СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чудо- самовар!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний детей о самоварах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чудо- самовар!»»

МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида г.Бокситогорска»









Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чудо- самовар!»











Выполнила: воспитатель Папонова Наталья

Анатольевна

















2022г.

Занятие «Чудо – самовар».

Цель: расширить и систематизировать знания детей о самоварах.

Дидактические задачи:

Образовательные: закреплять знания детей об истории возникновения самовара, познакомить с разновидностями самоваров, расширить представление о том, как люди украшают самовары.

Развивающие задачи: способствовать развитию у детей памяти, мышления.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы. Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами и поговорками. Развивать умение и навыки работы в технике пластилинография :отщипывание, раскатывание, размазывание на основе, деление целого куска на части. Рисование пластилином в технике «мазка,»капельки», «точки», «завитка», «травки», прямых и волнистых линий.

Воспитательные: Развивать у детей социально – трудовые компетенции, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность в работе.

Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость,гостеприимство). Воспитывать у детей интерес к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Предварительная работа : создание в группе мини музеев «Русский самовар», «Сказочная гжель», разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о самоварах, чаепитии .Знакомство с элементами гжельской росписи .Просмотр презентаций: «История возникновения самовара». «Русский самовар». « Сказочная гжель».

Оборудование: мини-музей «Русский самовар», иллюстрации необычных самоваров, самовары формы: шар, яйцо, ваза, банка, элементы и предметы гжельской росписи, самовар расписанный гжельской росписью, магнитофон, флешка с записью песни «Самовар». Пластилин, стеки, доски, заготовки самоварчиков разной формы для росписи.

Методы:

Словесные: беседа, художественное слово, поговорки, огадывание загадок, рассматривание иллюстраций, самоваров.

Практические: динамическая пауза, пластилинография роспись самовара (гжельская роспись).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Сюрпризный момент: На нашем столе вас ждет сюрприз. Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: это самовар.

Воспитатель: А как вы догадались что это самовар

Дидактическая игра « Что есть у самовара».

Воспитатель: Давайте рассмотрим самовар. Какой у нас самовар.

Ответы детей: Блестящий, красивый,пузатый, железный.

Воспитатель: Что есть у самовара

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

Воспитатель: Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны

Ответ детей: две ручки, сделаны из дерева

Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: чтобы не обжечься.

Воспитатель: Посчитайте сколько ножек у самовара?

Дети: четыре ножки.

Воспитатель: А для чего нужен самовар?

Дети: в нем кипятят воду, а потом пьют чай.

Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «самовар»?

(ответы детей).

Воспитатель: Самовар- это предмет народного быта. В нем кипятят воду , чтобы приготовить ароматный чай. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор.

Воспитатель: А кто же придумал самовар? (ответы детей).

Из за большой любви к чаю наши талантливые предки – мастера из города Тула изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.

Воспитатель: А вы знаете стихи про самовар?

Чтение стихов.

Это что там за пожар?

Закипает самовар!

Он кипит и бурлит,

Будто с нами говорит:

«Подходи , кто хочет чай,

Да в стаканы наливай,

Доставай пироги

Да с начинкой кураги.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар – душа живая

Друг веселью, сказке брат.

Самовар пыхтит , искрится,

Щедрый , круглый , золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовар поет . гудит

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

Самовар раздут и горд,

Чай по чашке выдает.

Вкусным чаем знаменит.

Ох горяч! Но не сердит.

Самовар блестит кипя.

И чаек в нем пениться

Погляди-ка на себя

Ну и отраженьице.

Чай горячий , ароматный и на вкус весьма приятный

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и за стол друзей зовет!

Воспитатель: А у вас дома есть самовары? (ответы детей).

Воспитатель: Действительно, в настоящие время у многих дома, на даче есть самовары. Только в последнее время их делают в основном электрические. А как вы думаете , с помощью чего в старину нагревалась вода в самоваре? Ведь тогда еще не было электричества.

(ответы детей)

Воспитатель: Внутри самовара находилась топка – металлическая трубка , куда засыпались щепочки, шишки , их поджигали, надевали на трубу сапог , чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг трубы быстро закипала и долго не остывала.



Динамическая пауза «Самовар».

Самовар похож на чайник (руки на поясе, повороты в стороны)

Очень важный он начальник.(поднять плечи,руки в стороны)

Вот фарфоровые чашки(приседают, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся вокруг себя)

Только стукни – разобьются ( стучат кулачками друг об друга)

Вот серебряные ложки- (тянут руки над головой)

Голова на тонкой ножке. (наклоняют голову в строны)

Вот пластмассовый поднос,( делают руками большой круг).

Он посуду нам принес.

Воспитатель: Ребята , давайте посмотрим на наш самовар. Какой он формы?

(ответы детей)

Воспитатель: Самовары изготавливали самой разнообразной формы.(картинки)

Их делали и круглыми (форма шара) и в форме вазы, банки, груши.

В качестве материала мастера использовали медь, серебро, железо и даже фарфор.

Воспитатель :Мастера украшали свои самовары искусно. Вспомните какие необычные самовары вы видели.

(ответы детей)

Воспитатель: Ручки, ножки , кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов. Поверхность самовара тоже могли расписать красивым узором(картинки). На поверхности самовара делали надпись, например , такую пословицу: «Самовар кипит, уходить не велит». Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?



Д. игра «Продолжи пословицу».

Чай пьешь до ста лет проживешь.

Мы за чаем не скучаем.

Пей чай – удовольствие получай.

Воспитатель: Долгое время самовары оставались вещью дорогой. Ставили их в гостиной на специальный красиво украшенный столик. Наши предки относились к самовару бережно, передавали его по наследству от родителей к детям. В богатых семьях было по два самовара повседневный и праздничный. Давайте рассмотрим самовары в нашем музее, найдем самовары разной формы (шар, груша, ваза, банка), определим самовары повседневные и праздничные.

Воспитатель: почему вы решили, что это праздничный самовар?

(ответы детей) Он самый красивый, расписан гжельской росписью.

Воспитатель: почему вы решили , что это гжельская роспись?

А какие элементы использовали мастера?

Я предлагаю сделать вам такой же красивый праздничный самовар и подарить его нашим гостям. Проходите в нашу мастерскую, выбирайте самовар , форма которого вам понравилась больше всего. Давайте вспомним элементы гжельской росписи, назовем их.(капельки, точки, завитки, травинки, прямые и волнистые линии…) теперь вы гжельские мастера , которые с любовью украшают свои самовары.

(звучит песня «Самовар» в исполнении хора «Непоседы». Затем русская народная музыка).

Воспитатель: Какие замечательные самовары у вас получились! Дети, а что вам особенно сегодня понравилось? (ответы детей). Давайте подарим самовары нашим гостям, чтобы у них дома всегда тоже были праздничные самовары.