Интегрированный урок по географии и математике
Подготовили и провели:
Тарасова С.С. – учитель географии, Буцких Т.А. - учитель математики.
Тема урока «Масштаб и его практическое применение»
Цель урока: показать применение масштаба в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач;
повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;.
Воспитательные:
организация самостоятельной учебной деятельности;
формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность;
формирование интереса к поисковой деятельности;
формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Развивающие:
расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
Познавательные:
формировать навыки применения математического определения масштаба, вырабатывать навыки решения задач по данной теме;
закрепить навыки, связанные с преобразованием величин;
Коммуникативные:
воспитывать любовь к математике, географии, истории;
воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Личностные:
осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
осознание важности любви к Родине;
проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.
Методы обучения.
Репродуктивный (стимулирование учебно-познавательной деятельности).
Наглядный.
Проблемно-поисковый.
Эвристическая беседа.
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.
Межпредметные связи: география и математика.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карта России, карта Тамбовской области, линейки.
Ход урока.
Организационный момент
Учитель географии: Приветствие.
Учитель математики: «Здравствуйте. Сегодняшний урок не совсем обычный. На нем встретятся две науки математика и география, поэтому урок проведут два учителя: учитель географии Тарасова Светлана Сергеевна и учитель математики Буцких Татьяна Анатольевна. Эпиграфом нашего урока мы выбрали слова французского писателя и философа Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений».
Учитель географии: Прежде чем мы назовем тему и цель нашего урока, послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет - есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.
Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.
И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете!
С помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте? С помощью чего на карте можно поместить и нашу огромную страну и любой материк и даже весь мир, все материки и океаны вместе? (Масштаб)
Учитель математики:
Правильно, ребята. Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Необходимо его во много раз уменьшить. Чтобы после этого иметь четкое представление о расстояниях, необходимо обладать математическими знаниями для правильного расчёта. Именно это и будет объединять две науки математику и географию на нашем уроке.
Учитель географии:
- Ребята, вы уже знакомы с понятием "Масштаб", что же мы еще можем о нем узнать? (Где его применяют)
- Давайте сформулируем тему нашего урока ?
(«Масштаб и его практическое применение»).
- Да, сегодня мы продолжим говорить о масштабе, решим несколько задач, но главное покажем вам, на сколько это понятие важное для нашей жизни, и насколько широка область применения масштаба.
Учитель математики:
- Как вы думаете какая цель нашего урока? (Показать применение масштаба в повседневной жизни).
- Да , ребята всё правильно.
ПОВТОРЕНИЕ.
Учитель географии:
- Только в начале, давайте вспомним уже изученный материал:
1)Что такое масштаб?
(Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. )
2) Что показывает масштаб?
(Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности).
3) Какие виды масштаба мы знаем?
(Численный, именованный, линейный)
Учитель математики: Устный счёт
-Сколько сантиметров в 1 метре? (100 см).
- А сколько в12 метрах? ( 1200 см),
- А в 24? (2400 см)
- Какое математическое действие мы выполняем переводя метры в сантиметры? (Умножаем на 100)
- А если нужно наоборот перевести сантиметры в метры? (делить на 100).
- Хорошо, скажите сколько метров в 1500 см? (15м)
- Как перевести километры в метры ? (умножить на 1000).
- Сколько метров в 7 км? (7000 м.)
- А как перевести метры в километры? (разделить на 1000).
- Сколько километров в 87000 м? (87 км.).
- Всё правильно, молодцы. А вот чтобы перевести километры в сантиметры нужно умножить на 100 000. Например в 5 км 500 000см.
- А сколько сантиметров в 62 км? ( 6 200 000 см).
- Чтобы перевести сантиметры в километры нужно разделить на 100 000, например 400 000 см –это 4 км.
Задания с презентации.
- Ну а теперь давайте переведём численный масштаб в именованный
1 : 2 000 ( в 1 см – 20 м )
- И наоборот именованный в численный в 1 см – 500 м ( 1 : 50 000)
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Учитель географии:
Ребята, посмотрите на карту.
1.Задание с физической картой России.
Откройте свои тетради. Посмотрите первое задание.
Определите расстояние на местности от Москвы до Кирова, зная масштаб карты в 1 см – 100 км. (Расстояние на настенной карте Москва – Киров 8 см).
Решение: расстояние на карте 8 см - запишите в тетрадь.
8 х 100км = 800км расстояние на местности.
2. Длина железной дороги Москва—Санкт-Петербург равна 700 км. Какой длины отрезок на карте с масштабом 1 : 10 000 000.
Решение:
700 км =70 000 000 см. Запишите в тетрадь
70 000 000 : 10 000 000 = 7 (см) длина отрезка на карте.
Ответ: 7 см.
3. Определите масштаб карты Тамбовской области, измерив расстояние от Мичуринска до Тамбова. Расстояние на местности от Мичуринска до Тамбова 65 км. Запишите масштаб в численном и именованном виде.
Решение: 65км = 6 500 000см Запишите в тетрадь
6 500 000 : 5 = 1 300 000
Ответ: 1:1 300 000 или 1см - 13км.
Учитель математики:
Основные виды задач на масштаб и алгоритмы их решения.
- Ребята, решая задачи с Светланой Сергеевной вы обратили внимание на разные вопросы в задачах? (да)
- Всё правильно, в зависимости от вопроса задачи можно разделить на 3 вида: определение расстояния на местности; определение расстояния на карте и определение масштаба карты. Давайте решим задачу каждого вида и выработаем алгоритм наших действий.
Алгоритм определения расстояния на местности: чтобы найти расстояние на местности, надо: расстояние на карте умножить на делитель в отношении, показывающем масштаб.
Алгоритм определения расстояния на карте: чтобы найти расстояние на карте, надо расстояние на местности разделить на делитель в отношении, показывающем масштаб.
Алгоритм определения масштаба: чтобы найти масштаб, надо расстояние на карте разделить на расстояние на местности, и записать масштаб в нужном виде.
Учитель географии:
Ребята, на практике с помощью масштаба изображения очень крупных предметов уменьшают (например, чертеж дома, автомобиля), а очень мелких предметов увеличивают (деталей часового механизма, клетки растений и других) для удобной работы с ними. На чертеже указано во сколько раз уменьшено изображение. А на окуляре и объективе микроскопа тоже указана степень увеличения предмета.
Учитель математики: Самостоятельная работа.
Ребята, а теперь пришло время проверить ваши умения выполнять задания с использованием понятия «масштаб». Откройте свои рабочие тетради на странице 4. (открыли) Начиная с этой страницы и на последующих расположены задания для самостоятельной работы. Под каждым заданием есть специальное поле где вы будите записывать решение и ответ. (все просмотрели). Вам понадобиться линейка и простой карандаш.(приготовили) Время на выполнение 10 минут. Задание № 6 является дополнительным, оно выполняется в случае если основные задачи уже выполнены, а время ещё осталось. Ребята, внимательно изучайте условие задач, не спешите, вы хорошо работали в начале урока, у вас всё получиться. Приступайте.
Учитель географии: Взаимопроверка
Итак, самостоятельная работа закончена. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Вы будете проверять тетрадь своего соседа. Возьмите, пожалуйста, цветные ручки и если задание выполнено правильно ставим «+», если не правильно, ставим «- “. Правильные ответы вы видите на слайде. Все проверили, молодцы. Поменяйтесь обратно тетрадями.
Учитель математики: Коллаж «Масштабные» профессии.
- Поднимите руки те, у кого все верно (5 плюсов). У вас оценка «5». У кого 4 плюса оценка 4, и так далее.
- Ребята, вы молодцы, вы хорошо справились с самостоятельной работой. Решая задания, вы увидели, что область применения масштаба очень широкая.
- Скажите, а где в нашей бытовой жизни, мы можем встретить понятие «масштаб»? (составление плана дома, участка, чтение карт, работа с фотографией и т.д.)
- Хорошо, но есть специалисты определённых профессий, которые встречаются с этим понятием ежедневно. Я хочу вам предложить составить коллаж из их представителей. Вы обратили внимание, что у нас на доске есть пустое поле под названием «Масштабные» профессии», я предлагаю вам его заполнить. Внимательно послушайте задание. На ваших партах находятся 3 карточки на каждой из них специалист какой -то профессии, работая в парах исходя из того как, вы сейчас сидите на своих рабочих местах, вы должны выбрать только 2 карточки с людьми профессия которых на ваш взгляд тесно связана с понятием «масштаб». Не спешите с выбором, обсудите варианты, каждый в своей паре но только тихо, что бы не мешать остальным. Затем по очереди выйдите к доске и закрепите в свободном порядке каждый свою карточку. Время на обдумывание 1 минута.
Учитель географии: -Ребята, у меня тоже есть одна карточка с профессией. Это профессия связана и с географией, и с математикой очень тесно. Без знаний этих предметов в ней никак не обойтись. Это профессия - ГЕОДЕЗИСТ.
-Само слово ГЕОДЕЗИЯ означает "Деление Земли", "ГЕО" - Земля, "ДЕЗИО" - делю.
- Давайте посмотрим видеоролик, а потом обсудим его. ВИДЕО
-О чем этот ролик?
Геодезист выполняет измерения на местности для изображения участка поверхности земли на топографических картах и планах. Изначально эти специалисты проводили только измерения земной поверхности, а сейчас это специалисты широкого профиля. Правильная геометрия, соблюдение норм проектной документации при строительстве зданий, дорог, мостов, всевозможные разбивочные работы на местности - их сфера деятельности. Координаты объектов, технические отчеты, генеральные планы, топографические планы и многое другое делают геодезисты.
Учитель математики: Проект
Ребята, вы посмотрели видео ролик, про ещё одну очень важную профессию. Её специалисты располагая, новейшим оборудованием, которое вы видели в фильме, помогаю при проектировании домов, земельных участков, заводов, и целых городов, их задача рационально расположить объекты жизнепользования в существующий природный ландшафт. Это очень важно, для сохранности нашей природы, и экологии. Что бы избежать вырубки леса, загрязнения рек и озёр. А экологи и пожарные разработали нормативы застройки различных объектов. Применение которых обязательно при любых видах строительства. Все эти меры помогут сохранить нашу окружающую среду.
- Дома вы были должны внимательно изучить две таблицы с нормативами застройки жилого дома с хозяйственными постройками, а также схему расположения компостных и канализационных ям от водных источников и жилых построек. (да, изучили).
- А так же вы были должны образовать две группы? ( да, мы разделились на две группы).
- Хорошо, пусть встанет 1 группа и подойдёт к первому столу. (выполнили)
- Теперь, вторая. (выполнили)
- Пришло время применить полученные вами знания на практике. Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. Внимательно послушайте условие. Вы должны из имеющихся макетов застроить свой земельный участков, с обязательным соблюдением всех экологических и пожарных норм застройки. Каждая группа имеет абсолютно одинаковые участки и объекты. Вам необходима линейка, и схемы с нормативами. (приготовили инвентарь)
- Масштаб каждого участка 1см.-1м. На выполнение проекта 10 минут. Ребята, не спешите, продумывайте и промеряйте расположение каждого объекта, обсуждайте в своей группе, тихо не мешая другим. После выполнения обсудим каждый проект отдельно. Можно начинать работу.
Обсуждение проекта.
Назвать все предметы.
- Почему нельзя размещать близко к озеру, колодцу выгребную яму? (это может привести к загрязнению водоема или колодца)
Учитель географии: Ребята, молодцы хорошо справились с проектом, ваши оценки по географии сегодня ____________ у обоих групп.
ИТОГИ УРОКА.
- С каким понятием вы сегодня так много работали?(масштаб)
- На какие виды можно разделить задачи с масштабом (определение расстояния на местности, определение расстояния на карте и определение масштаба)
- Как определить расстояние на местности? (нужно умножить расстояние на карте на делитель в отношении показывающем масштаб)
- Специалисты каких профессий используют масштаб? ( биологи, архитектуры, инженеры, фотографы и т.д)
- Ребята вы молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня хорошо работали, быстро решали задачи, успешно справились с самостоятельной работой, построили замечательные проекты участка.
Домашнее задание (на слайде) запишите в тетрадь
- Запишите домашнюю работу по математике составить план вашего дома в масштабе 1см – 1м. Чертёж выполнить в своих школьных тетрадях.
- Запишите Д.З. по географии: Придумать ребус или загадку на тему масштаба.
Рефлексия
- Вам понравился сегодняшний урок? (да)
- Вы узнали, что-то новое для себя? (да)
- Если сегодняшний урок был для вас интересным, и познавательным, возьмите из корзины золотой шарик и повесьте его на нашу ёлочку, а если нет то возьмите серебряный шарик и тоже повесьте на ёлочку.
Спасибо ВСЕМ за урок, до свидания.
VII. Список использованных ресурсов
Виленкин Н.Я.и др. Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
http://www.yandex.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://festival.1september.ru/
8