СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект исследовательской деятельности "Мир вокруг нас" на тему "В небе подкова всем с детства знакома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное, красочное явление на небосводе издавна привлекало к себе внимание, ее считали доброй предвестницей, приписывали ей магичесие свойства. ......

Просмотр содержимого документа
«Конспект исследовательской деятельности "Мир вокруг нас" на тему "В небе подкова всем с детства знакома"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Солнышко» общеразвивающего вида

Пограничного муниципального района



Районный конкурс исследовательских работ дошкольников

«Юный исследователь»



Мир вокруг меня

В НЕБЕ ПОДКОВА ВСЕМ С ДЕТСТВА ЗНАКОМА



Исследовательская работа

Автор работы: Потапова Ульяна- воспитанник подготовительной

группы №2

Руководитель: Андрианова

Елена Николаевна – воспитатель МБДОУ

«Детский сад №4 «Солнышко»

Старший воспитатель:

Мирошникова Елена Александровна



п. Пограничный

2018 год


Тема проекта : как получается радуга. Получение радуги в домашних условиях.

Тип проекта : исследовательский

Направление : предметное, естествознание.

Объект исследования: природное явление радуга.

Предмет исследования: происхождение радуги.

Задачи: развивать поисковую активность через экспериментирование и практическую деятельность. Развивать желание участвовать в творческой деятельности. Закреплять знание основных цветов радуги, Продолжить воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть ее красоту.

Проблема:

 Детям стало интересно: как появляется радуга? Почему она разноцветная? Сколько в ней цветов? Можно ли получить радугу без дождя в домашних условиях, какими способами можно это сделать?

Цели:

Со стороны ребенка:

1. Найти ответы на поставленные вопросы: получить твердые знания о природе радуги; почему она разноцветная; как она получается?

2. Узнать новые слова (спектр, отклонение цвета), употреблять их в речи.

3..Совершенствовать навыки рисования радуги по очередности цветового спектра. Выучить фразы – подсказки «Каждый охотник желает знать…»

4.Совершенствовать коммуникативные навыки.

Для родителей:

Привлечь родителей к ознакомлению детей к неживой природе, развивать наблюдательность, любопытство, пытливость;

Совершенствовать навыки общения с ребенком.

Предварительная работа: чтение произведений «Радуга - дуга» С. Маршака. «Радуга» Е. Благининой. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Отгадывание загадок о явлениях природы. Рассказ воспитателя на тему «Откуда берется радуга?». Дидактические и подвижные игры «Сложи радугу», «Кто быстрее?», «Радуга, появись!», «Цветные ворота», просмотр познавательных фильмов о природе радуги, ее возникновении. Рассматривание инсталляций «Радуга». Проведение экспериментов в группе можно ли получить радугу в домашних условиях? Как это можно сделать?

Материал и оборудование: мыльные пузыри, миска с водой; диск от компьютера; стакан с водой граненный, зеркало, лист бумаги белый.

Актуальность: Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой.

Это великолепное, красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание, ее считали доброй предвестницей, приписывали ей магические свойства. Все знают, что волшебными свойствами радуга может обладать только в сказках, а в действительности радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках воды в воздухе после дождя, Однако не все знают, как именно образуется радуга.

Когда и как ее можно увидеть? Можно ли экспериментально исследовать радугу? Как получить искусственную радугу? Ответы на эти и многие другие вопросы даются в этой работе.





План:

1. Вводная часть. Беседа «В небе подкова всем детям знакома». Радуга.

2.Основная часть. Рассмотреть порядок цветов радуги. Разгадать тайну появления радуги в природе. Рисование радуги. Разучить фразы-акростиха «Каждый охотник желает знать….»

3. Эксперименты. Провести эксперименты для получения радуги в домашних условиях. Увидеть цвета радуги в отражении СД диска, в отражении луча от зеркала, опущенного в стакан с водой, пустить мыльные пузыри и т.п.Разобрать белый цвет на спектры- раскрутить радужный волчек и посмотреть , как сливаются все цвета в один – белый.

4. Заключительная часть. Подвести итог исследования, оказывается радугу можно увидеть и в домашних условиях, если подготовиться.

Этим летом после дождя, наша группа вышла на прогулку, и мы увидели в небе радугу. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. Мне захотелось узнать – что такое радуга и как она появляется. Я решила узнать эту тайну и после детского сада, когда шли с мамой домой, я спросила: что такое радуга? И почему мы так редко видим ее?

Подумав самостоятельно, я вспомнила, что знаю по этому вопросу:

- радуга появляется после дождя;

-она имеет 7 цветов;

- радуга имеет форму дуги.


Вечером я посмотрела познавательный мультфильм о радуге и узнала: Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся в результате преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов.

Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга.

Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр». Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя.

А так же я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды

тоже можно увидеть маленькую радугу.

Радуга – очень загадочное явление природы. Мне стало интересно, а можно ли получить радугу в домашних условиях?

За ответом я обратилась к воспитателю и узнала, что получить радугу в домашних условиях можно разными способами. И мы решили вместе с воспитателем и остальными детьми провести эти опыты.

Но сначала воспитатель рассказала детям, что меня заинтересовало рождение радуги, все дети решили вместе со мной принять участие в исследовании. Мы прочитали некоторые рассказы о радуге, рассмотрели иллюстрации, научились рисовать радугу с правильным расположением цвета, выучили стишок, чтобы легко запомнить очередность цветовой гаммы спектра. Воспитательница спрашивала нас : А кто видел радугу? Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу.

А потом началось самое интересное…



Опыт 1.

Нам потребуется: фонарик, прозрачный стакан, вода, белый картон.

Ход работы: Этот опыт мы с воспитателем проводили в вечернее время, так как нам нужно было затемненное место. В темной комнате через стакан наполненный водой мы направили свет фонарика и на белом картоне увидели радугу.





Опыт 2.

Нам потребуется: мыльная вода, кольцо из проволоки, таз, настольная лампа, или простые мыльные пузыри из магазина.

Ход работы:в таз с мыльной водой мы опустили кольцо из проволоки, Подержав его в тазу – вынули, в нутрии кольца образовалась пленка . Посмотрев на нее под ярким солнечным светом. Мы увидели радугу.



Физминутка:

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями
(Нарисовать рукой над головой полукруг маховое движение,

руки поднять вверх, пальцы разомкнуты).

Домами 
(Руки сложены над головой крышей.)

И над морем, над волной.

(Нарисовать волну рукой.)

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы.)


Опыт 3.

Нам потребуется: CD-диск, окно, солнечный свет.



Ход работы: Мы взяли компьютерный диск и повернули его так, чтобы на него попадали солнечные лучи. Меняли положение диска до тех пор, пока радуга не станет видна.



Выводы: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.



Заключение: в ходе исследования мы узнали: радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли. Ее можно увидеть и у фонтанов и водопадов, когда мелкие капельки воды рассеиваются. Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.

Радуга – это удивительное явление природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от неё тоже становится радостнее на душе.



Просмотр презентации









Источники информации:

1. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008.

2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5-9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.

3.Произведения С. Маршака «Радуга-дуга», Е. Благининой «Радуга».

3. Фотографии, сделанные во время исследования - 2018 год;

4. USB  карта с познавательными мультфильмами «Почемучка. «Что такое радуга?», «Интересно о… радуге».

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. http://ru.wikibooks.org/wiki/Свет_и_цвет/Радуга

  2. Поисковыая система Яндекс