Заключительное занятие по проекту «Мой город».
Проект 9 «В» класса
ГБОУ Школы - интернат №21 г. Петрозаводска
Классный руководитель Т.И. Ремнева,
Воспитатель Н.Ю. Кондратюк.
Цель: Формирование элементарных представлений воспитанников о малой Родине.
Задачи: Образовательные: расширять и закреплять знания детей о городе Петрозаводске, об истории возникновения города. Развивающие: - способствовать развитию познавательной активности, любознательности; - развивать у детей интерес к малой Родине; - развивать коммуникативные навыки; - - - способствовать речевому развитию через обогащение словаря; - развивать эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: - воспитывать патриотизм, уважение к культурно-историческому наследию.
Материалы к занятию: презентация со станциями, Картинки: вокзал, с площадями Кирова, Ленина, Советской. Картинки с памятниками и зданиями на них и рядом с ними.
Ход занятия: Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады встрече. Для начала предлагаем немного пройтись. Физминутка «О Петрозаводске…»
По Петрозаводску мы идем, (маршируют)
Звонко песенку поем. (Покачивая головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем, (маршируют)
Ноги ровно поднимаем. (Оттягивают носочки каждой ноги)
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повертели головой, (Повороты головы)
Влево - вправо. Хорошо!
Прыгнем вместе высоко. (Прыжок на месте)
И побегаем легко. (Бег на месте)
Учитель: Молодцы! Сели на места. Кто догадался, о каком городе мы сегодня поговорим? Учитель: Столицей какой республики является Петрозаводск? Учитель: А как называются люди, которые живут в Петрозаводске?
Воспитатель: В нашем классе несколько лет велась работа по проекту «Замечательные места Петрозаводска в разное время года». В этом году мы заканчиваем эту работу, поэтому отправимся в путешествие по нашей столице, вспомним, с чем мы успели познакомиться, что нового узнали. К нам пришли гости, вот им мы и расскажем, что, по-нашему мнению, надо посетить в родном Петрозаводске.
Давайте вспомним, с помощью загадок, на каком транспорте можно путешествовать по городу?
Слайд 2 (По щелчку появляются картинки с отгадками).
1. Что за странная машина? Есть салон, рога и шины. Не автобус, не трамвай… Эй, прохожий, не зевай, Разгадай скорее ребус: Это новенький. (Троллейбус)
2. Я бываю грузовая, И, конечно, легковая. По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной! У меня есть руль и шины, Как зовут меня… (Машина)
3.Отвезу, куда хотите, Только вы билет купите! За рулём сидит шофёр, И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус – Называюсь я… (Автобус)
4. Он по рельсам едет звонко, И звенит: ”Эй, не зевай!” Отдохнёт на остановке, И поедет вновь… (Трамвай)
5. Под землёй, под городом Едем очень скоро мы. В поезде светло, тепло Едем с другом мы в (Метро). Учитель: Мы с вами много путешествовали по улицам нашего города. На каком транспорте мы передвигались?
Учитель: В нашем городе много красивых, исторических мест, которые любят посещать наши жители, но не только жители, но и гости нашего города. Как называются такие места? (Достопримечательности).
Учитель: Мы сегодня составим свой маршрутный лист с местами, где обязательно надо побывать в нашем городе. В пути нас ждут разные остановки. Отправляемся в путь.
Муз. сопров. – звук движения автобуса. Слайд3 Первая остановка «День рождения города». Учитель: Что такое день рождения человека? Учитель: А у города этот праздник отмечают в день образования города. Давайте вспомним, как же создавался Петрозаводск?
Давным-давно правил на Руси царь.
Слайд 4 - Петр 1
– Как звали царя ?
(Слайд 5: Памятники Петрозаводска ).
- Молодцы, великим людям потомки в знак уважения устанавливают памятники. Мы познакомились со многими памятниками нашего города. Задание: найдите памятник Петру 1.
- Задумал он на берегу озера построить завод. На берегу какого озера?
(Слайд 6: Онежское озеро). – На этом заводе строили корабли, пекли хлеб или отливали пушки? (Слайд 7: Отливали пушки и ядра). Вопрос гостям: Как раньше назывался наш город? (Слайд 8 - Петровская слобода.)
Воспитатель: Завод Петровской слободы был одним из лучших в России. А вскоре императрица Екатерина II подписала Указ: «Повелеваем Петровскую слободу переименовать городом, назвав оный Петрозаводск». Продолжим путешествие. Полюбуйтесь на наш город. Наш город очень большой и красивый; есть много улиц, интересных мест и зданий.
Видеоролик «Петрозаводск в движении»).
Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Муз. сопров. - звук движения автобуса.
Следующая остановка «Площади Петрозаводска». Слайд 9. Каждый город начинается с вокзала. В нашем городе рядом с вокзалом есть площадь Гагарина. Площадь – это открытое большое пространство, имеет форму квадрата или прямоугольника. Давайте поместим наш вокзал в начале пути, под цифрой 1. Никита прикрепи на маршрутный лист картинку.
Воспитатель: Вспомните, а какие площади мы с вами посетили? Слайд 10.
Площадь Ленина. Площадь Ленина. Она круглой формы. Сначала так и называлась - Круглая, затем Петровская. А с момента, когда в центре площади установили большой памятник Ленину, стала носить название площадь Ленина.
Никита С.– Площадь Кирова. Рассказ Никиты С. о площади Кирова. Я был на площади Кирова. Там есть памятник Кирову. Еще на площади есть Музыкальный театр. В театре я смотрел спектакли. Возле Музыкального театра есть Музей ИЗО. Там можно увидеть разные картины. Зимой на площади ставят большую елку.
Учитель: Историческое название площади Кирова – Соборная площадь. «Соборная» от слов «сбор, собирать»; во все времена площадь была местом сбора горожан – на церковные службы, праздники, народные гуляния.
Воспитатель. Советская площадь. Находится рядом с мэрией Петрозаводска. Нас она привлекла еще и потому что, здесь была установлена новогодняя елка, игрушки для которой изготовили победители городского конкурса елочных украшений. Мы с вами участвовали в этом конкурсе и ходили полюбоваться на елку с нашими игрушками.
Учитель: Самое главное - на площадях часто собираются люди. В праздники танцуют разные танцы, мы приглашаем вас в карельскую круугу. Это наш карельский хоровод.
Песня «Подарю ленту»
Учитель: Молодцы! Давайте рядом с цифрой 2 приклеим на маршрутный лист картинки с изображением площадей.
Едем дальше. Муз. сопров. - звук автобуса. Следующая остановка «Храмы Петрозаводска». Слайд 11.
Вспомните, какие храмы, соборы мы посетили?
Собор Александра Невского.
Воспитатель: История его строительства началась с увеличением населения Петровской слободы. Появилась потребность в строительстве обширного храма, который мог бы вместить всех желающих. Так появился собор Александра Невского. А еще мы побывали в Крестовоздвиженском соборе. Этот каменный храм сооружался на средства горожан, больше всех пожертвовал на строительство собора купец Марк Пименов.
Внимание! Задание: собери фотографию собора. Работаем в парах. Рита и Паша собирают изображение Собора А. Невского. Никита С. и Никита П. Крестовоздвиженский собор.
Воспитатель: Молодцы, давайте продолжим наш маршрутный лист и приклеим под цифрой 3 картинки с храмами Петрозаводска.
Воспитатель: Продолжаем наш путь. Муз. сопров. - звук автобуса.
Учитель: Следующая остановка «Музеи Петрозаводска». Мы с вами побывали во многих музеях. Вспомним в каких? Слайд 12: Музей пожарной охраны, Дом куклы, Музей ЦКС МВД РК, Национальный музей РК, Выставочный зал, Музей изобразительных искусств РК. Очень много различных экспонатов увидели. А теперь задание: Игра «Найди лишнее». Работа с доской. Перед вами картинки с изображением экспонатов, Один предмет попал сюда случайно, надо найти, что лишнее, какого предмета нет в этом музее. Слайды 13,14, 15 – Национальный музей, Дом куклы, Музей пожарной охраны. Домашнее задание было поделиться своими впечатлениями о самом запоминающемся месте, где мы побывали. Рита решила рассказать о своей экскурсии в Национальный музей РК.
Польская М. - Национальный музей:
Я была в Национальном музее. Этот музей был создан губернатором Григорием Григорьевым. В нем 24 зала. Они рассказывают о культуре и истории нашего края. У музея есть свой домовенок. Это кукла. Мне дали ее подержать. В музее проводят разные экскурсии и занятия. Я сначала посмотрела наскальные рисунки, книги, оружие и одежду карелов. А потом была на экскурсии «Волшебный сундучок». Там я увидела карельскую избу и предметы, которыми пользовались карелы. Еще мне понравилась выставка «Восемь юбочек надену». Там были разные юбочки. Я хочу еще сходить в этот музей
Пантелеев Н. - Музей кинологической службы:
Я был в музее кинологической службы. Это музей о собаках и кинологах. Там много грамот и кубков. Есть книги и фотографии.
Учитель: Отлично! Отметим остановку Музеи под цифрой 4 на нашем маршрутном листе. Приклеиваем картинку. Продолжаем путешествие. Муз. сопров. - звук автобуса.
Воспитатель: Остановка «Онежская набережная». Слайд 16.
Воспитатель: Наш город построен на берегу Онежского озера. Длина набережной почти 1,5 км и вымощена она карельским гранитом. Онежская набережная Петрозаводска — место, которое непременно стоит посетить. Это не только место для прогулок, это еще и своеобразный музей скульптур под открытым небом. Они - самое главное украшение набережной.
Внимание! Задание: Перед вами картинки с изображением скульптур. Найдите лишнюю, ту, которой нет на нашей набережной. Работаем все вместе. Приклеим под цифрой 5 картинку с Онежской набережной.
Воспитатель: - Понравилось вам наше путешествие?
Мы составили маршрутный лист по итогам нашего проекта. Всем советуем там побывать.
Трио Spieldose «Песня о Петрозаводске».