МОБУ «Пижменская основная общеобразовательная школа
с дошкольной группой»
Конспект
интегрированного занятия по ознакомлению с природой с развитием речи
в подготовительной к школе группе
Автор-составитель: Яшкирева Лидия Витальевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
Пижма
2021
Паспорт
1. Группа: подготовительная.
2. Место проведения: групповая.
3. Продолжительность занятия: 30 минут.
4. Образовательная область: «Познавательное развитие»: ознакомление с
миром природы и развитием речи.
5. Тема: «Зима, зимние явления в природе».
6. Тип НОД: углубленно-познавательное.
7. Форма занятия: групповая.
8. Цель: Расширение представлений детей о зиме и зимних явлениях в природе.
9. Задачи:
9. 9.1. Образовательные:
9.1.1. Расширить и обогатить знания о зиме, о сезонных изменениях в
природе.
9.1.2. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, пурга, иней,
изморозь).
9.1.3. Обучать способам исследования окружающего мира на примере
проведения опытов с природным материалом (снегом, льдом).
9.1.4. Закреплять знания о зимних месяцах.
9. 2. Развивающие:
9.2.1. Развивать познавательную активность, творчество.
9.2.2. Развивать связную речь детей в игровой ситуации.
9.2.3. Развивать умение высказывать свое мнение.
9.3. Воспитательные:
9.3.1. Воспитывать бережное отношение к природе.
9.3.2. Побуждать в умение включаться в совместную игровую
деятельность.
10. Основной дидактический метод: беседа, рассматривание.
11. Частные методы:
наглядные: демонстрация предметных картинок «Зимние явления»,
словесные: беседа, рассказ, загадывание загадок, чтение стихотворений.
игровые: дидактические игры, упражнения, воображаемая ситуация
(посещение лаборатории), кружение снежинок.
практические: упражнения (подражательные – физминутка), проведение
опыта.
Приёмы: вопросы, объяснение, показ действий, художественное слово
(загадка, стихотворение, рассуждение).
12. Ресурс НОД:
12.1. Литература:
1. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е09 Вераксы,
Т.Е.Комаровой, М.А., М: Мозаика - Синтез, 2015 – 304 с.
12.2. Педагогическая литература:
12.3. Методическая литература:
1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2017.-112 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная
группа. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. – 144 с.
12.4. Интернет – ресурс: [Электронный ресурс] – режим доступа:
http://doshkolnik.ru/ecologia/15747.html
12.5. Дидактические средства:
Раздаточный материал: тарелочки со снегом и со льдом, палочки, снежинки из бумажных салфеточек.
Демонстрационный материал: картинки «Зимние явления», природный материал (снег, лёд).
Оборудование: столы, стулья, журнальный столик.
12.6. Технические средства: ноутбук, аудиозапись П.И. Чайковский «Вальс
снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».
План
Вводная часть – 2 мин
1.1. Приветствие.
1.2. Мотивация. Загадывание загадок.
2. Основная часть:
2.1. Беседа о зиме, зимних явлениях - 2 мин.
2.1.1. Чтение стихотворения И. Никитина (читает А. Комиссарова).
2.2. Рассказывание о зимних явлениях - 4 мин.
2.3. Дидактическая игра: «Хлопки» 1 мин.
2.4. Словесная игра: «Хорошо – плохо» - 2 мин.
2.5. Лексико – грамматическое упражнение: «Подбери признак» - 2 мин.
2.6. Физкультминутка - 1 мин.
2.7. Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» - 1 мин.
2.8. Загадывание загадки. Рассказывание о морозных узорах - 2 мин.
2.9. Экспериментирование - 7 мин.
3. Заключительная часть.
3.1. Подведение итогов– 1 мин.
3.2. Рефлексия - 3 мин.
3.3. Сюрпризный момент - 2 мин.
Ход занятия:
1.Вводная часть
1.1. Организационный момент. Приветствие.
- Ребята, какое у вас настроение?
-Вставайте все в круг и поделимся друг с другом теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
-Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты.
1.2. Мотивация.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно:
- Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег).
- Выпала из белой тучки
И попала к нам на ручки.
Эта снежная пушинка,
Серебристая... (снежинка).
- Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (зима).
2. Основная часть.
2.1. Беседа о зиме, зимних явлениях.
- Правильно – это зима. Ребята, какие зимние месяцы вы знаете? (ответы). А сейчас какой идёт месяц? (Ответ). Правильно, молодцы! Зима – это волшебное, сказочное время года.
- С зимою связано очень много явлений в природе. О них мы сегодня и поговорим.
- Говоря о зиме, что мы сразу представляем? (Снег)
- Ребята, а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается?
Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.
Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь.
Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты ложатся на землю.
Сухой пушистый снег легко переносится ветром. Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется - метелью. Иногда в народе её называют вьюгой.
2.1.1. Чтение стихотворения И. Никитина (читает А. Комиссарова)
Зашумела, разгулялась в поле непогода;
Принакрылась белым снегом гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялась и пыль, и вьюга,
Не видать и свету.
2.2. Рассказывание о зимних явлениях.
Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря - пурга.
Страшно в такую погоду!
В стихотворении А. С. Пушкина точно и красиво описана метель:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…
Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы, если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы.
Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налеплю. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода.
Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Как важный фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится.
Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы.
Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Во время оттепели снег становится плотным, оседает как бы, а если ударит мороз, то снег сверху покроется настом, т.е. крепким плотным снегом, по которому может пройти и не провалиться даже человек. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть.
- Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь.
Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды.
И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем. Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух.
Изморозь на солнце как серебристо – сверкающее покрывало (искрится и переливается).
2.3. Дидактическая игра: «Хлопки»
(Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы (иней, гололедица, снегопад, радуга, вьюга, метель, мороз, ледоход, наст, оттепель, гроза, буря, изморозь, роса)
2.4. Словесная игра: «Хорошо-плохо»
(Плохо - солнце светит мало; холодно; небо хмурое; день короче; надо одеваться; птицы голодают; дует холодный ветер; можно простудиться;
Хорошо - идет снег, деревья стоят, как в сказке; можно кататься на санках, лыжах, коньках; лепить снеговиков; придет Дед Мороз; новогодний карнавал)
-Не смотря на то, что зимой солнце светит мало, холодно, день короче - зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран. Но в каждой стране зима разная. А есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их называют - жаркими странами.
2.5. Лексико-грамматическое упражнение: «Подбери признак»
-Представьте, что к нам в гости приехали жители этих жарких стран. Зимы они никогда не видели, но очень бы хотели про нее узнать.
-Давайте попробуем им рассказать, какая -- же у нас:
- зима? (белая, пушистая, холодная, снежная, красивая, волшебная, сказочная, морозная, суровая)
- Снежинка (Какая?) - красивая, легкая, пушистая
- Елка (Какая?) - красивая, нарядная, зеленая, душистая, новогодняя, колючая, лесная
- Ветер (Какой?) - сильный, страшный, холодный, ледяной
- Снегопад (Какой?) - сильный, красивый, легкий
- Метель (Какая?) - снежная, сильная, страшная, свирепая, завывающая.
- Иней (Какой?) - серебристый, лёгкий, нежный, белый, блестящий.
- Мороз (Какой?) – трескучий, злой, крепкий, сильный, крещенский.
- Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием!
- Сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение - загадку. А вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
На полянку, на лужок все снижается… (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее… (снегопад)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в …(снежки).
2.6. Физминутка :
Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся)
Падают на землю кружевные звёзды (приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку (ловят)
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! (дуют)
2.7. Чтение стихотворения А. Бродского «Мороз» (читает А. Новиков)
Невидимкой осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу - не оторваться
Веток линии нежны!
А художник - рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- О каком художнике пишет автор стихотворения? (морозе)
- Какие узоры рисует Мороз на окне? (ответы детей)
2.8. Загадывание загадки. Рассказывание о морозных узорах.
Побелело на ночь всюду,
А у нас такое чудо!
За окошком двор исчез
Там волшебный вырос лес (Морозные узоры).
- Что это такое?
-А как они образуются?
Морозные узоры рисует Мороз Иванович. Он рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллы льда. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Не только стёкла кружевной росписью разрисовывает мороз. Рисует он ледяные цветы и на земле.
Ледяные узоры на земле образуются в местах выхода теплого воздуха, там, где под землею находятся теплотрассы, у вентиляционных люков. Влажный теплый воздух быстро охлаждается и замерзает. Кристаллы льда при этом располагаются группами, образуя узоры, похожие на пальмы, цветы.
2.9. Экспериментирование: Ребята, а хотите сравнить снег и лед, провести с ними опыт?
-Тогда я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда.
-Скажем слова: раз, два, три - в лабораторию заходи!
-Посмотрите, на тарелочках лежит снег и лед. Чем они похожи?
-Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыты.
Опыт 1.
-Положите на зеленый картон - снег, а на красный - лед.
-Посмотрите через снег. Что видите? (Ничего не видно)
-Посмотрите через лед. Что наблюдаете?
-Какой вывод можно сделать? (Снег белый, непрозрачный. Лед - бесцветный, прозрачный)
Опыт 2. -Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лед. Что обнаружили? (Снег можно проткнуть палочкой, он рыхлый, мягкий. Лед нельзя проткнуть, он жесткий, твердый).
-А сейчас мальчики себе на ладошку положите немного снега, а девочки - кусочек льда. И посмотрим, что у нас получится.
-Что вы чувствуете? (холод)
-А теперь что появилась на ладошках? (вода)
-Откуда она взялась? (Снег и лед стали таять, так как ладошки теплые)
-Что быстрее растаяло? (Снег)
-Как думаете, почему?
-Итак, давайте вспомним, чем же похожи - снег и лед?
- Чем отличаются?
Вывод:
1.Снег белый, непрозрачный. Лед - бесцветный, прозрачный.
2. Снег можно проткнуть палочкой, он рыхлый, мягкий. Лед нельзя проткнуть, он жесткий, твердый.
3. Снег и лед стали таять, так как ладошки теплые.
4. Снег и лёд произошли из воды.
-Теперь нам пора возвращаться. Скажем: раз, два, три - в группу заходи.
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов.
Вот мы поговорили о разных интересных зимних явлениях, и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь.
3.2.Рефлексия.
- Ребята, о чём мы говорили на занятии? (О зиме, зимних явлениях).
- О каких зимних явлениях мы говорили? (Метель, вьюга, пурга, изморозь, иней, снегопад, гололёд)
- Ребята, а что мы делали на занятии? (Отгадывали загадки, играли в игры, проводили наблюдение за таянием снега).
-Что нового узнали? (снег приносит пользу – очищает воздух как фильтр от сажи и вредных примесей)
-Что больше всего понравилось? (ответы детей)
-Вспомните, какое настроение было у вас в начале занятия?
-Какое настроение сейчас?
3.3. Сюрпризный момент.
Вот и закончилось наше путешествие по зимним явлениям. Возьмите на память снежинки (каждому ребёнку раздать по снежинке)
Снежинки взяли (наклоняются)
К сердцу прижали (прижимают руки к груди)
И людям отдали (протягивают ладони и слегка дуют на снежинки).
Под музыку П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» дети кружатся в снежном вальсе со снежинками.
– Улыбнитесь! Наше занятие окончено.
Самоанализ ООД
по формированию представлений ознакомления с миром природы, организованной
в подготовительной группе МОБУ «Пижменская ООШ с дошкольной группой»
Дата проведения: 26.01.2021г. Количество детей: 11 чел. Воспитатель: Яшкирева Л. В.
Тема: «Зима, зимние явления в природе».
Цель: Расширение представлений детей о зиме и зимних явлениях в природе.
Занятие было проведено в соответствии с планом, которое состояло из трёх взаимосвязанных между собой этапов: организационно-мотивационный, объяснение нового материала с демонстрацией, практическая работа, итог занятия с рефлексией. Все этапы были логически связаны между собой. Время этапов использовано рационально. В ходе данных этапов дети вовлекались в различные виды деятельности. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия был направлен на решение определенных задач с применением различных методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС в ДОУ, также возрастным возможностям воспитанников. Прослеживается связь целей и задач с заявленной темой. В ходе проведения занятия применялся метод исследовательской деятельности - эксперимент, главное достоинство которого непосредственный контакт с предметами и природными материалами. Его применение дало детям реальное представление о свойствах снега и льда. Для активизации детей были использованы следующие методы: словесный (беседы, вопросы к детям, наглядно-демонстрационный (показ слайдов, демонстрация картин), практический (проведение эксперимента) и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, анализ, синтез. При применении современных ИКТ – технологий было строго соблюдено время, предназначенное для работы с ИКТ для данной возрастной группы. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали воспитанников на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослыми. Умеют слышать и слушать воспитателя. Во время занятия простраивала с детьми партнерские отношения, соблюдала нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания выстраивала грамотно и доступно для понимания детьми. Поощряла индивидуальные достижения детей. Занятие способствовало развитию познавательных умений детей, воспитанию интереса к природе, положительного отношения к окружающему миру. Считаю, что поставленная в начале занятия цель достигнута, задачи реализованы.
Используемая литература
1.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
2. Н.Е.Вераксы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
4-7 лет»
3.О.А.Соломенникова ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду»
4.Н.В.Елкина, О.В.Мариничева «Учимся наблюдать и рассказывать»
5.М.А.Поваляева «Развитие речи при ознакомлении с природой»
6.О.С.Ушакова, Н.Г.Арушанова «Придумай слово: Речевые игры и упражнения
для дошкольников»
7.О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова «Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников».