Конспект интегрированного занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей в старшей группы (реч. заключение ОНР) «Когда мы обижаемся»
Цель: Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики, пантомимики, речи (радость, страх, гнев, обида) в разных ситуациях.
Задачи
• Закрепить у детей умение ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках.
• Развивать умение делать комплименты сверстникам, проявлять сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.
• Выражать и объяснять свою точку зрения.
• Развивать воображения, творческого мышления; уверенности в себе, артистических способностей.
• Обогащение эмоционального словаря
• Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций
Материал: Мимическая гимнастика (упражнения для бровей), жестикуляционная гимнастика («Бумчик расстроился»), упражнения на релаксацию “Замедленное движение”, упражнение «Паутина добрых слов», клубок шерсти яркого цвета, картинки детей в различных эмоциональных состояниях, стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам», мелодия «Песенка про дружбу», диск с записью «Комплименты», материал для рисования, аппликации, лепки, альбомные листы.
Словарь: обида, обижаться, ссориться, добрый, дружный, комплимент
Ход занятия.
- Ребята, нам по почте прислали посылку, а там диск, прослушаем?
Звучит запись «Комплименты»
- Что вы услышали? Да, наш учитель-логопед говорит вам комплименты.
- Ребята, а вы любите слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответы детей)
- У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Оле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т.д.
(Упражнение «Паутина добрых слов»)
- А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему? (ответы детей)
- Скажите, когда у вас веселое настроение бывает? (ответы детей)
- Да, когда мы ходим в театр. Вы хотите побыть актерами?
- Вы по очереди будете выходить на сцену и изображать людей в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
(если ребенок затрудняется, воспитатель помогает, шепчет на ушко.)
• Уставший человек
• Больной ребенок
• Человек, который несет что-то тяжелое
• Человек сердится
• Два человека поссорились и обиделись друг на друга
• Радостный человек
• Добрая волшебница
- Молодцы, ребята! послушайте стихотворение Н. Найденовой, которое называется «Ничего тебе не дам».
Есть у Вити мячик новый,
Конь, гармошка и ружье.
Держит он свои игрушки
И твердит: «Мое! Мое!»
Говорит ему Наташа:
- Есть матрешка у меня.
Разреши моей матрешке
Сесть на твоего коня.
Хочешь, дам тебе посуду?
Хочешь, с мишкой поиграй.
Витя ей сказал: - Не буду!
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во все играю сам!..
- Скажите, о ком оно? (ответы детей).
- Какой был Витя? Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему? (ответы детей)
- Покажите, что с нашей мимикой происходит, когда мы обижаемся на что-нибудь?
(мимическая гимнастика, жестикуляционная гимнастика)
-Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (ответы детей).
А вот, что пишет Н.Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка,
Барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка…
Отчего ж скучает он?
Все, что только захотите,
Вы найдете у него,
Но товарищей у Вити
НЕТ НИ ОДНОГО!
- Скажите, почему плохо быть жадным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы детей).
- Ребята! Какое у вас сейчас настроение? А когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Если братик (сестренка) ушиблись? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).
- Перед вами картинки. Давайте рассмотрим их.
- Какое настроение у этого человека? Как вы определили? Почему он такой? А что плохого в том, что он обиженный? (Ни с кем не играет, не разговаривает). А что хорошего? (Не дерется).
- Какое настроение изображено на второй картинке? Почему человек злой? (обидели). Что в этом плохого? (дерется, жадничает, толкается). А что хорошего? (ничего).
- А что хорошего в том, что человечек радостный? (с ним дружат, он со всеми играет).
- Плохого? (Если его обидят, он станет грустным).
- Попробуйте сказать фразу «Сегодня хорошая погода» от лица ребенка, изображенного на картинке (обиженный, восторженный, ликующий, печальный, отчаявшийся, тревожный, недовольный).
- Ребята, а кого сегодня обидели? Да, наши мальчики поссорились, не смогли поделить игрушку и обиделись друг на друга. Мы сможем им помочь? Конечно, совместное занятие помирит всех. Чем интересным мы можем заняться?
- Предлагаю каждому найти себе пару.
Дети делятся на пары и выбирают себе занятие.
- Молодцы! Кто-то выбрал рисование, кто-то лепку, кто-то конструирование из бумаги. Но помните о том, что ваша совместная работа будет успешно завершена только в том случае, если вы не поссоритесь, а сумеете обо всем договориться.
Во время выполнения звучит мелодия «Песенка про дружбу»
- Замечательные получились у вас поделки и рисунки.
- Чтобы нам меньше ссориться. Обижать друг друга, надо уметь расслабляться. Сядьте поближе к краю стула, обопритесь о спинку, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте, закройте глаза и спокойно сидите некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но надо научиться расслабляться, отдыхать.
Вот такая есть игра – очень легкая, простая.
Замедляем мы движенье, сразу исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
- Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились?
- А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите?
- Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?