МБДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»
Конспект
интегрированной НОД
по познавательно-речевому развитию
по мотивам сказки В. Катаева
«Цветик - семицветик»
для старшей логопедической группы
Разработан:
Учителем-логопедом
Смеловой С.В.
Воспитателем
Котовой Р.М.
2020 год
Тема: путешествие по мотивам сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»
Цель: развитие познавательного интереса и речевой активности, систематизация математических представлений, формирование у детей представлений о положительных человеческих качествах.
Задачи:
Познавательные:
Закреплять знание цифр и числового ряда, устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой…
Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.
Обучающие:
Развивать фонетический слух: умение соотносить гласные звуки к их символам. Дифференцировать звуки: С – Ш. Развивать умение детей употреблять предлоги: на, за, под, над, перед. Расширять представление детей о геометрических фигурах, умение выделять их свойства (декодировать информацию).
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать логическое мышление, восприятие, внимание и память, мелкую моторику, умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления пар, определять в какой группе предметов больше, меньше, поровну, отвечать на вопрос «Сколько?».
Игровые:
Совершенствовать навыки дидактической игры…..
Предварительная работа:
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Умение выделять первый гласный звук в словах, соотносить гласные звуки с их символами, различие свистящих и шипящих звуков, знакомство с простыми предлогами, упражнение «Считай дальше», «Какой цифры не стало», д\игра «Найди предмет такой же формы», логический кубик.
Материал и образовательные ресурсы: письмо с иллюстрацией из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева, лепестки, карточки с изображением предметов, карточки с символами звуков, карточки с двумя полосками, геометрические фигуры, блоки Дьенеша, цифры, оборудование для показа презентации.
Ход ОД:
- Мотивационная часть
Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель.
Возьмитесь за руки, друзья!
Друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь всем гостям
Подтянитесь, соберитесь
И садитесь по местам.
Учитель-логопед: - Ребята, сегодня в наш детский сад почтальон принес письмо. На конверте написано, что оно для детей группы «Дюймовочка». Давайте откроем конверт и узнаем, что в нём.
(Открываем конверт, в нем – иллюстрация из сказки «Цветик – семицветик» В. Катаева)
(Беседа по иллюстрации:)
Из какой сказки письмо?
Как звали девочку?
Кто дал Жене цветок?
Воспитатель: - Ребята, на обратной стороне письма - послание. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Сильный ветер сорвал все лепестки с моего цветка, и я не успела загадать одно очень главное желание. Лепестки все разлетелись... Пожалуйста, помогите мне их собрать обратно в цветок! Но для этого необходимо выполнить задания, которые прописаны на каждом лепестке»
Логопед: - Поможем Жене собрать лепестки?(ответ детей) Сколько лепестков нужно собрать? (7 лепестков)
Воспитатель: Чтобы попасть в сказочную страну, нужно произнести волшебные слова.
Дети произносят слова из сказки с движениями:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в сказке
Воспитатель: - Вот мы и в сказке. Женя добрая и хорошая девочка, но любопытная и рассеянная. По дороге она любила смотрела по сторонам считала ворон. Помогите Жене сосчитать птиц.
Сосчитайте, сколько ворон сидит на ветке (6).
Положите на верхнюю полоску карточки столько же красных кружков (6).
А на нижнюю, столько же синих кружков и ещё 1.
Каких кружков больше (меньше)? На сколько 7 больше 6?(6 меньше 7).
- Мы выполнили первое задание и вернули Жене первый лепесток
Логопед: - Ну а теперь нужно выполнить другое задание, чтобы вернуть еще один лепесток.
Сейчас перед вами на экране будут появляться картинки. Ваша задача – четко произнести их название, выделить первый гласный звук в слове и показать символ этого гласного звука. Символы гласных звуков лежать у вас на столе. Но прежде чем приступить к заданию, давайте вспомним, что такое гласные звуки и выполним небольшую гимнастику.
"Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем:
А, У, О, И
- Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
"А:"! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
"У:" надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
Вот какой он привереда
- Будет дуться до обеда.
Округлив большие губы,
"О" прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул,
Спинку выгнул, "О:" - вздохнул.
"И:" - улыбка, весельчак,
Он смеется звонко так!
На веселом язычке
Скачет звук, как на седле!
- А теперь смотрим внимательно на экран и выполняем задание….
(Слова – акула, избушка, иголка, обруч, арбуз, ухо, ананас, удочка, остров, утюг, окна, удочка…)
- Молодцы ребята, хорошо справились с этим заданием и получаем для Жени еще один лепесток и крепим его на нашу доску.
- Сколько теперь у вас лепестков?
Воспитатель: перед нами новое препятствие.
Вот болотце на пути,
Тут ребята не пройти.
Надо мост построить нам,
Чтоб проехали мы там.
Мост из геометрических фигур (блоки Дьенеша). Ещё один лепесток появился у нашего волшебного цветка.
Воспитатель.
Сейчас я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Заячья зарядка»
Логопед: - Чтобы получить следующий лепесток нам нужно помочь Жене убрать вещи на свои места.
Предметы, в которых вы услышите звук С, мы должны убрать на стол, а предметы со звуком Ш сложить в шкаф. Приступаем…
Отлично. Прикладываем еще один лепесток к нашему цветику-семицветику.
Воспитатель.
Случай редкий, цифры в ссоре.
Вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна.
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
……Цифры в пределах 7 (10)
Ещё один лепесток мы вернули Жене.
Логопед – Ребята, нам нужно отгадать, что лежит в чудесном мешочке. Сделаем это на ощупь.
Игра «Чудесный мешочек»
(Дети достают из мешочка предметы и отгадывают их на ощупь)
«Чего не стало?»
(Дети отворачиваются, закрывают глаза, логопед убирает один предмет; Дети отгадывают чего не стало)
Еще один лепесток крепим на доску.
Воспитатель – Логопед …… (доброе дело) (Ритмическая композиций «Если добрый ты»)
Логопед – За отличную работу полагается награда! (последний лепесток).
…….
На экране появляется девочка Женя с цветком в руке.
Воспитатель. Чтобы вернуться в детский сад, надо произнести волшебные слова
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Воспитатель - Давайте дадим Жене несколько советов, какие желания лучше загадывать.
Дети – Перед тем как загадать желание, хорошо подумай, так ли оно необходимо. Желания должны быть добрыми.
- Спасибо, ребята. Женя обязательно учтет все ваши пожелания. Вам понравилось наше путешествие? Мы хотим поблагодарить вас за ваше старание и помощь. И награждаем вас сладкими призами…