Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Фартук для матрёшки»
Цель: Обогащение представления детей о особенностях народных промыслов на примере русской матрёшки.
Задачи:
- познакомить детей с русской игрушкой – матрёшкой;
- формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке;
- продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением русской матрёшки; беседа с детьми на тему: «Кто изготавливает Матрёшку?»; рассматривание альбома «Как делают матрёшки»; аппликация «Заплатка на штанишки для мишки»; чтение загадок, стихов, потешек.
Способы:
- наглядный: изобразительная наглядность, рассматривание иллюстраций, рассматривание матрёшек, компьютерная презентация «Игрушки прошлого».
- словесный: чтение стихотворения о матрёшке, беседа на тему «История создания Матрёшки».
- практический: сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме); динамическая пауза; мотивация (помощь матрёшкам); рисование ватными палочками (тычком).
Средства: сундук, матрёшки, народный костюм, стихи по теме, ноутбук, диск с презентацией, музыкальный центр, платочки, заготовки матрёшек из бумаги, гуашь, салфетки, ватные палочки.
Ход занятия:
Воспитатель входит в зал в народном костюме.
Воспитатель:
- Ребята посмотрите, у меня в комнате сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя бабушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе внученька, храни его». Я сберегла его и принесла вам показать. Хотите в него заглянуть (открываем сундук).
Воспитатель:
- Ой, да здесь матрёшки, да какие красивые! Как вы думаете, для чего этих матрёшек сделали?
Дети:
- Чтобы играть.
Воспитатель:
- Правильно, а кто ребята сделал таких матрёшек?
Дети:
- Мастера.
Воспитатель:
- Да мастера – умельцы, а из чего как вы думаете?
Дети:
- Из дерева.
Воспитатель:
- Правильно из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось?
Дети:
- Их раскрасили художники.
- А появились они очень давно. Раньше игрушки, придумывали и мастерили для детей родители.
- Деревянные ложки
Любят прятаться друг в дружке
Носят яркие одёжки
Называются Матрёшки
Воспитатель открывает большую матрёшку (в матрёшке спрятан платочек).
Воспитатель:
- Что это? Правильно, платочек.
Весь народ глядит в окошки
Танцевать хотят матрёшки
Вы платочки, все возьмите.
Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1,5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.
Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка – матрёшка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрёшек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, салфетка для лепки.
Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая попробуйте угадать.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка)
После того, как дети отгадают загадку, достаю матрёшку, открываю её, выставляю всех матрёшек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.
Воспитатель: На голове у матрёшки красный платочек. Сарафан у матрёшки длинный, украшен красными и жёлтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.
Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрёшках. Собираю матрёшек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Воспитатель:
Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрёшки до самой большой).
- Все они сидят друг в дружке (складываю матрёшек в одну игрушку)
- А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрёшку)
Воспитатель: Эта матрёшка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим её на полочку.
Ставлю матрёшку на полку с игрушками. Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам стучится?
Входит второй воспитатель, переодетый в костюм матрёшки – «живая» матрёшка.
Матрёшка: Я к вам ребятам собиралась,
В круг скорее выходите.
Динамическая пауза «Потанцуй с платочками».
Воспитатель:
- А теперь посмотрим, что спрятано в другой матрёшке. Открываем, а тма бумажная заготовка матрёшки в расписном фартуке. Посмотрите на наш волшебный экран, там мы увидим, какими узорами можно украсить фартук.
1 слайд – фартук в полоску;
2 слайд - фартук волнистыми линиями;
3 слайд - фартук украшен отпечатками.
Ребята, а у нашей гостьи приключилась беда, мастера - художники забыли раскрасить узором фартуки её подружкам. Вы хотите помочь - нарисовать узор сами. Проходите за столы - поможем матрёшкам.
Дети расписывают фартуки для матрёшек в нетрадиционной технике рисования ватными палочками.
Воспитатель:
Какая красота! Теперь все матрёшки в расписных фартуках. Молодцы ребята!
Воспитатель:
Кто приходил к нам в гости? Из чего раньше делали игрушки? Кто их делал? Кому мы помогали? Как мы помогали? И т.д.