СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по рассказам В.А. Сухомлинского для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Доброты».

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Раскрыть понятие «доброта» на примерах из рассказов В.А.Сухомлинского;

- развивать речь дошкольников, умение творчески работать.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по рассказам В.А. Сухомлинского для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Доброты».»





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Дружные ребята» г.Бахчисарай Республики Крым









Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по рассказам В.А. Сухомлинского для детей старшей группы на тему:

«Путешествие в страну Доброты».




Воспитатель: Небиева З.М.





г. Бахчисарай, 2016 г.



Цель:

- раскрыть понятие «доброта» на примерах из рассказов В.А.Сухомлинского; - развивать речь дошкольников, умение творчески работать.

Образовательные задачи:

- учить оценивать поведение персонажей, выражать отношение к их поступкам;

-активизировать, обогащать словарь по теме «Доброта»;

-развивать практическое усвоение способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; отрабатывать простое распространенное предложение.

Развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание, логическое мышление;

-стимулировать способность активного слушания;

-воспитывать культуру устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей)

Воспитательные задачи:

- формировать представление о том, что добрый, отзывчивый человек всегда помогает другим;

- воспитание чуткости, доброты, милосердия, готовности помогать;

-обобщать представление детей о доброте, как о ценном качестве человека; развивать социальные чувства, взаимопомощь;

-формировать эмоциональное отношение к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: становление сознания, формирование представлений о понятии «доброта», о социокультурных ценностях людей.

«Художественно-эстетическое развитие»: восприятие музыки.

 «Речевое развитие»: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

«Социально-коммуникативное развитие»: развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей.

Словарь: доброта, доброе сердце, добро, доброжелательность.

Материал: приглашение в страну Доброты и Вежливости, шары-сердечки, шкатулка, бумажные сердечки, выставка книг о доброте детских писателей, красочно оформленная книга с рассказами В.А.Сухомлинского, по две на каждого ребенка карточки-маски Улыбашка и Несмеяшка, аудиозапись песен Б.Савельева, М.Пляцковского «Если добрый ты», М.Минкова, Ю.Энтина «Дорогою добра», В.Шаинского, М.Танича «Дорога добра».

Предварительная работа: чтение произведений детских писателей о доброте, заучивание пословиц о доброте, беседы о милосердии и вежливости; моделирование ситуаций, детское творчество в рамках «Недели добрых дел».

Работа с родителями: проведение акции «Добрые сердца»; консультация для родителей «Знакомство с произведениями В.А.Сухомлинского»; оформление выставки творчества детей и родителей по произведениям В.А.Сухомлинского.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас! Давайте, взрослые и дети, подарим друг другу приветствие и улыбку, то есть подарим друг другу тепло своих сердец!

Но приветственными могут быть не только слова, но и жесты. Давайте поиграем в приветствия жестов:

/Дети встают с места и вместе с воспитателем приветствуют друг друга жестами, как это делают люди разных стран/:

в России принято пожимать друг другу руку;

в Италии – горячо обниматься;

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

в Зимбабве – трутся спинами;

в Македонии – здороваются локтями;

в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: 1) хлопнуть по ладоням; 2) подпрыгнуть; 3) толкнуть бедром.

Какие вы молодцы, ребята!

/ Под музыку дети проходят в группу и находят красиво оформленный конверт, привязанный к воздушным шарам» /

В: Ой, ребята, посмотрите, волшебным ветром к нам в группу принесло конверт. На нем написан адрес нашего детского сада. Как вы думаете, что в конверте? /Открывает/. Это приглашение в страну Доброты, туда, где тебе всегда придут на помощь, где тебя никто и никогда не обидит, не обманет и не нагрубит. Вы хотите туда попасть?

Д: Да!!!

В: Но туда не едет, не летит и не плывет никакой транспорт. Попасть туда можно только с помощью вежливых и добрых слов. Вы знаете такие слова? Тогда я предлагаю построить цепочку вежливых слов.

Игра «Цепочка вежливых слов»

/ Дети встают в круг, поочередно произносят вежливые слова и при этом кладут руку на плечо товарищу/

В: Какая длинная получилась цепочка, это потому, что вы знаете много добрых вежливых слов. Но не будем терять времени и поскорее отправляемся в путь! Нас ждет страна Доброты!

/ Под песню М.Минкова и Ю.Энтина «Дорогою добра» дети идут «змейкой»/

В: Как же здесь красиво! Посмотрите, волшебная шкатулка, ее надо наполнить добрыми делами. Вспомните, какое доброе дело вы недавно сделали и расскажите о нем.

/ Дети по очереди подходят к шкатулке, кладут в нее сердечко и рассказывают о своем добром поступке/

Возможные ответы: помог маме, нянчил младшего брата, покормил котенка, убрал игрушки, помог накрыть на стол и т.д.

В: Наполнилась наша шкатулочка добрыми делами! Правда, ведь, ребята, добро делать не трудно. После хорошего поступка в сердечке особенный свет появляется

/ Ребенок читает отрывок стихотворения И.Полюшко/:

Починить сестре игрушку,

Пропустить вперёд старушку,

Грусть лечить любви словами,

Помогать усталой маме,

А девчонке незнакомой,

Донести портфель до дома.

От тепла и доброты,

Распускаются цветы,

Согревает всех она,

Словно лучик из окна.

/ Дети садятся на стульчики/

В: Ребята, отгадайте загадку: «Что слаще всего на свете? Что горше всего на свете?»

Д: Слово людское.

В: Правильно. В стране Доброты просто нет грубых, обидных слов. Я думаю, что нет такого человека, которому бы нравилось слышать такие слова в свой адрес. Ведь грубое слово может надолго испортить настроение. В народе говорят: «Острое словечко ранит сердечко» и наоборот доброе слово поднимает настроение. Тогда говорят: «Доброе словечко любит сердечко». Подтверждение этому мы находили в произведениях детских писателей.

/Воспитатель обращает внимание на книжный уголок, в котором находится выставка книг детских писателей о доброте, в центре красочно оформленная книга с рассказами В.А.Сухомлинского /

В: Ух! Какая интересная книга! Ну-ка, полистаем. Это же автор наших любимых рассказов о доброте, человечности, человеческом участии. Вы узнали его, ребята?

Д: Да! Это Василий Александрович Сухомлинский.

В: Правильно! Василий Сухомлинский - известный педагог и писатель. Давайте возьмем эту книгу с собой в наше путешествие. Она будет путеводителем по стране Доброты. Открываем первую страничку. Смотрите, на ней живет знакомая нам сказка. Давайте, расскажем и покажем эту историю нашим гостям.

Драматизация сказки «Доброта».

В: Ребята, так что же такое доброта? Как вы думаете? /Ответы детей/

Р: Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет!

Пожелаем всем в удел добрых слов и добрых дел,

Доброта - она от века- украшенье человека!

В: Как точно сказано! Действительно, доброта-украшенье человека! Ребята, как вы думаете, что означает выражение «золотое сердце»? Разве может быть сердце золотым? / Ответы детей /

В: А про кого тогда говорят: «У этого человека нет сердца»? Кого называют бессердечным человеком? / Ответы детей /

Д: Так говорят о безжалостных, злых людях.

В: А вы слышали такое выражение: «Отдает свое сердце людям»? Как вы понимаете это выражение? /Ответы детей/. Правильно, так говорят о людях, которые помогают и заботятся о других. Вот таким человеком и был Василий Александрович Сухомлинский.

В: Я хочу с вами поиграть. Предлагаю вам по две маски: одна выражает радость и одобрение - это Улыбашка, другая выражает грусть и порицание- это Несмеяшка. Я буду озвучивать ситуацию, а вы с помощью маски должны показать свое к ней отношение.

1. Мальчик кормит птиц;

2. Девочка не делится игрушками с другими;

3. Мальчик кидает камень в гнездо;

4. Девочка убрала со стола грязную посуду;

5. Мальчик обижает малыша;

6. Мальчик подарил маме цветы;

7. Девочка требует у мамы купить игрушку;

8. Мальчик рассказывает малышам сказку.

В: Молодцы! С заданием справились!

/Дети выстраиваются полукругом в центре группы/

В: Сказки, пословицы, поговорки, легенды всегда учат тому, что нужно относиться к людям по- доброму, вежливо, уважительно. Давайте, вспомним пословицы о доброте и поиграем в игру «Закончи пословицу».

/ Воспитатель начинает пословицу, ребенок должен ее закончить

- Жизнь дана на добрые дела.

-Худо жить без ласкового слова.

-Доброе слово лечит, а злое калечит.

-Не одежда красит человека, а его добрые дела.

-Добрые дела дороже богатства.

-Не ищи красоты, ищи доброты.

-Кто любит добрые дела, тому и мила.

-Сумел провиниться, сумей и повиниться.

-Добра желаешь - добро делай.

-Доброе слово - это доброе дело.



-От вежливых слов язык не отсохнет.

В: На всю жизнь запомните эти слова! Помните, что добрые слова важно подкреплять хорошими, добрыми делами.

В: Листаем нашу волшебную книгу дальше. На следующей страничке живет знакомая нам история о мальчиках, попавших под дождь. Только картинки в этой истории перепутались, их надо разложить по порядку, но для этого надо вспомнить содержание.

/ Дети восстанавливают очередность картинок, ведут пересказ истории «Красивые слова и красивое дело по опорным картинкам /

В: Так какой же вывод можно сделать из этой истории?

Д: Красивы не красивые слова, красивы красивые дела!

В: Какой же из трех мальчиков поступил правильно?

-Почему?

-С каким из этих мальчиков вы бы хотели дружить?

-Подведите итог.

Д: Хороши не красивые слова. Хороши красивые дела!

В: Ребята, помните, очень важно помогать, делать добро, не ожидая за это награды. Только тогда добро будет настоящим.

Р: Каждый должен не забыть-

За добро добром платить.

Мой совет возьми с собой,

Окружи всех добротой!

В: Ребята, перед вами разные предметы. Посмотрите на них и подумайте, какое доброе дело можно сделать с их помощью?

Игра «Добрые дела».

/ На столе разные предметы (леечка, сломанная игрушка, порванная книжка, зернышки, тряпочки и вода, посуда, карандаши, одежная щетка, телефон, тряпочка для пыли и т.п./

В: Ребята, а знаете, человеку нужны и добрые слова, и добрые поступки. Нужны одинаково

Р: Как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

В: Ребята, а вы знаете, как правильно надо произносить добрые слова?

Д: говорить их надо улыбаясь, глядя в глаза друг другу.

В: Правильно, потому что улыбка согревает сердца, поднимает настроение. Человек с улыбкой на лице всегда настроен доброжелательно. Вслушайтесь: доброжелательность. Из каких двух слов состоит это красивое слово?

Д: Добро и желать.

В: Значит, человек, который желает всем добра- это доброжелательный человек. Чтобы на нашей Земле стало много добра, все должны стараться быть доброжелательными. А сейчас скорее все ко мне, проведем «Минутку доброты».

Физкультминутка «Друзья» со светящимся шаром.

В: Собирайтесь дети в круг,

/ дети берутся за руки и идут по кругу /

Ты- мой и я-твой друг!

/ показывают ладошками на себя и на своего друга /

Вместе за руки возьмемся

/ берутся за руки /

И друг другу улыбнемся.

В: Ребята, чувствуете, как по рукам от ладошки к ладошке разливается тепло? А теперь, давайте, передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в наших сердцах. Поможет нам в этом волшебный шар - от нашего тепла он начнет светиться.

/ Под музыку Б.Савельева, М.Пляцковского «Если добрый ты» проводится игра «Передай тепло»/

В: Шар засветился!!! Давайте, передадим его нашим гостям, чтобы каждый из них почувствовал тепло наших сердец.

/ Дети передают светящийся шар гостям и садятся на стульчики /

В: Я вижу, ребята, как ваши глаза светятся особенным светом. Не зря говорят, что глаза - это зеркало души. Об этом нам расскажет еще одна история, которая живет в этой замечательной книге.

/ Пересказ рассказа «Белка и добрый человек» с использованием схем /

В: Ребята, почему Добрый человек помог елочке? Как вы думаете, что Белочка рассказала дома своим бельчатам? /Ответы детей /

В: Вот почему, каждому из нас хочется, чтобы рядом были хорошие настоящие люди.

В: Ребята, а как вы думаете, у доброты есть цвет? Какого цвета добро?

/ Проводится игра «Какого цвета доброта? /

Д: Золотого, потому что оно ценное, желтого, потому что оно греет, как солнце, голубого, как небо, зеленого, как трава, красного, потому что от добрых поступков становится тепло. / В конце игры дети выкладывают цветок из разноцветных лепестков /

В: Если каждый человек на Земле будет стараться дарить другим тепло и добро, планета будет похожа на радужный шар. А все люди будут здоровы и счастливы. Давайте, перевернем еще одну страничку нашей книги. Как называется этот рассказ?

Д: «Если бы у меня был ковер-самолет…»

В: Ребята, что в рассказе хотел сделать мальчик? / Ответы детей /

В: А вы хотите побыть волшебниками?

В: Тогда я предлагаю встать на наш волшебный ковер и пожелать нашим гостям что-то доброе и хорошее.

Игра «Если бы я был волшебником».

Дети по очереди встают на волшебный ковер и произносят свои пожелания.

В: Дорогие ребята, чтобы ваши сердца и сердца наших гостей всегда были добрыми, открытыми, искренними, давайте подарим им «добринки», которые мы сделали своими руками.

/ Под «Песню о доброте» В.Львовского и В.Шульжика дети дарят «добринки» гостям /

В: Наше увлекательное путешествие в страну Доброты подошло к концу. Нас многому научили произведения Василия Александровича Сухомлинского. Герои его рассказов научили нас отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих. Научили нас приходить на помощь тем, кто попал в беду.

В: Протяните руки, взрослые и дети, пусть тепло и свет сегодняшнего дня сядут к вам на ладони. Возьмите это тепло, скатайте в шарик и спрячьте его в своем сердце. Пусть, все, чему мы научились, останется в наших сердцах.

В: Сухомлинский учит, дети:

« Истине такой простой-

Нет ценнее в целом свете

Человека с доброю душой!»

/ Дети исполняют песню И.Лученка, Н.Тулуповой «Доброта» /

В: Сейчас мы пойдем к детям и взрослым нашего детского сада, чтобы подарить им свет и тепло наших сердец, пусть всем станем приятно и тепло в душе. А нашим гостям на прощание говорим: «Будьте здоровы! Пусть свет ваших сердец отражается в ваших глазах!

Д: До свидания! Всего хорошего!!!

/ Под песню М.Минкова, Ю.Энтина «Дорогою добра» дети парами уходят/.