Конспект интеллектуальной игры
«Физика на 5» для обучающихся 7- 8 классов
Цель: обобщение физических знаний, стимулирование интереса к предмету и потребности расширения физического кругозора обучающихся посредством игры
Задачи:
Образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу, проверить знания практического материала, практических умений;
Развивающие: развитие умения наблюдать, развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умение применять полученные знания на практике;
Воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умение слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно, уважение к сопернику:
Оборудование: карточки с заданиями, жетоны;.
Пояснительная записка:
1.В мероприятии участвуют 2 команды учащиеся 7 и 8 класса.
2.В мероприятии 9 туров.
3.После каждого тура капитаны команд получают жетоны –согласно количеству набранных баллов.
4.Мероприятие проводит старшеклассники.
5.Оценивают выполнение заданий конкурса и подводят итоги члены жюри (учителя школы, учащиеся старших классов).
Ход мероприятия
1 Ведущий. Здравствуйте ребята, сегодня мы проводим с вами интеллектуальную игру по физике. После каждого тура участники команд получают медали-жетоны по количеству набранных баллов. А оценивать выполнение заданий конкурса и подводить итоги будут члены жюри.
1 тур «Название»
2. Ведущий. Ребята первом туре вы должны придумать название для вашей команды, непосредственно связанное с предметом «Физика» а также выбрать капитана своей команды. В вашем распоряжении 1 минута. Максимальное количество баллов за это задание - 3 балла.
2 тур «Технические загадки»
Ведущий .Второй тур называется «Технические загадки». Каждой команде по очереди, предлагаются загадки, как только прочитана 1-ая строчка, команда может давать ответ, количество баллов при таком ответе будет равно 4. После прочтения каждой строчки загадки «сбрасывается» по 1 баллу. Если команда не дает правильный ответ, право отгадать загадку отдается 2-й команде.
1.Длинной шеей поверчу
Груз тяжелый подхвачу
Где прикажут положу
Человеку я служу (Подъемный кран)
2.Стучат,стучат
Не велят скучать
Идут, идут
А все тук и тук (Часы)
3.Качается стрелка
Туда и сюда
Укажет нам север
И юг без труда (Компас)
4.Два колесика подряд
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Их хозяин крючком (Велосипед)
5.В нашей комнате одно
Есть волшебное окно
В нем летает чудо-птица
Бродят волки и лисица (телевизор)
6. По тропинкам я бегу
Без тропинок не могу
Где меня ребята нет
Не зажжется в доме свет (электричество)
7.У песочных ям
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой (экскаватор)
8.На стене вист тарелка
По тарелке ходит стрелка
Это стрелка наперед
Нам погоду узнает (барометр)
9.Несется и стреляет
Ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой (мотоцикл)
10.Две сестры качались
Правды добивались
А когда добились
То остановились (весы)
3тур «Динамометр».
2. Ведущий. Начинаем 3 тур состязания в эрудиции. На доске написано одно слово-динамометр. Из букв этого слова вы должны составить ключевые новые слова-существительные, связанные с физикой. Максимальное количество баллов 10, по количеству букв в слове «динамометр», за каждое слово 1 балл.(Время для выполнения задания 2 минуты. Учащиеся пишут слова на карточках, отдают их ведущему, который в свою очередь передает их жюри для оценки).
(Слова: метр , момент, манометр, номер, мина, мотор, ротор, мера, тонна, дециметр, омметр, ом).
4 тур «Подбери правильно»
1. Ведущий. Каждой группе дают карточки со словами, необходимо из них составить словосочетания.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Скорость тяжести
Давление тела
Сила автомобиля
Пресс атмосферное
Масса вещества
Плотность гидравлический
5 тур «Посмейся и сообрази»
2 Ведущий. Конкурсантам в следующем задании необходимо ответить на предложенные вопросы
Максимальное количество баллов -5.
1. Вовочку вызвали к директору школы. Вовочка остановился перед дверью кабинета директора и твердо решил не входить никогда. Но тут на Вовочку налетел кто-то сзади и Вовочка, несмотря на свое твердое решение, не только вошел в кабинет, но и, пробежав по директорскому ковру, прыгнул директору на шею. Что, с точки зрения физики, побудило Вовочку на эти отважные действия?
Ответ: в приведенном примере Вовочкино тело пришло в движение и кинулось на шею директору под действием какого-то другого тела, наскочившего на Вовочку сзади. Причем, в отличие от директора, физику совсем не интересует, кто же это на Вовочку наскочил. С точки зрения физики тело приходит в движение, останавливается, меняет скорость или направление движения, когда на тело действует или к телу приложена сила. Вот и к Вовочке ее приложили. Да еще как!
2. Одно физическое тело захотело поменять три своих старых варежки на что-нибудь хорошее и, придя в движение, явилось на толкучку. До самого вечера тело с варежками, под действием других толкавшихся на толкучке тел, то меняло направление своего движения, то останавливалось, то снова приходило в движение. Короче говоря, скорость движения тела весь день менялась, а поменять варежки так и не удалось. В чем причина изменения скорости движения тела с варежками?
Ответ: в напрасной надежде поменять варежки тело на толкучке взаимодействовало с другими телами и от этого все время меняло свою скорость. Не будем выяснять, кто и как толкал тело с варежками - скажем, что на него действовали разные силы. Сила - вот причина изменения скорости движения.
6 тур «Демонстрация»
1 Ведущий .А теперь вам, дорогие команды, предстоит не только дать теоретическое определение явления, но и продемонстрировать его всем присутствующим наглядно. На столе лежат 2 карточки с заданием, капитанам команд представляется возможность вытянуть 1 из 2. Всей команде в течении 2 минут необходимо дать определение явлению, а так же провести демонстрацию. Максимальное количество баллов -5.
Карточка №1 «Скорость».
Карточка №2 «Сила»
7 тур «Кто быстрее»
2 Ведущий . Вопросы задаются для обеих команд, кто быстрей ответит. За каждый правильный ответ 1 балл.
-Объем 1 кг воды ?(1 литр)
-Прибор для измерения силы? (динамометр)
-Масса 1 м3 воды? (1тонна)
-Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
-Прибор для построения окружности ?(циркуль)
-Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне земли, не сыплются с планеты как горох? (действует сила тяжести)
-Прибор для измерения скорости? (Спидометр)
-Кто говорит на всех языках? (Эхо)
-Что видно, если ничего не видно? (туман)
-Прибор для измерения массы тела? (весы)
-Каким прибором измеряют атмосферное давление ?(барометр)
Если это есть, ума не надо? (сила)
Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении? (время)
-Можно ли не разбивая скорлупы яйца, узнать, сырое оно или вареное? (покрутить)
-Где пароход глубже погружается в воду: в реке или море? (в реке)
8 тур «Путаница»
1 Ведущий . В следующем конкурсе, командам будет дана история, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения. За каждое правильное исправление 1 балл. Максимальное количество баллов а конкурс-8 баллов.
«Я стал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое-5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую, длинной 59 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха.
9 тур «Блицтурнир»
2 Ведущий . В последнем конкурсе соревнуются 2 игрока , по одному из каждой команды. В блиц турнире проверяются знания, сообразительность, умение логически мыслить.
Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за конкурс 6 баллов.
1. Чем отличаются ножницы для резки бумаги от ножниц для резки металла? ОТВЕТ: Ножницы для резки бумаги имеют длинные лезвия и почти такой же длины ручки, т.к. не требуется большой силы. У ножниц по металлу лезвия короткие, а ручки длинные.
2. Почему выглаженное накрахмаленное бельё меньше пачкается, чем ненакрахмаленное? ОТВЕТ: Выглаженное накрахмаленное бельё имеет более гладкую поверхность, к которой плохо прилипают частички грязи и пыли.
3. Автобус делает резкий поворот. Пассажир, сидящий у правой стенки, оказался прижатым к ней. В какую сторону сделал поворот автобус?
ОТВЕТ: В левую.
4. Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли? ОТВЕТ: Песок и пыль увеличивают трение и износ деталей.
5. В каких агрегатных состояниях вода непригодна для использования в радиаторах автомобилей и тракторов? ОТВЕТ: В газообразном и твёрдом.
6. В каком агрегатном состоянии находится бензин, когда мы ощущаем его запах? когда заливаем в бензобак? ОТВЕТ: В первом случае – в газообразном, во втором – в жидком.
ИТОГИ: (Жюри подсчитывает общее число баллов, подводит итоги, объявляет победителя, вручает грамоты).