Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе по теме: «Морское приключение»
Вид: Занятие познавательного цикла.
Тип: Комплексное, интегрированное.
Цель: Систематизировать знания детей, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей. Создавать условия для целостного восприятия мира.
Задачи:
Образовательная: Расширять и обогащать представление об окружающем мире, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования, расширять знания детей о морских обитателях, формировать умения объяснять полученные данные, формировать умения в математическом счете и конструировании; формировать умения сравнивать предметы по количеству.
Развивающая: Развивать творческую активность детей, создавать условия для участия детей в коллективном разговоре, развивать мелкую моторику рук, закрепить представление у детей о рыбах, их повадках и внешнем виде; развитие долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;
Воспитательная: Воспитывать у детей любознательность, целеустремленность, сообразительность, коммуникативное взаимодействие, доброжелательность, умение находить самостоятельно решение в проблемной ситуации, формирование навыков сотрудничества, инициативности.
Методы и приемы: Беседа, самонаблюдение, экспериментирование, сюрпризный момент, игра, проблемная ситуация, логическое рассуждение, арттерапия, музыкотерапия, цветотерапия.
Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций: «Обитатели подводного мира» 2.Просмотр видеофильма «Знакомство с подводными обитателями» 3. Дидактическая игра: «Найди обитателей моря» 4. Пазлы «Подводный мир» 5. Игра «Море волнуется раз...» 6. Загадки о морских обитателях 7. Чтение стихотворений о подводном мире.
Демонстративный материал: Проектор, презентация с морскими животными, театральная ширма, ткань синего и голубого цвета, сундук акулы с заданиями; карточки с изображениями морских животных; ракушки различного размера; кораллы; бусины; фонограмма «Шум моря»; «Волшебная музыка»; голос акулы, игрушка «Лунтик». .
Раздаточный материал на каждого ребенка: Соль, ёмкости с водой , сырые яйца,салфетки; краски, кисть, губка, воздушные шарики, ризиночки и нарезанные полоски из целлофана «водоросли»; зонт и ленты для медузы; заготовки для раскрашивания «рыбы»; подушки для каждого ребёнка, карточки для выполнения математических задач, счетные палочки, карточки с цифрами, камешки для счета, разноцветные рыбки.
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг
Дружно за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь
Вы готовы поиграть,
Можем смело начинать?
Звучит фонограмма: Однажды на Луне родился малыш. -Я родился!
В:-Кто это говорит? Где он? Пойдёмте поищем. Ах, вот он где, зачем он к нам пожаловал этот лунный гость?
(от лица Лунтика) -Здравствуйте ребята меня зовут Лунтик. Я живу на луне и знаю всех её жителей и обитателей. А ещё я часто бываю на Земле и знаком с её жителями. На Земле у меня есть много друзей А вы их знаете? (Ответы детей) У меня и моих друзей есть мечта. Мы хотим познакомиться с обитателями подводного мира. Вот для этого я к вам и прилетел. Вы мне сможете помочь?
Воспитатель: Конечно Лунтик, и расскажем, и покажем. Ребята, а вы бывали на морском дне?(проблемная ситуация)
Ответы детей
В:- Да это проблема! Так что же мы расскажем Лунтику о подводном мире? Подумайте как можно получить такие знания? У меня для вас есть подсказка! Посмотрите на эту схему на ней вы увидите подсказку с помощью чего можно узнать о подводном мире. (Подумать самостоятельно, посмотреть и почитать книги, спросить у взрослого, посмотреть в интернете или в телевизоре).
В: -Ребята, а море оно какое? (Глубокое , синее, сильное, огромное…)А ещё какое? (солёное) Правильно солёное. Поэтому в море легче учиться плавать, потому что соль выталкивает нас на поверхность, а давайте мы это проверим так ли это.
Эксперимент: Эффект «Моря»
Понадобится мелкая соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в воду- оно утонет и останется лежать на дне. Теперь достанем яйцо из воды, насыпем 10 чайных ложек соли размешиваем до полного растворения и снова погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплывает на поверхность.
В: -Что доказал наш эксперимент? (ответы детей) Правильно в соленом море легко учиться плавать, а соль держит нас на поверхности.
В:- А вы хотите теперь сами отправиться в путешествие в подводный мир. Как вы думаете на чем можно туда попасть?(ответы детей) Давайте поплывём на подводной лодке. И Лунтика возьмём с собой. Берите свои билетики. (раздать разноцветных рыбок) Садитесь в подводную лодку закройте глаза и поплыли.
-1-2-3 все замрем!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
В:-Ребята какая здесь красота! Сколько разных водорослей. А вот и первые морские обитатели, отгадайте кто это? Слушайте внимательно. Через море океан Плывёт чудо – великан (кит)
В: . Ребята, а вы что-нибудь слышали о китах?
Дети: - Я знаю что киты могут не спать до 100 дней, и не есть до 10 месяцев. -А я смотрел по телевизору фильм про китов и знаю, что киты и люди это единственные млекопитающие которые могут петь песни.
В:-Киты самые большие животные обитавшие когда либо на земле. Киты выкармливают своё потомство молоком. Их называют млекопитающими животными
В:-Замечательно. Держим курс на юг. Вы видите кто это там плывёт на встречу? Узнали?
Подставляя людям спины
В море нас спасут…(дельфины)
В:- Что вам известно о дельфинах?
Дети:- Мне мама рассказывала, что дельфины понимают человеческую речь и могут различать и запоминать до 60 слов. - Когда я был в дельфинарии, там рассказывали что дельфины очень добрые они помогают людям при опасности например, если человек тонет дельфины выталкивают его на берег или могут даже спасти от акулы.
В:- А вы знаете что дельфины не имеют обоняния, но у них есть чувство вкуса, они различают кислый, горький, и солёный вкус. У дельфинов есть два желудка, один используется для хранения продуктов другой для пищеварения.
Воспитатель: Плывём дальше.
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо …(Осьминог)
А что известно вам, об осьминоге?
Дети: - Елена Александровна, я слышал что у осьминога голубая кровь это правда?
Воспитатель: Вы абсолютно правы, у осьминога действительно голубая кровь. И ещё, осьминоги имеют три сердца. Одно прокачивает кровь по всему телу осьминога, а два других проталкивают кровь через жабры. Осьминоги ощущают вкус щупальцами. На каждом из 8 щупалец расположены вкусовые рецепторы, определяющие съедобность того или иного предмета. В: -Хорошо, молодцы вы много знаете. Давайте немного разомнемся.
Физминутка "Морской мир"
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: ( ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите, Рыбку быструю ловите: Раз, два, три, четыре, пять -( ходьба с хлопками в ладоши)
Надо рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде. То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
В: - Плывём дальше. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет. Под водой с рыбёшкой пляшет. (морской конёк)
В: А что вы знаете о морском коньке?
Дети: - Я смотрел в одной передаче, в интернете, что морские коньки прикрепляются своим хвостом за плавники других рыб и так путешествуют по морским просторам.
В:- Морские коньки двигаются необычным способом по спирали, умеют изменять цвет в зависимости от окружающих растений поэтому незаметны и их трудно отличить от кораллов, тело у морского конька покрыто костным панцирем вместо чешуи. Воспитатель:-Ну вы просто знатоки морских глубин. Плывём дальше.
Я с неба упала
На морское дно
И хищницей стала
Давным уж давно. Ответ: Морская звезда
Как вы думаете как передвигаются морские звёзды?
Дети:- Морские звёзды не умеют плавать, но некоторые виды морских звёзд передвигаются с большой скоростью. На конце каждого луча морской звезды расположено по одному глазу. Несмотря на такое количество глаз, зрение у морских звёзд очень слабое, но они могут отличать свет от тьмы, что и помогает им ориентироваться. Самые крупные морские звёзды могут достигать в диаметре одного метра и весить при этом до пяти килограммов.
Воспитатель: -Плывём дальше? Только почему- то больше не видно морских обитателей, очень странно, куда все подевались? (На экране появляется акула)
Акула :-Здорово, а вы кто такие? что тут делаете?... Какие вкусные малявки…сейчас я пообедаю … (ответы детей ни ешь нас, мы не вкусные)
Акула:-- зачем вы сюда приплыли?
Дети: - Мы хотим познакомиться с подводными обитателями.
Акула: - Ну, раз вы такие любопытные, я вас пропущу, если справитесь с моими заданиями. Вы согласны выполнить мои трудные задания,.. не испугаетесь?
Лунтик: Что –то мне стало страшно. Может вернёмся домой?
Воспитатель: Не бойся Лунтик наши ребята очень смелые и умные, они справятся. Что будем делать, решать задачки акулы или вернёмся домой?
Д: -Давайте решим задачки.
Акула: Вот вам конверт с задачками, когда решите тогда двери в подводный мир и откроются. А мне,. некогда с вами болтать. Воспитатель: (открывает конверт) – Слушайте ребята внимательно. Вот перед вами три сложные математические головоломки. Если не справитесь, то акула нас не пропустит дальше в подводный мир. А чтобы быстрее выполнить задания давайте разделимся на группы. У кого какого цвета рыбки - такого цвета и ваши задания. А ребята с морскими звездами будут наблюдателями. А мы с Лунтиком будем вам помогать
. Дети: (выполняют задание акулы)
Воспитатель: Ура, мы справились! Молодцы! Смотрите ворота открываются. Плывём дальше. Ребята вы так старались, теперь пришло время немного отдохнуть.
Физминутка "Море"
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Плывём дальше. Вот мы и подплыли к подводному рифу. Здесь должно быть много разноцветных рыб. Ой, что здесь случилось? Что произошло? Я кажется догадалась здесь побывала злая акула и забрала все красивые наряды у рыб и у подводных обитателей поэтому они стали такие белые и не красивые и даже не могут двигаться. Как им помочь? Как их спасти? Что нам для этого понадобится?
Дети: Раскрасить, научить плавать… и т.д.(варианты ответов детей)
Воспитатель: Хорошо. Спасатели вперед! За дело дружно возьмёмся! Кто будет раскрашивать рыб, кто будет делать медузу, а кто водоросли. Подходите поближе. Арттерапия: Дети раскрашивают шаблоны рыб в нетрадиционной технике рисования (губками, воздушными шариками, широкими кисточками), морских звёзд(приклеивают кружки в виде присосок), морского конька(украшают фантиками от конфет) прикрепляют ленты с двухсторонним скотчем на зонт (медуза), на резиночки для волос крепят или привязывают полоски-водоросли и одевают на руки. Вытирают руки влажными салфетками.
Театральная релаксация:(музыкотерапия, цветотерапия) Одевают шаблоны рыб на руку, встают за ширму и под музыку имитируют как плавают рыбы и растения шевелятся в воде, ползают морские звезды. «Подводный мир» Подводный лес качается Как будто на ветру. В нем сказочно, таинственно И в холод, и в жару.(Дети изображают водоросли,Плавно покачивая рукам)
Воспитатель: В море выросли цветы,
Небывалой красоты.
А цветы те не простые:
Лепестки у них живые.(Встают на одно колено, сохраняя равновесие, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распускающийся цветок)
Заблестели ярко струйки,
Серебристые чешуйки.
Рыбки разные порхают,
Словно звездочки, сверкают.(Ходят по группе, руками, имитируя плавательные движения рыб)
Звезды в небе высоко,
Звезды в небе глубоко.
Там сияют, тут сверкают,
А достать их нелегко. (Поднимают и опускают руки в такт словам).
Воспитатель:- Вам понравилось наше путешествие? С какими морскими обитателям вы познакомились? Ну что, нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем все глаза (звучит музыка), 1 – 2 – 3 все замрем, в группу к нам попадем. Ребята у вас все получилось что задумали? А что не получилось? Почему? Если вам понравилось путешествие поселите в этом аквариуме по одной рыбке, а если не понравилось, положите камушек. Молодцы, я вижу, что вам понравилось. Лунтик, а тебе понравилось наше путешествие?
Лунтик:-Очень понравилось, спасибо вам за помощь, я принес вам угощение бабы Капы. До свидания ребята!
Самоанализ занятия:
Организационная деятельность, подготовка к занятию Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка и презентация которые усиливали эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с «Лунтиком» – посещение зоны экспериментирования- стоя, знакомство с информацией о морских обитателях -сидя на подушечках, выполнение математических заданий-стоя, арттерапия работа с красками и развитие мелкой моторики рук–сидя на стульчиках, поисковая деятельность - стоя, 2 физминутки для снятия напряжения при смене деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение различать морских обитателей по характерным признакам; формировала умение различать и называть морских обитателей. Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за счет слов- название рыб, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать .Художественное творчество: Совершенствовала умение детей рисовать, закрепляла приёмы нетрадиционных техник рисования, развивая мелкую моторику рук. Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, Использование модели-театра «Морское дно», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей о подводных обитателях и месте их обитания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Помоги рыбкам» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены. Приложение: