МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида г.Бокситогорска»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чудо- самовар!»
Выполнила: воспитатель Папонова Наталья
Анатольевна
2022г.
Занятие «Чудо – самовар».
Цель: расширить и систематизировать знания детей о самоварах.
Дидактические задачи:
Образовательные: закреплять знания детей об истории возникновения самовара, познакомить с разновидностями самоваров, расширить представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие задачи: способствовать развитию у детей памяти, мышления.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы. Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами и поговорками. Развивать умение и навыки работы в технике пластилинография :отщипывание, раскатывание, размазывание на основе, деление целого куска на части. Рисование пластилином в технике «мазка,»капельки», «точки», «завитка», «травки», прямых и волнистых линий.
Воспитательные: Развивать у детей социально – трудовые компетенции, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность в работе.
Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость,гостеприимство). Воспитывать у детей интерес к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Предварительная работа : создание в группе мини музеев «Русский самовар», «Сказочная гжель», разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о самоварах, чаепитии .Знакомство с элементами гжельской росписи .Просмотр презентаций: «История возникновения самовара». «Русский самовар». « Сказочная гжель».
Оборудование: мини-музей «Русский самовар», иллюстрации необычных самоваров, самовары формы: шар, яйцо, ваза, банка, элементы и предметы гжельской росписи, самовар расписанный гжельской росписью, магнитофон, флешка с записью песни «Самовар». Пластилин, стеки, доски, заготовки самоварчиков разной формы для росписи.
Методы:
Словесные: беседа, художественное слово, поговорки, огадывание загадок, рассматривание иллюстраций, самоваров.
Практические: динамическая пауза, пластилинография роспись самовара (гжельская роспись).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
Сюрпризный момент: На нашем столе вас ждет сюрприз. Я загадаю вам загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: это самовар.
Воспитатель: А как вы догадались что это самовар
Дидактическая игра « Что есть у самовара».
Воспитатель: Давайте рассмотрим самовар. Какой у нас самовар.
Ответы детей: Блестящий, красивый,пузатый, железный.
Воспитатель: Что есть у самовара
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Воспитатель: Сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны
Ответ детей: две ручки, сделаны из дерева
Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: чтобы не обжечься.
Воспитатель: Посчитайте сколько ножек у самовара?
Дети: четыре ножки.
Воспитатель: А для чего нужен самовар?
Дети: в нем кипятят воду, а потом пьют чай.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово «самовар»?
(ответы детей).
Воспитатель: Самовар- это предмет народного быта. В нем кипятят воду , чтобы приготовить ароматный чай. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор.
Воспитатель: А кто же придумал самовар? (ответы детей).
Из за большой любви к чаю наши талантливые предки – мастера из города Тула изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала.
Воспитатель: А вы знаете стихи про самовар?
Чтение стихов.
Это что там за пожар?
Закипает самовар!
Он кипит и бурлит,
Будто с нами говорит:
«Подходи , кто хочет чай,
Да в стаканы наливай,
Доставай пироги
Да с начинкой кураги.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар – душа живая
Друг веселью, сказке брат.
Самовар пыхтит , искрится,
Щедрый , круглый , золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Самовар поет . гудит
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар раздут и горд,
Чай по чашке выдает.
Вкусным чаем знаменит.
Ох горяч! Но не сердит.
Самовар блестит кипя.
И чаек в нем пениться
Погляди-ка на себя
Ну и отраженьице.
Чай горячий , ароматный и на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и за стол друзей зовет!
Воспитатель: А у вас дома есть самовары? (ответы детей).
Воспитатель: Действительно, в настоящие время у многих дома, на даче есть самовары. Только в последнее время их делают в основном электрические. А как вы думаете , с помощью чего в старину нагревалась вода в самоваре? Ведь тогда еще не было электричества.
(ответы детей)
Воспитатель: Внутри самовара находилась топка – металлическая трубка , куда засыпались щепочки, шишки , их поджигали, надевали на трубу сапог , чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг трубы быстро закипала и долго не остывала.
Динамическая пауза «Самовар».
Самовар похож на чайник (руки на поясе, повороты в стороны)
Очень важный он начальник.(поднять плечи,руки в стороны)
Вот фарфоровые чашки(приседают, руки на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся вокруг себя)
Только стукни – разобьются ( стучат кулачками друг об друга)
Вот серебряные ложки- (тянут руки над головой)
Голова на тонкой ножке. (наклоняют голову в строны)
Вот пластмассовый поднос,( делают руками большой круг).
Он посуду нам принес.
Воспитатель: Ребята , давайте посмотрим на наш самовар. Какой он формы?
(ответы детей)
Воспитатель: Самовары изготавливали самой разнообразной формы.(картинки)
Их делали и круглыми (форма шара) и в форме вазы, банки, груши.
В качестве материала мастера использовали медь, серебро, железо и даже фарфор.
Воспитатель :Мастера украшали свои самовары искусно. Вспомните какие необычные самовары вы видели.
(ответы детей)
Воспитатель: Ручки, ножки , кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов. Поверхность самовара тоже могли расписать красивым узором(картинки). На поверхности самовара делали надпись, например , такую пословицу: «Самовар кипит, уходить не велит». Ребята, как вы понимаете смысл этих слов?
Д. игра «Продолжи пословицу».
Чай пьешь до ста лет проживешь.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Воспитатель: Долгое время самовары оставались вещью дорогой. Ставили их в гостиной на специальный красиво украшенный столик. Наши предки относились к самовару бережно, передавали его по наследству от родителей к детям. В богатых семьях было по два самовара повседневный и праздничный. Давайте рассмотрим самовары в нашем музее, найдем самовары разной формы (шар, груша, ваза, банка), определим самовары повседневные и праздничные.
Воспитатель: почему вы решили, что это праздничный самовар?
(ответы детей) Он самый красивый, расписан гжельской росписью.
Воспитатель: почему вы решили , что это гжельская роспись?
А какие элементы использовали мастера?
Я предлагаю сделать вам такой же красивый праздничный самовар и подарить его нашим гостям. Проходите в нашу мастерскую, выбирайте самовар , форма которого вам понравилась больше всего. Давайте вспомним элементы гжельской росписи, назовем их.(капельки, точки, завитки, травинки, прямые и волнистые линии…) теперь вы гжельские мастера , которые с любовью украшают свои самовары.
(звучит песня «Самовар» в исполнении хора «Непоседы». Затем русская народная музыка).
Воспитатель: Какие замечательные самовары у вас получились! Дети, а что вам особенно сегодня понравилось? (ответы детей). Давайте подарим самовары нашим гостям, чтобы у них дома всегда тоже были праздничные самовары.