СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока русского языка и математики "Число и числительное:в чём отличие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока повторения по теме Числительное совместно с учителем математики по теме Числа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока русского языка и математики "Число и числительное:в чём отличие"»

Интегрированный урок по математике и русскому языку в 6 классе

«Число и числительное: в чём отличие?»

Учитель русского языка: Новичкова Надежда Борисовна

Учитель математики: Аубакирова Ольга Ивановна

Класс: 6



Цель урока: повторить и обобщить пройденный в разделе «Сложение рациональных чисел чисел» (математика) и в разделе «Имя числительное» (русский язык) материал

Тип урока: урок систематизации знаний с элементами исследования

Задачи урока: 1) развивать универсальные учебные действия обучающихся:

  • умение ставить учебную задачу, определять последовательность действий, выполнять действия согласно инструкции, осуществлять контроль своих действий и действий товарищей, проверять результаты работы по образцу, видеть и исправлять ошибки, концентрировать волю для преодоления затруднений, понимать, что усвоено на уроке, а что требует доработки

  • умение обучающихся работать в группах

  • умения строить осознанные и произвольные высказывания в устной речи, аргументировать свою точку зрения (объяснять свой выбор), анализ объектов с целью выделения признаков

  • понимать и ценить свой вклад в общее дело

2) развивать интерес обучающихся к русскому языку и математике.















1 урок

1.Мотивация к действию: учителя читают стихотворение

Учитель математики:

Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Учитель русского языка:

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

Учитель математики:

Нет! Миром числа управляют,

Они в порядок наш приводят ум.

И истину лишь математики познают,

Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Учитель русского языка:

Есть листьев шум и мир под облаками,

Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.

Числом не скажешь всё, что выразишь словами –

И боль, и страх, любовь и счастье.

Учитель математики:

Но математику учил ракет создатель,

И в космос полетели мы без вас.

Учитель русского языка:

Нет! Первым в космос полетел писатель,

Писатель тот, который был фантаст.

Учитель математики:

А может быть, не надо ссор?

Учитель русского языка:

Решим сейчас мы этот спор.

Учитель математики: А давайте проверим, как связаны понятия, изучением которых мы занимались на уроках в последнее время. Слайд 2

Постановка проблемы

Учитель русского языка: Задание для всех: спишите предложение, заменив, если это возможно, число числительным и раскрыв скобки.

Обучающиеся списывают в тетради следующее предложение.

Я оказался на 3(этаж), нужно было подняться на 5 (этаж).

Учитель русского языка: Давайте проверим, что у вас получилось.

Вариант 1: Я стою на третьем этаже, нужно подняться на пятый этаж.

Вариант 2: Я стою на третьем этаже, нужно подняться на пять этажей.

Учитель математики: Так на каком же этаже должен был оказаться человек?

Слайд 3

Вариант 1: на пятом

Вариант 2: на восьмом

Учитель русского языка: Какой же ответ верный?Можем ли мы утверждать, что смысл числа и смысл числительного всегда совпадают?Сформулируйте вопрос, ответ на который мы с вами будем искать. Слайд 4

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос:

В чем отличие числа и числительного? Слайд4

Учитель математики: Итак, тема урока: Число и числительное: в чем отличие.

Открывем тетради, записываем число Второе марта, Классная работа, и тему урока.

Учитель русского языка: Сформулируйте предложением цель, которую мы хотим достичь в конце урока. Слайд 5

Обучающиеся формулируют цель урока

Цель урока: найти отличия числа и числительного Слайд5

Учитель математики: Чтобы достичь поставленной цели, мы должны наметить задачи, которые помогут нам в этом. Слайд 6

Обучающиеся формулируют задачи урока

Задачи урока: 1. Сравнить свойства числа и свойства числительного

2. Выявить различия Слайд6

Учитель русского языка: Цель намечена, задачи посталены, пора начинать трудиться.Ваша активность на уроке будет оцениваться стикерами. Чем больше вы их наберете, тем выше будет отметка.



Учитель русского языка

1.Словарный диктант

Семь, трое, три пятых, двое, пять, пятеро, две седьмых, одна девятая, восемьсот,

пятерня,трехдневный,пятак.


Указать среди всех терминов – числительные.

2. Учитель предлагает прочесть на экране текст - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

3 - три.

Есть у нас 3 сесЗцы,

Вы не знаете их?

Как бы мне ухиЗться

Рассказать о троих?

У одной, что в СЗжове,

Над окошком жил сЗж.

СЗчь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

Кузнецова Настя

100 - сто.

У про100го 100рожа -

Непро100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви Не носил никто!

ШевкунМарк

Вопросы классу:Надежда Борисовна

  1. Почему трудно читать эти тексты?

  2. Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (Ученики

самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об

употреблении его в научном и художественном тексте.)

3. Четвертый лишний (Надежда Борисовна)
Задание по русскому языку (подчеркнуть лишнее слово в ряду):
1) двое, трое, три, пятеро;
2) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
3) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый;

4) двадцать, тридцать, сороковых, пятьдесят.

Учитель математики

4.История числительного 40
В старину это число называли "четыредесять", четыре десятка, и считали сороками. Говорили: "В Москве сорок сороков церквей" (то есть 1600 церквей).
Откуда же произошло числительное 40? Сорок - это мешок с четырьмя десятками собольих шкурок, которых как раз хватало, чтобы сшить шубу. Шкурки самых ценных черных соболей складывались в сорок, или в сорочку, а попросту в мешок, от этого старинного названия мешка (сорочки) и пошло название числительного 40.
Учитель русского языка

5. Работа по развитию речи

Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и оно уносило его в сторону от его задачи.

"Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна..." - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

Вопросы к упражнению:

  1. Что мешало мальчику решить задачу?

  2. В каком стиле написан текст?

  3. Что помогло бы мальчику в решении?

  4. Каким должен быть стиль текста?

  5. Каковы приметы научного стиля?

Учитель математики: на доске

Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?

Краткое условие задачи на доске:

10 аршин по 3 р. 64 к.

? р.

10 аршин по 2 р. 36 к.

Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.

  1. 364X10=3640 (к.)

  2. 236X10=2360 (к.)

  3. 3640+2360=6000 (к.) =60 р.

Учитель русского языка корректирует речевые погрешности.

Итог: надо верно употреблять числительные в речи.

7. Физкультминутка .



8. Запись числа и числительного.

1. Учитель русского языка проводит беседу.

Вопросы:

  1. Как записывают число в математике и в русском языке?

  2. В чем разница записи?

  3. Почему по-разному записывают число?

2. Словарный диктант с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм.

Одиннадцать восьмых, двенадцать десятых, шестнадцать двадцатых.

Учитель математики:

  1. покажите математическую запись данных чисел,

  2. что они обозначают, что можно сделать с ними?


9. Задание по русскому языку

Просклонять числительные: коробка с (двенадцать карандашей); находится в (восемнадцать километров); прибавили к (тринадцать рублей); вычли из (четыре килограмма); более (сто пятьдесят метров).


10. Учитель математики

И самое важное – с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.

Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.

Например:

х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;

х=25 - икс равен двадцати пяти;

р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;

р=38 - [пэ] равно тридцати восьми.

Решить уравнение устно

а) х+37=85 в) 85-х=36

б) 156+у=218 г) х-94=18

д) х + 2/5 = 4/5 е) 1 - у = 5/6

ж) х – 3/7 = 2 4/7


Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.

11.Учитель русского языка

1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.

1) Из сказки Жуковского "Спящая царевна":



И на пир веселый тот Швецов Артем,Мицуков Андрей

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?..


2) Из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила":

Там лес и дол видений полны; Позднякова Лера,Панковский Максим

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.


Учитель математики


12. Загадка Российского флага
Российский флаг представляет собой полотнище из трех цветных полос: белой, синей и красной. Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчета и числительных и здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или синий. Поэтому белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. А красный цвет - это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем на самом деле, поэтому красную надо сделать шире.
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину.Полосы разного цвета на Российском флаге соотносятся так: 30:33:37. Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.
Викторина.

Итог 1 урока, Ответим на вопросы:


  • Сегодня на уроке я понял (а) …

  • Я смог(ла) самостоятельно …

  • Я испытывал (а) затруднения …

  • Мне нужно …

  • Я могу себя похвалить за …

  • Я огорчён(а) тем, что …

  • 2 урок

Вступительное слово учителя математики

Ребята, мы продолжаем наш урок
Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. На канале "Культура" есть программа "Азбука", обучающая грамотному произношению. В Государственной Думе рассматривается закон, по которому предусматривается применение штрафа к официальным лицам, злоупотребляющим иностранными словами.
Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Сегодня мы повторим некоторые действия с рациональными числами. И все это будет связано со склонением числительных.
Надеюсь, что этот урок поможет вам научиться говорить правильно и вы не попадете в "Парад грамотеев", которые пишут в школьных сочинениях: "Его лицо было овальным, как прямой угол"; "На крыше было много голубей, человек 40".
Вступительное слово учителя русского языка
Удивительная тема: "Имя числительное"! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики, а на уроках русского языка мы только что закончили эту тему.
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Учитель математики

Мы сейчас будем работать в группах. Задания разложены по порядку. Работа в группах представляет собой последовательное выполнение 4 заданий, из которых 2 – по математике, 2 – по русскому языку. Работа выполняется параллельно: 1 группа сначала выполняют задание по математике, потом по русскому языку в порядке чередования предметов. 2 группа сначала работают с заданиями по русскому языку, а потом по математике.



Внимательно слушайте учителя, если непонятно, поднимите руку. Напоминаю правила работы в группе. (Презентация)




Работаете вы в группах, не забывайте, что от результата каждого из вас зависит итоговая оценка работы группы. Слайд 7

Задание 1 (см. приложение). Выполняется в группах.

По окончании – самопроверка (ответы на экране).

Учитель русского языка:Посмотрите на записи в своих тетрадях. Чем отличаются записи на листах с заданиями и ваши собственные? Слайд 8

Учитель математики: Так в чем же первое отличие?

(1)Числа записываются цифрами, числительные – буквами. Слайд 9

Первое отличие записывается на доске.



Учитель русского языка:Продолжаем нашу работу. Сейчас мы с вами будем тренировать свое слуховое восприятие информации. Пишем диктант. Если в высказывании/ выражении нет ошибки, поставьте букву В (верно), если ошибка есть, поставьте букву Н (неверно). Здания см. Приложение

Диктант пишется параллельно обучающимися обеих групп: одна группа проверяет на правильность высказывания учителя русского языка, другая группа – сказанное учителем математики. Непременное условие: смена предмета (те, кто первое задание выполняли по математике, занимаются русским языком, и наоборот).



По окончании – взаимопроверка (каждый обучающийся передает свою тетрадь соседу слева). Ответы – на экране. Слайд



Учитель математики: О чем сейчас шла речь в задании относительно чисел и относительно числительных?

Обучающиеся формулируют ответы:

О разрядах числа: единицы, десятки, сотни

О разрядах числительных: количественные и порядковые; дробные, собирательные и целые.

О составе числа и о составе числительного

Учитель русского языка: В чем же их различие?

Обучающиеся формулируют второе отличие числа от числительного,

ответ записывается на доске

(2)В математике есть разряды и состав числа, в русском языке есть разряды и состав числительных, но они имеют разное значение.

Физкультминутка Слайд

Учитель русского языка:Обратите внимание на ребусы. Каждый из вас может сейчас заработать свой личный дополнительный стикер.

Обучающиеся разгадывают ребусы (см. презентацию)

Учитель математики: Продолжаем работу по теме. Сейчас вы будете выполнять задание «третий - лишний» Слайд

По одному представителю каждой команды выходит к доске и записывает «лишний» ответ. Команда получает балл при всех правильных ответах. Проверка.Слайд 13

Учителя работают по очереди.



Учитель математики: Скажите, можно ли любое из слов заменить числом, а любое число заменить числительным

Учитель русского языка: Сформулируйте еще одно отличие числа от числительного

Обучающиеся формулируют третье отличие, которое записывается на доске.

(3)Числа бывают положительными и отрицательными в отличие

от числительных. Слайд 14

Учитель математики: Последний бой, как известно, трудный самый, поэтому и последнее задание тоже непростое. Внимательно читайте задание. Не забывайте, что работаете в группах: не теряйте времени. Распределяйте части задания между собой. Задание на время. Как только время закончится, все должны будут положить ручки. Слайд 15











Математика

Задание 4. Если в предложении числительные записаны верно (без орфографических ошибок), то сложите числа, которые они обозначают; если допущена хоть одна ошибка в написании числительного, то вычтите из первого числа второе. Запишите примеры и ответы..

Русский язык

Задание 4. Проверьте написание имен числительных и запишите предложение в исправленном виде, если была допущена ошибка; если в предложении ошибок в написании числительных нет, то просто его спишите. Распределите внутри группы задание таким образом, чтобы каждый участник группы записал ТОЛЬКО ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Учитель русского языка: Время вышло. Все положили ручки. Учителя идут проверять то, что вы наработали.

ПРОВЕРКА.

Учитель математики: А сейчас ответим на наши вопросы. Вопрос к «математикам»: какие действия вы сейчас производили? (сложение и вычитание)

Учитель русского языка: Вопрос к тем, кто выполнял задание по русскому языку: а что делали вы? (проверяли и исправляли ошибки)

Могли ли вы производить действия, выполненные группой математиков? Почему?

Учитель математики:Давайте сформулируем последнее выявленное нами отличие числа и числительного. Какие действия возможны с числами и неприменимы по отношению к словам?

Обучающиеся формулируют последнее отличие, которое записывается на доске.

(4)С числами можно производить такие действия, как сложение и вычитание. Со словами – нельзя.

Учитель русского языка: Вспомните, какие задачи мы с вами ставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что справились с ними?

Задачи урока: 1. Сравнить свойства числа и свойства числительного

  1. выявить различия

Учитель математики:Вернемся к цели нашего урока. Достигнута ли она?

Цель урока: найти отличия числа и числительного

Учитель математики: Назовите те отличия, которые мы с вами установили на уроке.

1)Числа записываются цифрами, числительные – буквами.

2) В математике есть разряды и состав числа, в русском языке есть разряды и состав числительных, но они имеют разное значение.

3) Числа бывают положительными и отрицательными в отличие

от числительных.

4) С числами можно производить такие действия, как сложение и вычитание. Со словами – нельзя. Слайд 16

Учитель русского языка: Пришло время оценить свою работу на уроке (рефлексия)

Проводится рефлексия

Светофор (презентация)



Учитель математики: А теперь оцените свою работу в тетрадяхпо количеству правильных ответов-( 1 ответ-1 балл). Слайд17

Домашнее задание: Слайд 18

Возьмите с собой задания, которые вам давались на уроке

Выберите любое из заданий, которое вы сегодня выполняли. Составьте подобное задание дома ( 1 – по русскому языку, 1 – по математике)

Спасибо за работу!



Дополнительный материал:кроссворд по математике