Попова И.И.
Способствовать созданию условий для развития умения распознавать слова - признаки в речи, различать признаки зимних месяцев.
Организовать пространство для обучения способности видеть, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности.
Воспитывать умение видеть и любить красоту родной природы, побуждать интерес к урокам русского языка.
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Этап урока. Задача данного этапа | Формируемые умения Предметные (ПР) Метапредметные (УУД) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К) Познавательные (П) Личностные (Л) | Раздел этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Действия по работе с презентацией ( - щелчок левой кнопкой мыши) |
Организационный (этап мотивации). Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | (УУД): Р: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | | Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. | Подготовка учащихся к работе на уроке | Слайд 1 |
Актуализация опорных знаний и умений. Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | ПР: - знать отличительные признаки зимних месяцев; УУД: П: - выполнять анализ; обобщение; Р: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Групповая работа | - Для того чтобы начать урок, нам нужно определить его тему. В этом нам поможет кроссворд. Кроссворд О н не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути. (Снег) По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер.) С песней грустною ...(Метель.) - Сегодня на уроке мы поговорим о зимнем месяце – феврале. - Мы будем обсуждать не только изменения в природе в феврале, но и продолжим знакомство с именами прилагательными, а так же исследуем, необходимы ли они в русском языке. | | Слайд 2-6 Все действия происходят при нажатии на фигуру кроссворд. Переход на следующий слайд – снежинка в правом нижнем углу |
Постановка учебной проблемы. Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | ПР: - отработка умения ставить вопросы к словам; - создать условия для умения различать признаки зимних месяцев УУД: П: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Р: -высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль; К: -точно и полно выражать свои мысли. | Чистописание | - Какая буква есть во всех словах нашего кроссворда? - Именно буква Е станет хозяйкой чистописания. - Запишите предложение. - Те, кто закончил задание раньше, поставьте в словах ударение и определите количество слогов. - Поставьте вопросы к словам данного предложения. | №1 Ее Ее еее ев ле ел ес Февраль – зимний месяц. | |
| | Просмотр презентации «Путешествие с Чевостиком» | - Какой он – февраль? Давайте посмотрим, что по этому поводу думает уже знакомый нам Чевостик. | | Слайды 7-25 Переход слайдов автоматический. Переход с последнего слайда |
| | Игра «Собери пословицу» Работа в парах Помощь «консультан-тов» | - Соберите из слов пословицу. Объясните её смысл. Вьюги | да | метели | под | февраль | полетели. | Учащиеся, выполнившие задание первыми, оказывают помощь остальным. - Назовите признаки, которыми февраль отличается от остальных месяцев года. | | |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | Л: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?) УУД Р: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке | Соотнесение предлагаемого варианта ответа с собственной точкой зрения. Работа в парах | Задание «Подбери» - Прочитайте текст. - Можно ли догадаться о каком времени года идёт речь? - А какой именно месяц зимы описывается? - Давайте прочитаем описание февральской природы в учебнике «Окружающий мир» (стр.30) - В предложениях № 2 рабочих листков подчеркните такие слова-признаки, которые помогут описать февраль. Взаимопроверка. - Прочитайте рассказы своих соседей по парте. Понятно ли о каком месяце идёт речь в их рассказах? - Какой мы сделаем вывод: нужны ли нам слова-признаки ? Для чего? | Дети читают: На дорожках лежит снег. Дует ветер. Над головой небо. Светит солнце. №2 На дорожках лежит (пушистый, осевший, грязный, голубоватый) снег. Дует (свежий, холодный, порывистый, лёгкий) ветер. Над головой (низкое, серое, высокое, голубое) небо. Светит (яркое, жаркое, холодное, тусклое) солнце | |
| | Физкультминутка для глаз | - Мы проведём физкультминутку для глаз под пьесу Петра Чайковского «Февраль», а вы подумайте, какое второе название мог дать своему произведению композитор (Масленица) - Почему композитор дал такое второе название? | | Слайд 26 Действия автоматические. Переход после окончания действия |
Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. | ПР: - развитие умения образовывать слова-признаки от слов-предметов Л: - определять правила работы в группах; - оценивать содержание усваиваемого. УУД Р: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; П: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи. | Дифференциа-ция слов-признаков и слов-предметов Соотнесение прилагатель-ных и существитель-ных | Игра «Угадай дерево» - А изменились ли деревья с приходом зимы? - Все ли деревья сбросили на зиму листву? - Отгадайте загадки. - Образуйте слова-признаки от предметов. Её всегда в лесу найдёшь - Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем (Ель) Стоит в белой одежке, Свесив сережки (Берёза) А в мороз - сладка. Что за ягодка? (Рябина) У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви - только на макушке (Сосна) Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет - Желуди на нем! (Дуб) - Какой вывод о словах-признаках сделаем? (слова-признаки можно образовать от слов-предметов) - На какие две группы можно разделить деревья? - Почему зимой деревья стоят голые? - В каком лесу зимой теплее: в еловом или в лиственном? (Еловом, т.к. пушистые ветви лучше сохраняют тепло) - Зима – суровое время года. А кто же испытывает на себе зимние трудности? Игра «Найди по признаку» - Все ли птицы могут пережить нашу зиму? - На какие группы можно разделить птиц? - Что страшнее для птиц холод или голод? - Соедини название птицы и её признак. - Какой сделаем вывод о словах - признаках? (они по смыслу связаны со словами - предметами) - Как мы можем помочь птицам? | №3 На слайдах появляются загадки. После отгадки учащиеся, находят на рисунке предмет и образовывают признаки по образцу: Липа – липовый цвет №4 Учащиеся соединяют слова, объясняют свой выбор и проверяют с помощью презентации. белобокая | | синица | зеленокрылая | снегирь | красногрудый | дятел | чернокрылая | сорока | длинноклювый | ворона | | Слайд 27-28 Все действия происходят при нажатии на фигуру с вопросом. Переход на следующий слайд – снежинка в правом нижнем углу На слайдах появляются загадки. Дети говорят отгадку существитель-ное и слово – прилагательное, образованное от данного предмета. Слайд 29 |
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. | ПР: - способствовать развитию умения находить слова по заданному описанию; УУД Р: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Подбор слов по заданному описанию Чтение текста Восстановление деформирован-ного текста | Выполнение задания № 5 - Определите по признакам, о каком животном идёт речь. - Как же живётся животным зимой? Чтение статьи «Лесные картинки» (стр. 30 - 31 учебник «Окружающий мир») - Прочитайте в учебнике о том, как живётся животным зимой. - Какие животные не видят красоты зимы? Почему? (Впадают в спячку медведь, ёж) - Зачем заяц путает следы? Как вы считаете, он трусливый или осторожный? Игра «Вставь признак» Дан текст, в котором нет прилагательных. Учащиеся текста не видят. Дети называют любые прилагательные, учитель вставляет по порядку и зачитывает получившийся текст. На дворе … зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт … шишки. Да от холода воет … волк. - Какой сделаем вывод об употреблении слов-признаков? (Нужно употреблять признаки, подходящие по смыслу) - Давайте исправим наши ошибки и вставим подходящие по смыслу признаки. | №5 Учащиеся вписывают название животного Серый, злой, голодный________ Рыжая, хитрая, ловкая_______ №6 Дифференцированные задания ** - Вписать признаки. На дворе _________ зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт _________ шишки. Да от холода воет __________ волк. Слова – помощники: холодная, вкусные, голодный | * - Подчеркнуть признаки На дворе холодная зима. В лесу тишина. Только на ветвях белка грызёт вкусные шишки. Да от холода воет голодный волк. | | |
| | Физкульт-минутка | -А сейчас заглянем в февральский лес. | | Слайд 30 Переход |
Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | ПР: - наблюдать за словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? УУД Р: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; П: - осуществлять анализ учебного материала; К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Описание предметов с помощью прилагатель-ных Контроль и самопроверка | Игра «Оденься на прогулку» На экране даны разные предметы одежды. - Про февраль в народе говорят: «Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый» - Посмотрите, все ли предметы одежды подойдут для прогулки в феврале? -Выберите те предметы одежды, которые Вы бы одели на февральскую прогулку, опишите этот предмет, используя только слова-признаки, а остальные ученики – отгадают, какой предмет вы имеете в виду. - Какой вывод можно сделать? (слова-признаки могут обозначать: качество, цвет, вкус, запах) - Как нужно одеваться зимой? Составление синквейна Синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, составленная по определённым правилам. Это искусство родилось в США под влиянием японской поэзии .Вариант синквейна Февраль Зимний, последний Морозит, вьюжит, радует Февраль – последний зимний месяц Холодно! Контрольная карточка Учитель читает предложения. Если учащиеся согласны с высказыванием, они обводят номер вопроса; если предложение неверное – зачеркивают номер вопроса. Слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое? (+) Слова-признаки нельзя образовать от предмета (-) Слова-признаки связаны с предметом (+) Февраль-середина зимы (-) Февраль-самый короткий месяц в году (+) | Дети читают стихи про зиму и составляют синквейн. №7 | Слайд 31 Переход Слайд 32 Переход |
| | | | | |
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. | Л: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. УУД: Р: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке; - осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; К: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | Заполните таблицу. Оцени свои знания (закрасить нужную снежинку) Покажи своё настроение: - Если вы полностью довольны своей работой на уроке - поднимите снежинку белого цвета; - Если вы довольны своей работой на уроке, но можете работать ещё лучше - голубого цвета; - А кто ничего не понял и вам понадобится помощь учителя-зелёного цвета. | №8 Знал | Узнал | Хочу ещё узнать | | | | № 9 | |