СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к теме урока: «… Что это было: любовь или сумасшествие?» (по рассказу А.И. Купринова "Гранатовый браслет")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к теме урока: «… Что это было: любовь или сумасшествие?» (по рассказу А.И. Купринова "Гранатовый браслет")

Просмотр содержимого документа
«Конспект к теме урока: «… Что это было: любовь или сумасшествие?» (по рассказу А.И. Купринова "Гранатовый браслет")»



Тема урока: «… Что это было: любовь или сумасшествие?»

( по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)


Цели:

Обучающие: раскрыть место и роль темы любви в определении идейного содержания; сопоставить реальные факты с сюжетом и художественными образами рассказа; выяснить авторскую позицию в раскрытии замысла.

Развивающие: развивать умение сравнивать реальное и авторскую фантазию; уметь находить в тексте средства выражения авторской позиции в раскрытии идеи содержания произведения; умение выразительно читать фрагмент; умение строить развернутые ответы на поставленные вопросы; уметь работать со словарем и Интернетом; совершенствовать навык анализа вслед за автором.

Воспитательные: раскрыть истинную сущность любви: забота о любимом человеке, самопожертвование во имя любимого.

Личностными результатами являются:

  1. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание трепетного отношения к чувству любви;

  2. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

  1. Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  3. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

  1. В познавательной сфере:

  • Понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение;

  • Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

  • Формулирование собственного отношения к произведению А.И. Куприна, его оценка;

  • Собственная интерпретация прочитанного литературного произведения;

  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

  1. В коммуникативной сфере:

  • Умение вести диалог.

  1. В эстетической сфере:

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды; выставка книг, портрет писателя; фрагменты фильма «Гранатовый браслет» (режиссер Роом А. М., 1965).

Музыкальное сопровождение: аудиозапись Largo Appassionato, сонаты №2 и №14 («Лунная»), «К Элоизе» Бетховена.

Предварительное задание: прочитать рассказ А. И.Куприна «Гранатовый браслет»; подготовить историю создания рассказа (индивидуально); подготовить выразительное чтение стихотворений о любви; подготовить ватманы с высказываниями о любви (группе учащихся).

На доске размещены иллюстрации к произведению, портрет А. И.Куприна, эпиграфы к уроку.

«…любовь…одна дороже богатства,

славы и мудрости,… дороже самой

жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».

Куприн «Суламифь»



«…любовь, для которой совершить

подвиг, отдать жизнь, пойти

на мученье - вовсе не труд,

а одна радость».


«…любовь заключает весь смысл

жизни, всю вселенную».

Куприн «Гранатовый браслет»


«У любви тысячи сюжетов, и в каждом

из них свой свет, своя печаль, своё

счастье и своё благоухание».

К.Г.Паустовский






ХОД УРОКА:

I Орг. момент

Вступительное слово учителя.

(В начале занятия звучит соната №14 Бетховена. Под звуки музыки учитель литературы читает строки о любви.)

В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Эти слова о любви принадлежат Жану Батисту Мольеру, французскому писателю, драматургу, автору известных комедий «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф».

II Проверка домашнего задания.

1.Целеполагание. Актуализация знаний.

Сегодня мы будем говорить о любви (называется тема и сообщаются цели).

Что же такое любовь? Свою точку зрения вы изложите в конце урока.

По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь – это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже пытаемся понять это чувство.

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль богатство?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. И ещё несколько мыслей о любви. (Проверяем домашнее задание по группам)

-Один из таких «сюжетов» и станет предметом нашего внимания сегодня. Тема урока: «…что это было: любовь или сумасшествие?».

-Сразу запишем вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: какое из высказываний о любви, услышанных в самом начале урока, вы бы использовали в качестве эпиграфа к своему сочинению?


Как вы понимаете слова Куприна?

Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души.

Не всем дано познать настоящую любовь. Не всякому знающему дано рассказать о ней. Куприн рассказал.

2.История создания рассказа.

А.И.Куприн утверждал: «Меня влечёт к героическим сюжетам. Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, силе и власти его».

Осенью 1910года, работая над «Гранатовым браслетом», Куприн писал из Одессы Батюшкову: «Не знаю, что выйдет, но когда… думаю – плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе – плачу. Скажу одно, что ничего более целомудренного я ещё не писал».

Сведения о создании рассказа (сообщение ученика).

Рассказ был издан в 1911 году. В основе его сюжета – реальное событие (любовь телеграфного чиновника Жёлтого П. П. к жене важного сановника, члена Государственного Совета Любимова).

В жизни всё сложилось иначе – чиновник принял браслет и перестал писать письма; больше о нём ничего не известно. В семье Любимовых этот случай воспринимался как странный и курьёзный.


3. Проверка первичного восприятия текста.

  1. Где и когда происходит действие рассказа? (Черноморский курорт, осень, сентябрь.)

  2. Назовите день именин Веры Шеиной. (17 сентября.)

  3. Фамилия сестры Веры? ( Фриессе).

  4. Кто был предок княгини Веры? ( Тамерлан)

  5. Что подарила Анна сестре? (Записную книжку)

  6. Что подарил Вере муж? ( Серьги из грушевидных жемчужин)

  7. Чей это портрет: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах»? ( Вера)

  8. Чей это портрет: «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами … однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…»? (Анна)

  9. Имя мужа Веры? (Князь Василий Львович)

  10. Чей это портрет: «тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно- величавым, чуть- чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…? (Генерал Аносов)

  11. Фамилия Веры до замужества? (Мирза- Булат - Тугановская.)

  12. Кто «…хохотал громко и восторженно, и худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнаживший в смехе прескверные зубы?» (Муж Анны- Густав Иванович)

  13. Имя Желткова? (Георгий)

  14. Чей это портрет: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти?» (Желтков)

  15. Кто эта женщина, которая «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала?» (Вера)

  16. Кому принадлежат слова: « А где же любовь- то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчёты и компромисс не должны её касаться»? (Генералу Аносову)


- О чём произведения Куприна? Почему оно названо «Гранатовый браслет»?

(В рассказе « Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство «маленького человека», телеграфиста Желткова к аристократке, княгине Вере Николаевне Шеиной.)

- Восстановим в памяти основные события, описанные в произведении.


III Беседа по содержанию рассказа.

- Мы определили место, где происходит действие рассказа (Черноморский курорт). Наступила осень. Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её.

-Какую роль играет в произведении первая глава?

- Какое настроение создает пейзаж?

( Первая глава является вступлением. Содержание её готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Сразу возникает ощущение увядающего мира: в осеннем пейзаже, в печали пустых дач с разбитыми стеклами, в опустевших клумбах. Невольно заостряешь внимание на фразе: «Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб».

Но вот погода вдруг резко и неожиданно переменилась: «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». Такое же спокойное, холодное, благоразумное существование характерно для героини рассказа – княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

- Как автор выявляет это душевное состояние Веры?

(Он проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада.)

Сад – пожалуй, один из самых символических образов повести, который является аллегорией всей нашей жизни, где одним дано вечно цвести, другим после пышного расцвета - благоуханно увядать. Именно этот жизненный трагизм как никто другой сумел прочувствовать Куприн и гениально воплотить в повести «Гранатовый браслет».


- Найдите и прочитайте описание (2 глава)

- Этому описанию предшествовало описание чувств Веры к мужу. Прочитайте со слов: « Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу…»

-Что объединяет эти описания: чувств Веры и сада?

- Какую цель преследовал автор?

(Показать, что душа Веры пребывает в состоянии дрёмы. «И Вера была строго проста, со всеми холодна …любезна, независима и царственно спокойна».)

-Завязка действия происходит в день именин княгини Веры, 17 сентября. Куприн пишет: «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то «счастливо – чудесного». Что же «счастливо – чудесное произошло в этот день?

(Вера получила подарки: от мужа, от сестры Анны и от человека с инициалами Г.С.Ж., а ещё у Веры появилось предчувствие чего-то неприятного. Желтков разрушил «царское спокойствие» Веры.)

- В четвёртой главе Куприн знакомит читателей с гостями дома Шеиных. В пятой главе во время праздничного обеда в душу Веры закрылась тревога: «Она была суеверна». Оказалось, что гостей было 13. «Вот это нехорошо!» - подумала Вера про себя.

Читатель ждёт чего-то необычного. Куприн вносит в повествование элемент ожидания, таинственности, тревоги. Что происходит далее?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

- Прочитайте описание подарка. Сравните его с подарками князя и Анны.

(О серьгах: «Прекрасные серьги; какая прекрасная вещь! Прелесть! Где ты достала такое сокровище»?; о браслете: золотой, низкопробный, очень толстый.

«Точно кровь!» - подумала с тревогой Вера.)

- Что мы узнали о браслете из письма Желткова?

По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»)

- Почему Желтков подарил Вере именно браслет, семейную ценность, самую дорогую вещь, которая переходила от поколения к поколению женщинам в семье Желткова? Остановимся на письме Желткова Вере. Читаем его. Какую характеристику мы можем дать Желткову, прочитав это письмо?

- Сравним его письмо с письмом – признанием в любви, помещённом в юмористическом семейном альбоме Шеиных. Как воспринимает муж Веры письма Желткова? (слова брата Веры, девятая глава).

- Что мы можем сказать о князе Василии Львовиче, муже Веры, прочитав этот эпизод? Как он описывает историю любви Желткова к Вере?

- Как относятся к любви эти два человека? А Вера?

- Способен ли князь Шеин глубоко и сильно любить? Есть ли ответ на этот вопрос в тексте рассказа?

(Аносов о Васе.)

- Какую роль в рассказе отводит Куприн генералу Аносову?

- Как он рассуждает о любви?

- Что узнал генерал Аносов о Желткове от Веры?

- Какую характеристику Желткова мы находим в рассказе Веры и в выводах Аносова?

(«Безумец; может быть, это просто ненормальный малый, маниак, почём знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

- Далее все происходящее обостряет осознание Верой исключительности прошедшей мимо неё любви, вплоть до предчувствия близкой смерти Желткова. Обратимся к эпизоду встречи князя Шеина Николая Николаевича с Желтковым. Найдите и прочитайте портретную зарисовку Желткова.

- Прочитайте вслух слова признания в любви Желткова в десятой главе и последнее письмо Желткова к Вере.

- Можно ли назвать чувство Желткова к Вере сумасшествием? «Что это: любовь или сумасшествие?»

(Для доказательства приводим слова князя Шеина (десятая глава): «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» и т. д. до слов: «я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать» (одиннадцатая глава). «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим».)

- Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым (двенадцатая глава). Обратимся к этому эпизоду. Прочитаем вслух со слов: «В комнате пахло ладаном…» до конца главы.

- Почему Вера неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти» или есть другая причина?

(Она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».)

- Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты номер два, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

- Послушаем музыку. (Звучит бетховенская Largo Appassionato.)

- Почему Желтков «заставил» Веру слушать именно это бетховенское произведение?

-Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Учитель читает фрагмент текста под звуки музыки)

-Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, состоялось ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Да. Ответное чувство Веры состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

-В чём, по – вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

-Показал ли это Куприн в рассказе? Докажите своё мнение.

(Восприятие Верой музыки: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…».)


IV Рефлексия.

-Какое высказывание вы выбрали бы в качестве эпиграфа к вашему сочинению по теме урока? (Заслушиваются мнения ребят)

Любовь – вечная тема, которая звучала, звучит и будет звучать в жизни людей, вне зависимости от эпохи, системы ценностей и целей человека. Что же значит любовь для вас? На листочках, не подписывая их, продолжите фразу: «Любовь – это …»

Фоном звучит соната Бетховена «К Элоизе», , учитель говорит: Любовь-трагедию, любовь-тайну пережить и постичь дано далеко не каждому, оттого генерал и восклицает: «люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви!»




V Домашнее задание:

1.Написать сочинение на одну из тем (объем 200 слов):

1) Хочу поделиться мыслями о прочитанном рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»;

2) « … что это было: любовь или сумасшествие?»

2.Подготовиться к дискуссии на тему «Любовь в произведениях Куприна и Бунина»

VI Итог урока: В завершении нашего занятия я хотела бы показать вам фрагмент фильма режиссера Роома по повести «Гранатовый браслет». Надо сказать, что произведения Куприна не так часто экранизировали, еще реже их ставили на сцене, и фильм, кадры которого вы сейчас увидите, явился большой кинематографической удачей.

Сейчас звучит Largo Appassionato – музыкальное произведение, которое слушала Вера в финале повести. Музыка великого Бетховена, в которой воплотилась сила человеческой натуры, одухотворенной любовью. Вера плачет. Отчего?.. Быть может, оттого, что настоящая любовь в жизни прошла мимо нее. А может быть, это слезы катарсиса после осознания того, что «он меня простил теперь. Все хорошо».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!