыки (с закладками). Карточки со словами: легкая, танцевальная, игривая, величественная, торжественная, маршевая, волшебная, таинственная, песенная.
I.Актуализация знаний и введение в тему урока
Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Проверьте свою готовность. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня урок литературного чтения и музыки, который объединен такой близкой для нас темой- 1слайд «Что за прелесть эти сказки!»
Прочитайте её так, чтобы мы все поняли, что мы все любим сказки.
(дети читают с восторгом)
Знаете ли вы, кто так же восхищался сказками? (А.С. Пушкин)
СЛАЙД1 Портрет А.С.Пушкина
Почему вы так уверены, что это слова нашего любимого поэта А.С. Пушкина?
(ответы детей) Мы дома читали произведение А.И.Куприна «Сказки Пушкина»
СЛАЙД 2 Щелчок Портрет А.Куприна
Портрет А.И.Куприна (1870-1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Мало кто настолько тонко за всю историю российской литературы чувствовал тонкость человеческой души.
Как вы понимаете писатель-реалист? (писал о реальных событиях). Какое произведение А. Куприна вы читали дома?
К какому жанру относится произведение «Сказки Пушкина»? (ОЧЕРК)
Что такое очерк? (1.Очерк – это небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходивших в реальной жизни, участники которых существовали в действительности.
Значит, Куприна мы можем назвать очеркистом, а о чем рассказывают очеркисты? ( Очеркисты рассказывают о природе, жизни людей, интересных встречах.)
Вам нужно было прочитать очерк, быть внимательными читателями и
отметить то, что вам известно о творчестве А.С. Пушкина.
(дети находят из текста)
Для Куприна Пушкин с детства был кумиром, и оттого он с удовольствием работал над очерком о поэте.
. Найдите в тексте, как Пушкина называли при жизни?(«солнце русской поэзии»)
Какие слова добавил Куприн?(«Пушкин –незаходящее солнце русской поэзии») Как вы понимаете эти строки?
Сказки Пушкина….. они нам так близки и понятны? Почему? Помогает ли нам Куприн ответить на этот вопрос?(Пушкин одним из первых заговорил простым, народным языком)
Куприн говорит, что у Пушкина было много друзей, но кто был самым преданным другом поэта? (Арина Родионовна Матвеева)-няня.
Что вы узнали о няне А.Пушкина? Найдите в очерке, как об этом пишет Куприн. (простая крестьянка, Арина Родионовна Матвеева, у неё он учился чистому народному языку, от нее он услышал русские сказки)
Село Михайловское, длинные зимние вечера….., как и в детстве, няня рассказывает Пушкину сказки и…… сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина»
Как вы понимаете это выражение «сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина»?
Ребята, то, что пишет Пушкин, похоже на волшебство. Читая его, мы замечаем, что он пишет удивительно понятно – простыми словами. Но за простыми словами – великая мудрость.
Записывая сказки своей няни, Пушкин восхищался ими. Найдите, как об этом написано в очерке?(« Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!») до слов «Сказки эти собраны здесь….»
А давайте вспомним сказки А.С.Пушкина:
1 - Сказка о рыбаке и рыбке».
2 - «Сказка о царе Салтане.
3 - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4 -«Сказка о золотом петушке».
5 - «Сказка о попе и работнике его Балде».
Да, ребята, А.С. Пушкин учил в своих стихах и сказках уважать тех, кто трудится, высмеивал тех, кто обижает слабых.
Беру книгу сборник «Сказки А.С.Пушкина», Куприн писал: «Эти сказки собраны здесь, в этой книге. Каждый, кто прочтёт их впервые, будет счастлив этим, а кто будет перечитывать, тот будет счастлив вдвойне».
Для чего А.И.Куприн поделился с нами этим очерком? (Чтобы мы больше узнали о поэте, как он их создавал, повторили его сказки).
Как вы считаете, какие чувства выразил А.И.Куприн в очерке?
(В очерке об А.С.Пушкине помещены воспоминания о писателе, его поэзии, автор выражает народную любовь к поэту, подчеркивает значение поэта. Очерк заставляет задуматься над ценностью произведений А.С.Пушкина, о влиянии на духовный мир человека.)
«Имя Пушкина не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!»
Как вы понимаете эти строки, к чему призывает А.Куприн?
Продолжите, что вы узнали о Пушкине……
(Пушкин – это
- солнце русской поэзии
- незаходящее солнце русской поэзии
- первый поэт простого народного языка
- учитель чистого народного языка
- собиратель народного фольклора
- исследователь народной культуры
- мастер свободных и певучих народных стихов
- великий сказочник и поэт
- живой, любимый, великий поэт)
Вы были внимательными читателями и хорошо поработали, а вот кто ещё восхищался сказками Пушкина вы узнаете от учителя музыки .
2 учитель – Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества находит свое выражение не только в литературе, но и в музыке.
Работа с учебником.
Раскройте основной учебник (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина УМК «Музыка». 4 класс.) на странице 48. Соотнесите ваше предположение с разворотом учебника. Верно ли оно? (Дети озвучивают тему урока).
2 уч. – Сказки любят все. Без сказок не становятся взрослыми, утверждает русская пословица. Они учат добру, учат увлекательно. Разве могли русские музыканты обойти этот волшебный и мудрый край, в котором как в роднике отразились душа народа!
Работа над новой темой, открытие нового знания.
Безграничное разнообразие музыкальных красок находили композиторы, обращаясь к сказке. Русский композитор Н.Римский-Корсаков не стал исключением, более того, он обрел славу композитора-сказочника.
Слайд 3 портрет Н.А.Римского-Корсакова
Из 15 опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы – легенды.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
- Вы узнали, откуда эти строчки? (Это строчки из сказки А.Пушкина «Сказка о царе Салтане»)
2 уч. - Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы- сказки «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова. А вы помните, какие три чуда были в сказке? Попробуйте их назвать.
Ответы…
Работа с учебником.
Учебник (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина УМК «Музыка». 4 класс.) Обучающиеся зачитывают текст учебника стр.50, закройте учебник.
2 уч.- Совершенно верно. Есть в сказке А.Пушкина три чуда, которым удивляются даже сами герои сказки. В опере Н.Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашена не красками, а звуками. Симфоническая картина «Три чуда» открывает второе действие оперы «Сказка о царе Салтане». Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
- А какое же первое чудо?
Ответы детей: белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды, она песенки поет…
1 учитель – Правильно. Итак, первое чудо. Кто готов процитировать стихи из сказки? выразительное чтение (индивидуальное домашнее задание).
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
2 учитель – Послушайте музыкальную тему белки из оперы Н.Римского-Корсакова. Послушайте и определите характер этой темы? Можно воспользоваться карточками, которые находятся у вас на столах. Какой музыкальный инструмент исполняет ее главную партию?
Слайд 4 Фрагмент из мультфильма «Сказка о царе Салтане» (1 «чудо»)
Слушание, анализ произведения.
Ответы детей: Характер этой темы - танцевальный. Звучит р.н.п. «Во саду ли, в огороде», тему белочки исполняет инструмент флейта. Используют карточки на столах – легкая, танцевальная, игривая.
2 уч. – Мы сейчас разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане» Проговорим слова Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка
Лицом круглоличка…
Работа над мелодией и исполнение р.н. песни.
2 уч. – А сейчас мы эту песню разыграем как артисты в театре.
Инсценировка.
Слайд 5 картина богатырей из сказки.
1 учитель – а теперь второе чудо! Кто процитирует строчки из сказки А.Пушкина? Выразительное чтение (индивидуальное домашнее задание).
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор —
С ними дядька Черномор.
2 учитель – Сейчас мы послушаем музыкальную тему богатырей. Какой характер музыки? Как композитор в опере передает богатырскую поступь?
Слайд 6 Слушание и просмотр видео фрагмента.
Слушание, анализ произведения.
Ответы детей: Характер маршевый. Музыка торжественная, величественная.
2 уч. –Похожа тема богатырей на тему белочки? Почему?
Ответы (разные музыкальные характеры…)
1 уч. – А сейчас мы все встанем около своих стульев и наши богатыри помогут нам провести физминутку (2 учащихся выходят перед классом)
2-е – Богатырь, он таков:
1-й – Он силен, он здоров …………….. Все показывают здоровых людей.
2-й – Он из лука стрелял …………… Изображают стрельбу из лука.
1-й – Метко палицу бросал …………. Вынос руки вперед, назад.
2-й – На границе стоял ……………… Руку прикладывают ко лбу.
Зорко, зорко наблюдал ………….. Меняют руку.
1-й – Подрастем мы, смотри …………. Встают на носочки.
Станем как богатыри!
1 и 2 учитель – Отлично, молодцы! 3-е чудо в сказке – это….обращение к учащимся. Лебедь, которая превратилась в прекрасную царевну. Кто расскажет про это чудо?
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
2 уч. – Послушаем музыкальную тему царевны. Как композитор изобразил в музыке этот сказочный персонаж? Какой характер в музыке?
Слайд 7 Слушание. Просмотр видео фрагмента.
Слушание, анализ произведения.
2 уч. – Какой характер музыки? Воспользуйтесь карточками на столе.
Ответы детей: Музыка стала похожа на русскую песню. Характер музыки волшебный, таинственный, песенный.
2уч. – Да, музыка, изображающая Царевну – Лебедь словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится русская песня.
Мы познакомились с музыкальными чудесами из оперы композитора?...
Дети: Н.Римского-Корсакова
Вывод: Все они яркие, интересные. Благодаря разным средствам музыкальной выразительности композитор смог создать эти разные, неповторимые образы. Благодаря союзу двух великих сказочников смогло появиться на свет такое замечательное произведение – опера «Сказка о царе Салтане»
2 уч. – А сейчас мы исполним песню разученную на прошлом уроке, которая будет прекрасным эпилогом нашего урока – «В гостях у сказки». Работа над выразительностью исполнения песни.
Исполнение песни – «В гостях у сказки» муз. В.Дашкевич Сл.Ю.Ким
Домашнее задание
1 учитель – Домашнее задание определите сами. Кому ближе ИЗО - нарисовать рисунок к одному из 3-х чудес А.Пушкина и Н.Римского-Корсакова. Кому литературное чтение – написать небольшой очерк о поэте А.Пушкине.
Итог урока
2 учитель - Ребята, что нового сегодня мы узнали на уроке?
Слайд 9 Итог урока
Музыка Литература
Эти два вида искусства…………
Ответы учащихся: Писатели А.Пушкин, А.Куприн, композитор Н.Римский корсаков; жанры в литературе – сказка, очерк, музыкальный жанр – опера..
Карточка – тест Соедините стрелочкой автора произведения, его название и жанр: А.Пушкин А.Куприн Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» Опера Сказка Очерк |
2 учитель - Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас нам бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (На столах орешки двух цветов.)
Рефлексия
1 учитель – Если вам было интересно и легко на уроке и вам все понравилось, то вы корзинку прикрепляете «золотой орешек». А если вы испытывали затруднения в выполнении заданий – «изумруд»
2 учителя - Спасибо вам за работу на уроке.
Выставление оценок.