Тема: «Изготовление игрушки из помпона «Пчела»
Цель: обучение воспитанников конструированию и сборке из помпонов игрушки «Пчела».
Задачи:
- познакомить с историей помпона;
- познакомить с идеями применения помпонов в декорации интерьера, одежды, игрушек;
- учить технологии изготовления полосатого помпона и сборке игрушек из помпонов;
- способствовать воспитанию культуры поведения на занятии.
Дата проведения: 20.07.2017 г.
Место проведения: ГКУ СО КК «Армавирский СРЦН».
Участники занятия :воспитанники 9-11 лет.
Временной ресурс: 40-45 минут.
Оборудование: ножницы, силиконовый клей, пряжа желтого и коричневого цвета, шаблоны для изготовления помпонов, образцы игрушек из помпонов, фотографии готовых изделий, полиэтилен или крылья из полиэтилена для пчелы, кусочки фетра черного, белого и коричневого цвета, помпоны для подвижной игры, технологические карты по изготовлению помпонов, плакат «Цветочки».
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийная презентация
Используемые коррекционные технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие (физминутка, инструктаж по технике безопасной работы), диалогические, личностно-ориентированная технология.
Ход занятия
Вступительная беседа
Педагог: Сегодня мы с вами проведём открытое занятие, на котором присутствуют гости. Тема нашего занятия «Сборка игрушки из помпона». Мы будем учиться конструировать игрушки из помпона. Что же такое помпон?
Слайд 1
«Помпон», в переводе с французского — великолепие, торжественность, это шарообразное украшение из каких-либо ниток.
- Мы с вами уже научись делать помпоны, вспомним, просмотрев слайды, способы изготовления помпонов.
-Хочу рассказать вам интересный факт из истории помпона.
( Слайд 2)
Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии 18 века, помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
- Как вы думаете, ребята, как можно использовать помпоны?
(Украсить ими шапочку, одежду. Пришить к сумочке». Сделать из них игрушку. Повесить дома как украшение).
- Конечно же, вы правы! Но помпоны можно использовать и в других случаях.
Слайд 3
В наше время помпон является очень популярным элементом декора, не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток, и множества других предметов.
- А сейчас я вам загадаю загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком
(Это пчела!)
-. Молодцы, угадали!
Слайд 4
Пчела - это насекомое из семейства перепончатокрылых, с брюшком золотистого цвета и острым жалом, собирающее цветочную пыльцу и перерабатывающее ее в мед. Пчелка издавна является символом трудолюбия, активной и полезной жизни. Пчелка-труженица встречается в народных сказках, с пчелкой сравнивают трудолюбивых людей. Для пчелы придуман праздник - 5 июля - это день пчелы.
Недаром русский народ сочинил много пословиц и поговорок, стихотворений, сказок, рассказов. А знаете ли вы стихи по пчелу?
Слайд 5
ПЧЁЛКА
- Пчёлка, пчёлка, где летала,
Что на улице видала?
- Над цветами я летала
И нектар с них собирала.
Собрала нектар с ромашки,
С клевера, с душистой кашки,
Чтоб детишкам целый год
Кушать мой янтарный мёд !!!
- Хорошее стихотворение, доброе! А теперь мы приступим к выполнению игрушки «Пчела».
Практическая часть
Сегодня мы с вами будем собирать из помпона настоящую мягкую игрушку «Пчела», такой вы не купите ни в одном магазине, и будете гордиться ею, потому что ни у кого, кроме вас, такой не будет. Она будет радовать и согревать вас и ваших друзей, всех, кто с ней захочет поиграть.
Прежде, чем мы с вами сейчас приступим к выполнению этого задания, давайте строим маленькую перемену.
Физкультминутка:
Давайте сыграем в игру «Догони помпон». Суть игры в перекидывании большого нитяного помпона друг другу. Водящий должен дотронуться рукой до помпона, находящегося в руках одного из игроков.
Практическая работа.
Для изготовления пчелы нам необходимы помпоны, глазки ,бусины, пуговицы, картон, ножницы, «крылья из полиэтилена для пчелы», клей Проверьте наличие перечисленного на своём рабочем месте (дети проверяют).
- Прочитайте правила безопасности на занятии:
Слайд 6
1.Содержите рабочее место в чистоте, уберите посторонние предметы.
2. Во время работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других.
3. Передавайте колющие и режущие предметы и располагайте на столе ручкой от себя.
4. Ножницы во время работы должны находиться справа кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты, при работе с ними необходимо следить за направлением резания, придерживая заготовку пальцами левой руки.
5. Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;
Не режьте ножницами на ходу.
6. Не берите бусинки, пуговицы, нитки в рот;
7. Не перекусывайте нитку зубами.
Педагог: Пчела состоит из полосатого помпона, которому приклеены глаза, нос, усы, крылья и жало:
-Для изготовления туловища используем шаблон диаметром 5см. Навивать пряжу нужно чередуя желтую и коричневую пряжу: один ряд витков – желтый, следующий за ним – коричневый. Продолжайте так далее, пока не навьете 5-6 рядов.
Самостоятельная работа воспитанников.
Педагог: Поработать нам придётся немало, да и сама пчела очень большая труженица!
- А слышали ли вы когда-нибудь о ленивой пчеле? Нет? - Тогда слушайте. Пока вы навиваете на шаблон нитки, я прочитаю вам сказку о ленивой пчелке.
Сказка о ленивой пчёлке
Жил-был пчелиный улей. Как и во всех ульях в нём всегда кипела работа, каждая пчёлка знала своё дело и добросовестно его выполняла. Даже самые маленькие пчёлы чётко следовали указаниям старших, и старалась как можно лучше выполнять свои обязанности. Всю весну и осень пчёлы трудолюбиво готовились к зиме. Они собирали нектар с душистых цветов, растущих на лугу. А затем они относили нектар в улей и складывали его каждая в свою ячейку, соты. Из этого вкуснейшего нектара к зиме получается вкуснейший мёд, который помогает пчёлам прожить зиму в тепле и без забот. Так вот и текла жизнь пчелиного улья.
Вот только была в этом улье одна пчёлка, которая ну совсем не хотела работать. Звали эту пчёлку Женовиа и была она очень ленивой. День деньской лежала она на цветочке, пила сладкий нектар и смотрела в небо на разноцветных бабочек, ярко-красных божьих коровок и трудолюбивых своих соседок пчёлок. Совсем не хотела трудиться Женовии. Сколько раз говорили ей другие пчёлы о том, что нужно собирать нектар и делать мёд, даже уговаривали и ругали, но она всё им отвечала:
— Если я буду работать, так и лето пройдет, и не успею я им насладиться. А нектар, как-нибудь потом, торопиться некуда.
Так незаметно прошло лето, и наступила осень, появились на деревьях первые жёлтые листья, начались дожди. Пчёлы начали готовиться к зиме, наводить порядок у себя в улье. Все ячейки сот были доверху наполнены ароматным светло-коричневым мёдом. Только одна ячейка пустовала. И, конечно же, это была ячейка пчёлки Женовии. Да и сама Женовиа еле успела залететь в улей, прежде чем его двери плотно закрылись на зиму.
Влетев в улей, Женовиа увидела, что все пчёлки разбрелись каждая по своей ячейке. У всех было запасено вдоволь мёда, им предстояло пережить долгую зиму, но он были абсолютно спокойны, так как трудились всё лето. Только Женовиа ничегошеньки не делала и осталась теперь на зиму без мёда. Что же делать? Решила обратиться она за помощью к своим соседкам, попросить поделится мёдом.
— Ещё чего! Я всё лето работала, старалась, а ты палец о палец не ударила. Выкручивайся сама, — сказала одна из них.
— Нет, не могу. Самой не хватит, — закрыла перед ней дверь другая.
А третья пчела соседка просто укоризненно покачала головой.
Опечалилась Женовиа. Стало ей грустно и стыдно. Поняла она, как правы были пчёлы, напоминающие ей о том, что нужно работать, собирать нектар. А она их не слушала. Теперь вот, наверно, не сможет пережить эту зиму. Слёзы потекли из её глаз. И тут вдруг услышала она голос:
— Не плачь.
Подняла Женовиа голову и увидела перед собой одну из старших пчёл Геневефу.
— Не бойся, не оставим мы тебя в беде, — произнесла Геневефа, — Это пчёлы на тебя обижаются, вот и закрывают перед тобой дверь. Обещаю, что не дадим мы тебе умереть с голоду, каждая даст тебе немножечко мёду на зиму. Только ты должна пообещать, что на следующее лето будешь трудиться наравне со всеми.
— Конечно, я обещаю. Я теперь всё поняла. Простите меня! – сказала Женовиа.
Пчёлы, конечно, простили Женовию и поделились мёдом. Так и прошла зима. А на следующий год Женовиа трудилась наравне со всеми, и даже больше. Она собрала нектара больше чем любая другая пчела в улье.
Мария Шкурина
Педагог: Итак, теперь собираем мягкую игрушку - пчелу! Подготовленный помпон подравниваем с помощью ножниц, то есть все нитки должны быть одной длины. Туловище пчелы готово.
Из клеёнки, фетра, драпа или любой плотной неосыпающейся ткани делаем крылья.
Теперь приклеим пчеле крылья, лапки мохнатой пчелы.
На каждую лапку - нитку нужно одеть бусину или пуговку. Сделать это нужно с помощью иглы. То есть вденьте нить в иглу, протащите сквозь отверстие на бусине (пуговке).
Ножки сделайте желаемой длины, все бусины выровняйте, и каждую нитку под бусиной завяжите на узелок, чтобы бусинка или пуговка не упали. Оставшуюся нить обрежьте. Так сделайте все четыре нитки. Теперь пчелка уже с лапками. Из фетра или драпа вырежьте глазки. Лучше использовать два цвета. Белого или любого светлого для большого кружка или овала, а темного для собственно зрачка. Такие глазки будут очень выразительными. Можно также использовать цветную бумагу, бусинки или пуговицы. Приклейте их к голове вот так. Осталось вырезать и приклеить длинный нос и жало пчелы и игрушка Пчела готова!
Итог занятия
Полюбуемся результатом! Проведите самооценку, как вы думаете, ребята, всё ли у вас получилось?
-Столкнулись ли вы на занятии с трудностями?
- Всё ли вам было понятно?
- Понравилась ли вам пчела?
- Хотели бы вы сделать еще игрушки из помпонов?
- А теперь давайте устроим выставку наших пчёлок! Какие они у вас получились красивые!
(дети выкладывают на стол игрушки и оценивают друг друга)
- Ребята, на доске висит цветочная поляна, а на столе перед вами лежат бумажные пчёлки, если вам понравился сегодняшний урок, то посадите этих пчёлок на полянку, может они соберут нектар и угостят нас потом мёдом?
(дети приклеивают с помощью скотча бумажных пчёлок на цветочную полянку)
Педагог: Ну что ж, поработали мы сегодня хорошо, с заданием справились! Молодцы! На сегодня занятие закончено, приведём своё рабочее место в порядок.