Конспект итогового занятия по математике в старшей группе
«Путешествие в математическое королевство»
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Закрепить знания о последовательности дней недели
Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа.
Упражнять в ориентировке на листе бумаги ;
Закрепить умение делить круг на 2 и 4 равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Наглядный материал: письмо, волшебная палочка, двухполосная карточка, медведи, квадраты, числовой отрезок, цифры до 10, два круга, карточка для выкладывания бус, 7 кругов разного размера и цвета.
Раздаточный материал на каждого ребенка: по 7 медведей и 7 квадратов, двухполосные карточки, два круга больших, ножницы, числовой отрезок, по 7 кругов разного размера и цвета, карточка для выкладывания бус, цифры до 10
Ход занятия:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его .
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
- Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Прежде чем отправиться в математическую страну.
Давайте вспомним
Сколько дней в недели?
Назови первый день недели?
Второй?
Третий?
Четвертый?
Пятый?
Шестой?
Седьмой?
Сегодня какой день недели?
Какой вчера был день недели?
Какой завтра будет день недели?
Теперь можем отправляться в страну Математики.
- Ой, ребята, злой колдун повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Как вы считаете, какая фигура лишняя?
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. А нас ждёт первое задание. Давайте сядем за столы.
Итак, 1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места . Давайте вернем числа на свои места посчитаем до десяти прямым и обратным счетом.
Сначала от 1 до 10, затем от 10 до 1
Итак, 2-ое задание:
- Ребята, в королевстве потерялись цифры, и они никак не могут разобраться, кто за кем стоит, и занять свои места. Давайте поможем цифрам.
Д/игра: «Найди соседей»
Цель игры: закреплять счет в пределах 10, умение находить предыдущие и последующие числа.
- У вас на столах есть таблицы и на тарелочке цифры. Разложите нужные цифры в пустые окна.
(После выполнения задания прошу детей посмотреть на доску и проверить правильно ли они его выполнили.)
- Назови число, которое больше числа 3 на 1 (4)
- Назови число, которое больше числа 5 на 1 (6)
- Назови число, которое меньше числа 8 на 1 (7)
- Какое число находится между числами 7 и 9 (8)
- Какое число находится между числами 4 и 6 (5)
- Назовите соседей числа 5, 2, 7
Пальчиковая гимнастика
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Один!
Два!
Три!
Четыре!
Пять!
Захотели поиграть!
На счет 1, 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно разжимать из кулачка. На слова «захотели поиграть» пальцы свободно двигаются.
Задание 3
Это задание будем выполнять на двухполосной карточке.
Слушайте внимательно.
Выложите на верхней полоске 6 медведей.
Выложите на нижней полоске на один квадрат меньше чем медведей.
Сколько выложили квадратов?
Чего больше медведей или квадратов?
Чего меньше медведей или квадратов?
Какое число больше 5 или 6 ?
На сколько число 6 больше числа 5 ?
Что нужно сделать, чтобы медведей и квадратов стало поровну?
Задание 4
Злой колдун рассыпал бусы Королевы Математики. Давайте соберем бусы. Собирать будем от самой маленькой до самой большой.
Дидактическая игра «Собери бусы» (собираем от самой маленькой до самой большой) ЗАДАНИЕ У ДЕТЕЙ НА ЛИСТАХ.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
Задание 5
Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун превратиться в доброго волшебника.
- На столах лежат круги и ножницы. Нам нужно разделить круг на 2 равные части.
Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края).
- Сколько частей получилось у каждого из вас?
- Как называется каждая часть?
- Что больше целый круг или его часть?
- Что меньше часть круга или целый круг?
- Как получит четыре равные части?
- Правильно надо каждую половину разделить ещё раз пополам.
- Сколько частей получилось у каждого из вас?
- Как можно назвать каждую часть? (1\4)
- Что больше целый круг или 1\4 его часть?
- Что меньше 1\4 или 1\2 часть круга?
- Молодцы, злые чары сняты!!!
Задание 6
«Разложи фигуры»
- А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника красивый ковёр, выложив узор из геометрических фигур. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Воспитатель: Перед вами лист бумаги и геометрические фигуры.
Приготовьтесь слушать задание и раскладывать:
В левом верхнем углу положите треугольник;
В правом нижнем углу квадрат;
В центре овал;
В правом верхнем углу круг;
В левом нижнем углу прямоугольник.
Воспитатель: А сейчас проверим:
Воспитатель: Какую геометрическую фигуру положила Влада в левом
верхнем углу?
Задание 7
Последнее задание
Назовите противоположно
День - ночь
Утро –вечер
Рано - поздно
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Один – много.
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.
Нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернись и в детском саду очутись.
Рефлексия:
Куда мы сегодня ходили?
Кому помогали?
Какие задания выполняли?
Ребята, а вам понравилось наше занятие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?