Конспект интегрированного урока по ОРКСЭ и технологии
в 4 классе по теме «Чувство Родины»
Цель: создать условия для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: «родное», «род», «Родина», «Отчизна».
Личностные:
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Метапредметные:
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
•определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: ОРКСЭ, технология.
Оборудование: учебник Шемшуриной А.И. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» (4 класс), мультимедийная презентация, аудиозапись, карточки со словами, буквами, цветные картинки с символами России, шаблоны цветов, образцы работ.
Инструменты: ватман формата А-1, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Ребята, давайте в начале урока прослушаем песню и посмотрим видеозапись. (Учащиеся слушают текст песни Марка Бернеса «С чего начинается Родина» и просматривают видеоклип).
- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем с вами сегодня говорить? (ответы детей: о Родине)
- Страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина - Россия.
- Какую тему урока мы можем с вами сформулировать? (формулируют учащиеся)
- Какие задачи поставите перед собой на уроке? Чем будем сегодня заниматься? (ответы детей)
- На уроке мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.
III. Изучение нового материала.
- Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.
- Скажите, ребята, а что значит для вас понятие «Родина»? (ответы детей)
- Родина – место, где человек родился, где жили и живут его предки,
место, по которому он тоскует и которое готов защищать.
- Как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»? (ответы детей: корень «род»).
- Слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами.
- Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя!
- Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
- Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
- Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Но у каждого человека есть своя Малая Родина.
- А что значит для вас «Малая Родина»? (ответы детей)
- Да, Малая Родина – это место где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой родины. Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок от большой Родины.
Работа по обогащению словарного запаса.
1) - Подберите к каждой букве слово «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова (ответы детей):
Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, озерная, открытая, очаровательная и т.д.
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Н – наилучшая, наипрекраснейшая, ненаглядная, необъятная и т.д.
А – активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.
2) - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? (ответы детей: Родной край, Отечество, Отчизна).
- Россия богата своей историей, в которой отдельное место занимают различные традиции, суеверия, приметы и символы. Символизм присущ многим странам, благодаря которым, они становятся узнаваемыми. Часто символами являются животные, предметы обихода, известные люди и различные растения. У каждой страны есть свои традиции, обычаи, символы.
- Каждый символ нашей страны мы будем приклеивать на плакат «Наша страна – Россия».
- Какие символы вам знакомы? (ответы детей)
1. Главная достопримечательность нашей страны – Красная площадь, это визитная карточка. Находится в столице нашей родины – Москве. На Красной площади расположены Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Владимира Ленина. В северной части площади находятся Исторический музей и Казанский собор, в южной - Покровский собор. Архитектурный ансамбль находится под охраной ЮНЕСКО, как памятник Всемирного наследия.
Площадь издревле служила местом торга, где много веков подряд возводились временные и постоянные торговые ряды. Сейчас проходят военные парады (на плакат приклеивается иллюстрация Красной площади).
2. Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой (на плакат приклеивается иллюстрация матрёшки).
3. Самовар – металлический сосуд для кипячения воды и приготовления чая. В России родиной самоваров считают Тулу. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров - керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит (на плакат приклеивается иллюстрация самовара).
4. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Сарафан, рубаха, передник, пояс, понёва – мешковатая юбка, головной убор. Красный цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси (на плакат приклеивается иллюстрация русского народного костюма).
5. Каравай. С давних времён традиционный обычай встречать дорогих гостей с караваем и солью, демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы (на плакат приклеивается иллюстрация каравая).
6. Березка. С веками образ березы настолько укоренился в сознании местных жителей, что трудно вообразить русский пейзаж без этого дерева.
Даже, находясь далеко от родины, русский человек, вспоминая свой дом, обязательно представит берёзу. В древнее времена повсеместно использовали берёзу. Дровами топили избы, изготавливали посуду и различные украшения, ветвями кормили скот и любили пить берёзовый сок. Создавали игрушки для детей, шкатулки и обереги. Что уж говорить о берёзовом венике, с которым ходили в баню! Этот отдельный атрибут являлся символом чистоты и здоровья (на плакат приклеивается иллюстрация березы).
7. Балалайка. Сотню и даже две сотни лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России (на плакат приклеивается иллюстрация балалайки).
V. Работа с учебником.
- Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей Родине. Народ слагал о ней пословицы, поговорки, песни, придумывал сказки, много мудрых мыслей сказано.
- Откройте учебник на стр. 57, «Мудрое слово» (дети открывают учебник).
- Давайте попробуем собрать из разрозненных слов пословицу о Родине и объяснить ее значение:
1. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха (ответы детей).
2. Человек без родины, что соловей без песни (ответы детей).
3. Родная земля и в горсти мила (ответы детей).
VI. Физкультминутка: «Наша Родина – Россия»
- В нашей стране горы - высокие (тянутся на носочках вверх),
Реки глубокие, (присаживаются на корточки)
Степи широкие (раскидывают руки),
Леса большие (руки вверх),
А мы - ребята вот такие! (показывают большой палец).
VII. Технология. Практическая часть работы.
- Ребята, давайте посмотрим на наш плакат и подумаем, чего на нем не хватает? (ответы детей)
- Конечно, не хватает флага нашей страны. Скажите, как выглядит наш флаг, из каких цветов он состоит? (ответы детей)
- Кто может сказать, что означают цвета, изображенные на флаге? (Белый – мир, чистота; синий – цвет неба, верности; красный – отвага, мужество, героизм).
- Ребята, а сейчас вспомните и назовите, какие цветы растут в нашей стране? Подумайте, при помощи каких цветов мы могли бы изобразить наш флаг?
(из ромашек, васильков и маков).
- Ромашка – цветок, который считается символом русской природы. Славяне ценили целебные свойства растения и ласково называли его невесточкой, солнечником, белюшкой и девичником. Наши предки верили, что ромашковое поле появляется после ошеломительного звездопада на землю (на доске фото ромашки).
- Васильки. Наиболее распространены в России василёк луговой и василёк синий. Русское название цветка произошло от имени удалого парня Василя. Согласно легенде единственный сын бедной женщины был околдован русалкой: увлечённый ею в поле,
он превратился в синий, напоминающий студёный омут цветок.
Цветки могут быть использованы для получения красок - голубой и синей (для шерстяных тканей) (на доске фото василька).
- Маки. Мак выращивают для того, чтобы украсить приусадебный участок или сад, а также для приготовления лекарств. Выращивается мак при помощи семян, высеваемых на полях как декоративное растение, он может расти и размножаться сам (на доске фото мака).
- А сейчас давайте попробуем сделать цветочный флаг нашей страны. Для вас подготовлены шаблоны каждого цветка, бумага трех цветов.
- Наша задача - вырезать красивые цветы и создать при их помощи флаг, которого не хватает на нашем плакате. Для работы вам также понадобятся ножницы и клей.
- Прежде чем приступить к работе, вспомним технику безопасности при работе с ножницами:
Перед работой проверь исправность инструментов.
Работай ножницами только на своем рабочем месте.
Следи за движением лезвий во время работы.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы кольцами вперед.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Используй ножницы по назначению.
- Приступим к работе. Вам необходимо каждому вырезать по 3 цветка: ромашка, василёк и мак, пользуясь шаблонами. Вам выданы серединки для каждого цветка, их необходимо приклеить.
- По окончании работы выходим к доске и приклеиваем цветы в соответствующие места, указанные на флаге.
Практическая работа учащихся (Звучит аудиозапись «То березка, то рябина» (слова: А. Пришелец, музыка: Д. Кабалевский)).
- Вот такой замечательный флаг у нас получился! (демонстрация)
VIII. Рефлексия.
- Какое впечатление оставил урок? (ответы детей)
- Ребята, что вы узнали нового? (ответы детей)
- Оцените свою работу на уроке (оценивание).
- Какие цели и задачи мы ставили на уроке? (ответы детей)
- Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?» (Родина)
- Мне хочется закончить урок стихотворением З. Александровой «Родина»:
Если скажут слово Родина, В лужах первые кораблики,
Сразу в памяти встает Над скакалкой топот ног
Старый дом, в саду смородина, И большой соседней фабрики
Толстый тополь у ворот. Громкий радостный гудок.
У реки березка – скромница Или степь, от маков красная,
И ромашковый бугор… Золотая целина…
А другим, наверно, вспомнится Родина бывает разная,
Свой родной московский двор. Но у всех она одна.
- Спасибо за урок!