Муниципальное бюджетное учреждение «Ялтинская школа №1»
Конспект открытого урока биологии в 7классе
«Паукообразные. Общая характеристика».
Разработала учитель биологии
МБОУ «Ялтинская школа №1»
Аверьянова Наталья Егоровна.
Тема урока «Паукообразные. Общая характеристика».
Цели урока:
-
Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, оформлять работу в виде выводов, публично защищать результаты творческой деятельности.
-
Дидактическая: создать условия для осмысления новой информации и её применения в различных ситуациях.
-
Воспитательная: умение работать в группах, выполнять индивидуальные задания.
Задачи:
-
Изучить внешнее и внутреннее строение паукообразных, особенности их образа жизни, поведения в природе;
-
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
-
Расширить и закрепить знания о признаках класса паукообразных на примере паука-крестовика, показать его особенности, связанные с жизнью на суше;
-
Развивать интерес к познанию окружающего мира;
-
Формировать знания по систематике животных;
-
Определить значимость паукообразных в природе и необходимость их охраны.
Планируемые результаты.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
Метапредметные:
-
Регулятивные. Определение цели деятельности на уроке, принятие учебной задачи, адекватное восприятие информации учителя.
-
Коммуникативные: строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь слушать, понимать и вступать в диалог, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре; умение для этого адекватно использовать речевые средства.
-
Познавательные: умение работать с источниками биологической информации, систематизировать информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую,
-
уметь работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности интернета, представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий, обобщать и делать выводы по изученному материалу.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей биологии с литературой, географией, выдвижение гипотез.
Оборудование:
-
иллюстративные материалы интернет-ресурсов;
-
картинки с изображением пауков;
-
медиапроектор, презентация;
-
видео «Как паук плетет паутину»;
-
учебник В.В.Пасечнк «Биология». 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I этап. Организационный .
Учитель:
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то наверняка он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие начнем с улыбки. Улыбнитесь друг другу. Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите , что вы знаете и как умеете работать.
Слайд «УЛЫБКА»
Готовы к уроку?
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Итак! Начнем!. О каком обитателе наших водоемов мы говорили на прошлом уроке ?
Я помогу вам вспомнить
Я, наверное, непрост:
Клешни есть, а также хвост.
Я на дне бы жил да жил,
Здесь такой хороший ил,
Тишина, вода и мрак...-
Всё, что нужно, я ведь .. (РАК)
Слайд «РАК»
II этап . Проверка усвоения материала, изученного на прошлом уроке .
Устный опрос .
-
Почему тип получил такое название?
-
Какая симметрия характерна для Членистоногих?
-
Из каких отделов состоит тело ракообразных?
-
.Что расположено на головогруди?
-
Сколько ходильных ног у рака расположено на головогруди?
(10 пар - поэтому их еще называют десятиногими).
-
Какая особенность у первой пары ходильных ног? Её функция .
-
Чем покрыто тело ракообразных?
-
Почему рак линяет?
Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах.
-
Замкнутая или незамкнутая кровеносная система у речного рака и что движется по сосудам?
-
Какие органы дыхания у Ракообразных?
Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).
-
Чем питаются раки.
-
Что такое половой деморфизм?
-
. В народе принято грозить: «я тебе покажу, где раки зимуют» а где они зимуют? (На дне – в иле, под камнями, утонувшими корягами, в подводных норках.)
-
Объясните выражение «красный, как рак!» (краснеют люди от стыда, а раки при варке. От высокой температуры воды все пигменты хитинообразного покрова разрушаются, кроме красного) .
-
Назовите известных вам ракообразных.
III этап. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы посвятим урок изучению еще одного загадочного обитателя нашей местности.
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит.
Говорить сегодня будем о пауках. Итак, тема нашего урока Класс Паукообразные.
(дети записывают тему урока в тетрадь).
Цель урока: изучить внешнее и внутреннее строение паукообразных, особенн ости их образа жизни, поведения в природе, значение для человека и природы.
Учитель: Изучает пауков наука Арахнология (термин в тетрадь)
Откуда появилось такое название?
Слайд «Миф про Арахну»
Рассказ ученика. В древнейшие годы Арахна жила. Из тоненьких нитей полотна ткала. И возгордилась своими трудами, твердо решив состязаться с богами.. С богиней Афиной спор завела, Что лучше ее полотна плела! Решила Афина выткать людей. Арахна сплела море божих страстей! Работа Арахны прекрасней была. Богиня со злости ее порвала! Арахну она в паука превратила, Чтоб вечно ткачиха плела паутину,Чтоб люди труды ее вечно срывали, Паучьи глаза ее, чтобы пугали...Столетья прошли, но Арахна живет! И с тем же уменьем полотна плетет! Вот так и появилось название науки о пауках - Арахнология.
Учитель по-латыни пауков называют арахнидами.
IVэтап . Актуализация учебной деятельности. (метод- Мозговой штурм).
Ребята, что вы знаете о пауках? (ответы детей)
Учитель : С пауками связано много примет и поверий. (индивидуальные задания, представление информации.)
-
Если в квартире появляется паук, примета означает, что жители данной квартиры не будут знать материальных трудностей.
-
Неожиданно увидеть паука — к внезапной прибыли.
-
Если паук ползет по полу — примета говорит, что вас ждут какие-нибудь изменения. В этом случае важно направление. Так, если членистоногое удаляется — в ближайшее время вы можете что-то потерять, если же приближается — ждите прибыли.
-
Бывает, что паучок ползет по одежде — это означает, что скоро эту одежду сменит обновка подороже.
V этап ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Метод-интерактивная беседа.
Пауки — очень древние членистоногие. Ученые считают, что они появились в Палеозойскую эру в Каменноугольный период. Они первыми вышли на сушу. Это примерно 2-2,5 млрд. лет назад. Получается, что пауки даже немного старше динозавров! Рассмотрим особенности внешнего строения паука.
Слайд Внешнее строение паука.
Метод -эвристическая беседа (обращаю внимание ребят на то, что паукообразные принадлежат к Типу «Членистоногие»).
-
Почему паук-крестовик принадлежит к типу Членистоногие»?
-
Отделов тела у паука столько же, сколько и у рака. Сколько отделов тела у него? Назовите их. ( головогрудь и брюшко).
-
Тело паука покрыто тем же, что и у рака(чем?)
-
Учитель: а хитиновый покров у раков и пауков одинаков? Ведь раки - обитают в воде, а пауки вы уже сегодня сказали « Пауков можно найти всюду: высоко в горах, в жарких пустынях».
Учитель : Тело покрыто лёгким, прочным хитиновым покровом. Кутикулой.
Кутикула предохраняет организм от потери влаги при испарении, поэтому паукообразные заселили самые засушливые районы земного шара.
-
Какая часть тела преобладает у него? Имеет ли оно членики?
-
На что указывает рисунок на брюшке? (рисунок в форме креста на брюшке указываетна на признак отраженный в названии.
7 .Сколько ног у паука? (Скорее всего дети ответят 8).
Учитель дополняет: 8 – ходильных ног (4 ПАРЫ) а еще 2 пары :
Слайд Педипальпы и хелицеры
(Словарная работа в тетрадях с новыми терминами)
1-я - хелицеры – короткие крючкообразные ротовые выросты – находящиеся у основания челюстей с помощью которых паук протыкает тело жертвы и впрыскивает секрет ядовитых желез.
2-я – педипальпы (Ногощупальца) – вторая пара конечностей, располагаются прямо за хелицерами, с их помощью паучок захватывает жертву, переворачивает ее, укутывает ее паутиной. Это вспомогательные ротовые конечности. Они короткие с чувствительные с волосками - органы осязания.
7. Где они расположены? 4 пары ходильных ног расположены на головогруди. Они покрыты щетинками для восприятия раздражений и заканчиваются коготками для более эффективного передвижения и 2 пары ротовых органов- хелицеры и педипальпы
ИТАК, СКОЛЬКО ПАР КОНЕЧНОСТЕЙ У ПАУКООБРАЗНЫХ ? ( 6)
А слышит ли паук? . Издавна бытовало поверье, что пауки обожают музыку – при ее звуках выбираются из своих убежищ и замирают в экстазе, раскачиваясь на нитях паутины.
Установлено, что Да! У пауков органы слуха устроены по- другому, ассоциировать их с ушами млекопитающих не совсем правильно. На самом деле все оказалось гораздо прозаичнее: органами осязания ( вспомните – что на ногощупальцах есть осязательные волоски) на своих лапках паук ощущает даже мельчайшие колебания воздуха, в том числе и возникающие при игре на музыкальных инструментах..Каждый из их наружных волосков, чувствителен к колебаниям воздуха, воспринимает не одну, а целый набор частот, и сотни таких волосков вместе складываются в одно «суперухо».
Слайд Паучьи глаза.
Учитель Глаз у паука столько же , сколько ходильных ног. Сколько?
(у паука 8 ног и 8 глаз Но только они не сложные, как у рака, а простые. их размер зависит от разновидности паука. Чаще они образуют два поперечных ряда.
ЗАЧЕМ ТАК МНОГО ?
УЧИТЕЛЬ Его 8 глаз расположены так, что позволяют паукам видеть как добычу, так и опасность. При этом пауки близоруки — в даль они не видят, но зато большое количество глаз обеспечивает обзор 360 °.
Лучше всего развито зрение у пауков-волков и пауков-скакунов, которые не плетут паутину, а "выслеживают" добычу. Пауки-скакуны - единственные среди членистоногих, у кого глаза могут двигаться и они в буквальном смысле могут следить глазами за добычей.
слайд Глаза у Паука-скакуна
Но не все пауки хорошо видят всеми глазами. У некоторых их 6, а некоторые вообще без глаз. Среди пещерных пауков есть слепые.
Учитель:
Ползла букашка по большой ромашке,
Но вспорхнула второпях и запуталась в сетях
Угадайте дети, кто расставил сети? (паук)
Пауки-крестовики и для охоты расставляют «капканы» - ловчие сети, представляющие собой ажурный узор, сплести который под силу только мастеру. Как же он это делает?
Представляем исследовательский проект «Как добывает еду паук-крестовик».
Вопрос- для чего пауки плетут паутину?
1. ловля насекомых
2. строительство жилища
3. защита
Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная
Слайд. Виды паутины
Одной из причин строения паутины является защита паука, а как вы думаете, защищает ли паук нашу жизнь. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачу.
Это будет наша Интеллектуальная физкультминутка 1
Биологическая адача:
Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук от восхода до захода поймает хотя бы две мухи (это уж наверняка!), то, сколько же этих окаянных насекомых гибнет каждые сутки? Давайте подсчитаем.
Ученики: Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух.
А где пауков больше, то и все 25 000 мух. Это какую пользу они приносят! Ведь муха – чистый апокалипсис! На теле мухи ученые насчитали более 26 млн микробов, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца разных глистов. Когда лето жаркое, одна муха производит 9 поколений себе подобных. К осени вся планета была бы сплошь засижена мухами, людям бы просто места не осталось. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара. Вывод прост: пауков надо беречь!
Таким образом, мы можем сделать вывод, что пауки – нужное звено в природе и жизни человека.
Переходим к особенностей внутреннего строения (Метод- интерактивная беседа)
Пищеварительная система Какой образ жизни ведет паук – крестовик? Дети - Это хищники.
Рассказ: Паук мчится к своей жертве, пронзает ее хелицерами и впрыскивает внутрь яд. Яд парализует жертву. Он же переваривает все внутренние органы мухи. Такое переваривание называется внеполостным или внеорганизменным (запишите новый термин в тетрадь) – переваривание происходит вне организма животного. Паук, спустя некоторое время выползает из своего убежища и высасывает с помощью сосательной глотки переваренную пищу.
на слайде «Внутреннее строение пака».
-
система выделения: как мы уже говорили, у паукообразных пищеварение внешнее, т.е. в организм пища поступает уже полупереваренная.
-
ротовой аппарат → пищевод → желудок → задняя кишка
-
полное переваривание происходит в кишке с участием печени но для этого требуется хорошее дыхание
Дыхание: легочные мешки + трахеи,. Легочные мешки имеют вид страниц книги в них Выросты – увеличивают объем
Кровеносная система: незамкнутая — сердце — мышечный мешок, который качает кровь (как называется кровь членистоногих ? (ГЕМОЛИМФА) в сосуды. Система не замкнутая . В чем её особенность строения? ( ответ ученика)
Где расположено сердце?
Органы выделения: Мальпигиевые сосуды – одним концом открываются в кишечник, а другим- слепозамкнутым погружены в гемолимфу. Из гемолимфы через стенки мальпигиевых сосудов продукты выделения поступают в кишечник, а затем – наружу.
Половая система:
1) пауки раздельнополы; самка явно крупнее самца.- половой деморфизм
2) откладывают яйца, но много живородящих видов.
В итоге ученики определяют отличительные черты Паукообразных.
Мы уже говорили о том что древние паукообразные первыми освоили освоили сушу. Давайте подумаем, какие особенности дают им возможность жить на суше?
Предполагаемые ответы:
Паукообразные — первые наземные Членистоногие:
-
Дыхание при помощи легких и трахей- для дыхания атмосферным кислородом.
-
Возможность питаться на суше - Наличие мощных челюстей. Наличие ядовитых желез.
-
Наличие хитинового покрова- кутикулы Тело защищено от испарения влаги на суше.
Слайд. Отличительные особенности Паукообразных.
-
у них 4пары сегментированных конечностей, пара твердых челюстей -хелицеры, педипальпы.
-
8 простых глаз.
-
они могут плести узорчатую паутину.
Ну и ответим на вопрос: почему пауков и раков отнесли к членистоногим?
тело состоит из головогруди и брюшка, очень много конечностей и главное- покрыты хитином.
VI этап .Закрепление изученного материала.
Физминутка 2
. Руки вверх - рак, руки в стороны - паук, руки вперед – рак и паук.
-
10 ног (рак) - руки вверх
-
8 ног (паук) - руки в стороны
-
Дышит с помощью легочных мешков (паук) - руки в стороны
-
Дышит жабрами (рак) - руки вверх
-
Хитиновый покров (рак, паук) - вперед
-
Глаза простые (паук)- руки в стороны
-
Глаза сложные (рак) - руки вверх
-
Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) - вперед
-
Пищеварение внеполостное (паук)- в стороны
-
Имеет ядовитые железы.
VII этап. Рефлексия . Подведение итогов урока.
“Давайте в рабочих тетрадях найдем самую первую строку, которую мы написали на уроке, посмотрим объем выполненной работы. Удивимся сколько много мы сделали, провели плодотворную работу. И громко крикнем «Молодцы!».
VIII. Домашнее Задание.
-
Повторить п.12, выучить п.13 вопросы 1-2(ответить письменно в тетради).
-
Составить кроссворд на тему «Ракообразные и паукообразные».