Конспект итогового познавательного занятия в средней группе
«Путешествие в Русь Богатырскую»
Цель: воспитание интереса к истории России, любовь к Родине, уважения к русским воинам, желание подражать им. Задачи: Воспитательные: воспитывать патриотические чувства. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам. Развивающие: приобщать детей к истокам русской народной культуры; формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли; Обучающие: закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, закреплять знания о названиях старинной утвари. Расширение и обогащения словарного запаса детей.
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильмов о богатырях.
• Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке
А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри»
• Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А.Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.
• Рассматривание картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
- Экскурсия в мини – музей «Русская изба».
Материал: Большое игрушечное яйцо, игла-зубочистка, «Былинные наигрыши» (музыка), сундук, филин заклинанием. Сюрпризный момент: стол, сервированный стариной посудой, конфеты, баранки.
Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, булава).
Ход занятия:
Дети проходят в зал под музыку «Богатыри».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте».
Дети: Здравствуйте!
Звучит музыка (фоновая гусли)
Воспитатель: Проходите на стульчики, присаживайтесь.
Слайд-шоу «Древняя Русь».
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина.
А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
А как называлась наша страна раньше? (Русь) Слайд Древняя Русь. (Показ на экране природа Русской земли, и звучит музыка)
Ведущая: Ребята, кто знает стихи о Родине?
Ребенок:
Россия – как из песни слово
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки
Раздолье, русская душа.
Ребенок:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясных свет твоих очей
За ум, за подвиги святые
За голос звонкий, как ручей.
Ребенок:
Родина! Отечество Святое!
Перелески…Рощи…Берега
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Воспитатель: Кто защищал землю русскую? (Богатыри). Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В.М. Васнецова.
А сейчас давайте посмотрим на экран.
…. Земля чуть видимо курится
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника – богатыря!
Перед вами народные герои, былинные богатыри, о которых рассказывают в песнях, сказаниях, былинах, русский народ!
Воспитатель: Как называется эта картина?
Дети: Три богатыря.
Воспитатель: Кому посвящена эта картина?
Дети: Русским богатырям.
Воспитатель: Правильно, ребята, картина посвящена русским богатырям. Вот стоят три богатыря и в любой момент наши богатыри готовы защищать свою любимую Родину – матушку Русь.
Воспитатель: Кто сидит на чёрном коне в центре картины, и какой он?
Дети: В середине на чёрном коне сидит Илья Муромец. Он самый мудрый и сильный.
Воспитатель: Кто сидит слева от Ильи Муромца?
Дети: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он храбрый, сильный.
Воспитатель: Кто сидит справа от Ильи Муромца?
Дети: Справа от Ильи Муромца на коне сидит самый молодой, и ловкий Алёша Попович.
Видео экскурсия Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад. Заведу старину стародавнюю, бывальщину о богатырях сильномогучих, земли русской защитниках. Заведу сказ об Илье Муромце, да о славном Добрыне Никитиче, да ещё об Алёше Поповиче. Надевали на себя латы кольчужные, выбирали доспехи богатырские: Кто - лук тугой с калеными стрелами, кто - палицу богатырскую, а кто - и меч - кладенец. Поднялись богатыри на резвы ноженьки, да меж собой побраталися. Старшим братом назвали Илью Муромца, средним братом - Добрыню Никитича, младшим нарекли Алешу Поповича. Поклялись дозором стоять, да русскую землю от недругов оборонять, стариков да сирот, да малых детушек от врагов защищать.
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть «Волшебная игра». Давай поиграем, и она перенесет нас в далекое прошлое
Динамическая пауза «Богатыри» проводится под музыку богатырская наша сила»
Дружно встали 1-2-3
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво
И налево надо тоже
Поглядеть из- под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Ноги шире, руки в бок
Защищать пойдем народ. Воспитатель: А теперь давайте закроем глаза, покружимся и представим, что мы в прошлом (волшебная музыка) Глазки открываем. Воспитатель: Ну, что?! Надо собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала, давайте, вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? Дети: Дорогу. Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направо
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь
и будешь не смелым.
Двинешься прямо
Ждет опасность и
богатырская слава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. Хочет напасть на землю русскую чудище страшное. (звучит тревожная музыка)
- Что же нам делать? Хотите защитить землю – матушку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. На опушке дом стоит На дверях замок висит, Старый Филин здесь сидит Во все стороны глядит.
- Ой, ребята, у него в лапах что – то есть. Наверное, это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное.
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
И зо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А сила его в яйце хранится.
Воспитатель: Ребята, кто это?
Дети: Змей Горыныч.
Воспитатель: Верно! Нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча. Для этого надо нам выполнить задания. Готовы?
Ну – ка, дружина моя, стройся!
(Дети строятся друг за другом и маршируют к столу с первым заданием.)
- Вот преграда на пути
Ее так просто не пройти
1 задание: Воспитатель: Здесь задание для нас. «Одень богатыря» называется. Ваша задача выбрать те предметы, которые нужны богатырю, чтобы защищать родину (шлем, кольчуга; оружие – меч, щит)
Самостоятельная работа «Одень богатыря» (дети подбирают богатырю одежду)
Воспитатель: Молодцы! Справились. В зале появляется следы змея Горыныча Ребята, смотрите это что такое?
Дети: Следы.
Воспитатель: Следы? А чьи?
Дети: Змея Горыныча.
Воспитатель: Значит, мы с вами на верном пути.
2 ЗАДАНИЕ:
Надо собрать картину «Русская изба» (разрезная картинка в виде пазла)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Видите, ребята, опять следы. Значит, идем правильно.
Отправляемся дальше. Силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить. А она находится в игле, а игла в яйце, а яйцо – то в сундуке.
Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот, вот найдем, где спрятана сила змея Горыныча.
Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до заветного сундука, давайте его откроем (дети достают «яйцо», открывают и достают иголку.
Звучит музыка («Гусли»)
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь защищают!»
(Ломаем иглу.)
Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать
Ноги шире руки в бок
Защитили мы народ
Посмотрели вверх и в низ,
В центре круга собрались
Вот покружимся волчком
И домой мы попадем.
Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись обратно домой в наше время.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы занимались в нашем путешествии? Понравилось путешествие? Воспитатель: Что нам помогло кроме богатырской силы? (Дружба)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой у нас накрыт стол красивый, с красивой стариной посудой и самоваром. Значит, будем пить чай с баранками и конфетами.
Анализ образовательной деятельности итогового познавательного занятия в средней группе
«Путешествие в Русь Богатырскую»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель: Терновая Е.С.
Характеристика программных задач:
Воспитатель выполнила поставленные задачи, которые соответствуют программным требованиям, возрастным особенностям и уровню развития детей данной группы. Объём программного содержания достаточный для усвоения, формулировки программного содержания конкретны, материалы и оборудование соответствуют гигиеническим требованиям и возрастным особенностям детей. Образовательная деятельность носит интегрированный характер, способствует развитию познавательных интересов.
Характеристика деятельности воспитателя:
Все этапы проведения образовательной деятельности построены правильно. Цель и задачи перед детьми конкретны. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Характеристика деятельности детей:
Дети активны, внимательны, заинтересованы и с удовольствием выполняют все задания.
Психологическая оценка:
В течение всего занятия у детей прослеживается активная позиция. Воспитатель использует игровые, сюрпризные моменты, сумел настроить позитивно детей по отношению к себе и к происходящему.
Характеристика условий проведения занятия:
Образовательная деятельность соответствует требованиям санитарно-гигиенических и материально-технических условий.
Рекомендации: Очевидна систематическая работа с детьми, выбраны правильные формы и методы работы с коллективом детей.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами образовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме. На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и детьми. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей. Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей
Познание: Закрепляла умение описывать ёжика по характерным признакам, формировала умение называть цвет;
Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника; активизировала словарь детей за счет слов- название что любит ёжик, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; Социализация самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать.
Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. В связи с тем , что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимания уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.