СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект итогового познавательного занятия в средней группе «Путешествие в Русь Богатырскую»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание интереса к истории России, любовь к Родине, уважения к русским воинам, желание подражать им.                                                                                                           Задачи: Воспитательные: воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.      Развивающие: приобщать детей к истокам русской народной культуры;                                формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;                                                                                        Обучающие: закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, закреплять знания о названиях старинной утвари. Расширение и обогащения словарного запаса детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект итогового познавательного занятия в средней группе «Путешествие в Русь Богатырскую»»

Конспект итогового познавательного  занятия в средней группе

«Путешествие в Русь Богатырскую»

 

Цель: воспитание интереса к истории России, любовь к Родине, уважения к русским воинам, желание подражать им.  Задачи: Воспитательные: воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Развивающие: приобщать детей к истокам русской народной культуры; формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли; Обучающие: закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, закреплять знания о названиях старинной утвари. Расширение и обогащения словарного запаса детей.

Предварительная работа:

• Просмотр мультфильмов о богатырях.

• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке

А. Пахмутовой,  изучение песни «Богатыри»

• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова,  «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.

• Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

- Экскурсия в мини – музей «Русская изба».

Материал:   Большое игрушечное яйцо, игла-зубочистка,  «Былинные наигрыши» (музыка), сундук, филин заклинанием. Сюрпризный момент: стол, сервированный стариной посудой, конфеты, баранки.  

Пополнение словарного запаса: Русь,  славяне, богатыри; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, булава).

Ход занятия:

Дети проходят в зал под музыку «Богатыри».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте».

Дети: Здравствуйте!

Звучит музыка (фоновая гусли)

Воспитатель: Проходите на стульчики, присаживайтесь.

Слайд-шоу «Древняя Русь».

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина.

А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).

А как называлась наша страна раньше? (Русь) Слайд Древняя Русь. (Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)

Ведущая: Ребята, кто знает стихи о Родине?

Ребенок:

Россия – как из песни слово

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки

Раздолье, русская душа.

Ребенок:

Люблю тебя, моя Россия,

За ясных свет твоих очей

За ум, за подвиги святые

За голос звонкий, как ручей.

Ребенок:

Родина! Отечество Святое!

Перелески…Рощи…Берега

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.


Воспитатель: Кто защищал землю русскую? (Богатыри). Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова.

А сейчас давайте посмотрим на экран.


…. Земля чуть видимо курится

Восходит первая заря.

Остановились на границе

Три всадника – богатыря!

Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!

Воспитатель: Как называется эта картина?

Дети: Три богатыря.

Воспитатель: Кому посвящена эта картина?

Дети: Русским богатырям.

Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.

Воспитатель: Кто сидит на чёрном коне в центре картины, и какой он?

Дети: В середине на чёрном коне сидит Илья Муромец. Он самый мудрый и сильный.

Воспитатель: Кто сидит слева от Ильи Муромца?

Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.

Воспитатель: Кто сидит справа от Ильи Муромца?

Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.

Видео экскурсия Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильномогучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские: Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч - кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать.

Воспитатель:

Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети:

С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель:

Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давай поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое

Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»

Дружно встали 1-2-3

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

Поглядеть из- под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Ноги шире, руки в бок

Защищать пойдем народ. Воспитатель: А теперь давайте закроем глаза, покружимся и представим, что мы в прошлом  (волшебная музыка) Глазки открываем. Воспитатель: Ну, что?! Надо  собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала, давайте, вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? Дети: Дорогу. Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.  В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

 Пойдёшь направо

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь

и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и

 богатырская слава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети:

Дорогу, которая идет прямо.

 Воспитатель: Что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное. (звучит тревожная музыка)

- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. На опушке дом стоит На дверях замок висит, Старый Филин здесь сидит Во все стороны глядит.

 - Ой, ребята, у него в лапах  что – то есть. Наверное, это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное.

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

И зо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А сила его в яйце хранится.

Воспитатель: Ребята, кто это?

Дети: Змей Горыныч.

Воспитатель: Верно! Нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча. Для этого надо нам выполнить задания. Готовы?

Ну – ка, дружина моя, стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют к столу с первым заданием.)

- Вот преграда на пути

Ее так просто не пройти

1 задание: Воспитатель: Здесь задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину (шлем, кольчуга; оружие – меч, щит)

Самостоятельная работа «Одень богатыря» (дети подбирают богатырю одежду)

Воспитатель: Молодцы! Справились. В зале появляется следы змея Горыныча Ребята, смотрите это что такое?

Дети: Следы.

Воспитатель: Следы? А чьи?

Дети: Змея Горыныча.

Воспитатель: Значит, мы с вами на верном пути.

2 ЗАДАНИЕ:

Надо собрать картину «Русская изба» (разрезная картинка в виде пазла)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Видите, ребята, опять следы. Значит, идем правильно.

 Отправляемся дальше. Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.

Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот, вот найдем, где спрятана сила змея Горыныча.

Воспитатель: Ну вот, мы и добрались  до заветного сундука, давайте его откроем  (дети достают «яйцо», открывают и достают иголку. 

Звучит музыка («Гусли»)

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри нашу славную Русь защищают!»

(Ломаем иглу.)

Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать

Ноги шире руки в бок

Защитили мы народ

Посмотрели вверх и в низ,

В центре круга собрались

Вот покружимся волчком

И домой мы попадем.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись обратно домой в наше время.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы занимались в нашем путешествии? Понравилось путешествие? Воспитатель: Что нам помогло кроме богатырской силы? (Дружба)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой у нас накрыт стол красивый, с красивой  стариной посудой и самоваром. Значит, будем пить чай с баранками и конфетами.





Анализ образовательной деятельности итогового познавательного  занятия в средней группе

«Путешествие в Русь Богатырскую»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Воспитатель: Терновая Е.С.

Характеристика программных задач:

Воспитатель выполнила поставленные задачи, которые соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы. Объём программного содержания достаточный для усвоения, формулировки программного содержания конкретны, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей. Образовательная деятельность носит интегрированный характер, способствует развитию познавательных интересов.

Характеристика деятельности воспитателя:

Все этапы проведения образовательной деятельности построены правильно. Цель и задачи перед детьми конкретны. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

Характеристика деятельности детей:

Дети активны, внимательны, заинтересованы и с удовольствием выполняют все задания.

Психологическая оценка:

В течение всего занятия у детей прослеживается активная позиция. Воспитатель использует игровые, сюрпризные моменты, сумел настроить позитивно детей по отношению к себе и к происходящему.

Характеристика условий проведения занятия:

Образовательная деятельность соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально-технических условий.

Рекомендации: Очевидна систематическая работа с детьми, выбраны правильные формы и методы работы с коллективом детей.


Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и детьми. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей

Познание: Закрепляла умение описывать ёжика по характерным признакам, формировала умение называть цвет;

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за счет слов- название что любит ёжик, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; Социализация самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.

Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.

Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем , что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимания уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.