Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
Детский сад №31
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада
«Традиции и обычаи русского народа»
Воспитатель:
Панова Т.Н.
Тема: «Традиции и обычаи русского народа».
Приоритетная образовательная область: Познавательное
Задачи:
Образовательные: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа;
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. - Формировать у детей представление о России, как о родной стране;
Развивающие : Развивать интерес к изучению истории России и родного края. Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов
Воспитывающие: Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории и культуре русского народа.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.
Предварительная работа:
Рассматривание орнаментов на писанках.
Беседы на тему с детьми русские традиции и обычаи.
Знакомство с р. н. играми.
Оборудование: ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор экран, на доске образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках) на блюде, аудиозаписи: «С чего начинается Родина»,«Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, «Колокольный звон Московского Данилова монастыря»,Гимн России, яйца для росписи по числу детей, гуашь, влажные салфетки.
Ход занятия:
Звучит песня: «С чего начинается Родина? Ребята, сегодня у нас пройдет не обычное занятие. Мы познакомимся с нашими традициями и обычаями. А рассказывать о том, что узнали будим нашим гостям. Мне хочется, чтобы главными героями стали вы. Вы готовы мне помочь?
- да!
- А сейчас послушайте стихотворение о Родине . ( приложение №1 слайд 1-2)
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
— Родина – это страна в которой мы живем. ( приложения №1слайд 3-4)
— Как она называется? (Россия)
— Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
— Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Как и в каждой стране , есть символы: Герб, Флаг, Гимн (приложения №1 слайд 5-7)
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
У каждого человека есть своя малая Родина
Как называется наша малая Родина
- село Привольное (приложение №2 слайд 1)
- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему селу.
Физкультурная минутка.
(Дети встают в круг.)
-Село Привольное наш дом
-Здесь все дружно мы живём ( дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. ( идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонат быстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Алея славы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди) (приложения № 2 слайд №2, №3)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх) (приложения № 2 слайд №4)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём. (приложения №2 слайд №5)
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (скрестить руки у груди)
-Он родной для всех ребят.
Россия- многонациональная государство. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали , обязательным элементом святок было ряжение ( приложение №1 слайд 8,9, 10)
Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка.
Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится, этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости . При встрече они говорят такие слова : «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания. Богато и красиво накрывали пасхальный стол. Пасхальный стол по русским обычаям должен быть не просто богат яствами, но и должен красиво, оформлен, и в каждом доме каждая хозяйка вместе со своей семьёй украшали стол, согласно традициям. Трудились все дети, помогали маме расписывать писанки, бабушка пекла куличи, используя секреты своей кухни – каждый старался, как мог. (приложения № 1слайд 11)
Ребята, сегодня мы отправимся в прошлое. И отправимся мы с вами в путь по ручейку времени.
Игра «Ручеек»
2.Основная часть
Вас сюда, в эту светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать Иисуса Христа прославлять.
- Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
- Расписные яйца - это символ пробуждения земли, символ Пасхи. Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. (Раскрывает, стоящее на столе блюдо с яйцами) (приложения №1 слайд 12,13)
Посмотрите, что за чудо,
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое, расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
— Пасха — праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Послушайте, стихотворение про Пасху .
Саша: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
- Ребята, какие элементы росписи вы увидели на яйцах- писанках?
Чаще всего на писанках , мастера изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать ,красивым орнаментом.
Ребята, давайте и мы распишем яйца к празднику.
- Но в начале, ребята, мы накроем праздничный стол.
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем,
Из печи несем куличи
А от курочки – яички,
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем - будет золотое.
Проходим за столы.
- Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
Сам узор может быть самым разным
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить к работе.
3. Практическая часть. Роспись яиц.
(Музыкальное сопровождение).
.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо - писанки вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается! Пасхальный стол по русскому обычаю должен быть не просто богат яствами, но и красиво украшен . Ну а теперь дополним наш стол куличами прямо из печи ( ставит куличи). Чем же ещё можно украсить стол? (Варианты детей - салфетками, цветами…)
4. Рефлексия
- Понравилось вам путешествовать во времени?
- Вот яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает
Спасибо вам, дети , за ваше умение и труд!
А мы с вами, ребята подарим яйца гостям. С наступающим праздником вас, гости дорогие!
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад по ручейку времени. До свидания!