Тема: Европейское Возрождение
Тип урока: комбинированный
Цели:
расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению культуры эпохи Возрождения;
представить учащимся трех великих гениев эпохи Возрождения через сопоставление; развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами.
Основные понятия: возрождение (ренессанс), гуманизм, гуманисты.
Оборудование: учебник.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Развитие капитализма»
Изучение нового материала.
План:
Колыбель Возрождения
Возрождая античность
Гуманизм: познание человека
Гуманизм за Альпами.
На рубеже XIV—XV веков в Италии зародилась культура, названная позднее культурой Возрождения. В ее основе лежало новое учение о человеке — прекрасном как духовно, так и телесно, свободном, наделенном разумом и творческими способностями, о человеке, который является истинным венцом мироздания.
В XVI веке эти идеи широко распространились и за пределами Италии. Возрождение стало общеевропейским явлением.
Возрождение – (Ренессанс)— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени (начало XIV— последняя четверть XVI веков).
1. Новый идеал человека не случайно возник именно в Италии. В этой стране богатых и могущественных городов-государств, многие из которых были республиками, сохранились более демократические порядки, чем в европейских монархиях. Главную роль в жизни городов играли купцы, банкиры и предприниматели, которые вели торговлю по всему свету, легко ориентировались в политике и международных делах. Эти люди были хорошо образованы, как правило, владели несколькими языками, обладали широким кругозором и богатым жизненным опытом. Постоянное участие в политической жизни города — регулярные выборы, соперничество за власть требовали от них уверенности в себе, ловкости и красноречия.
2. Самостоятельная работа с текстом учебника.
Задание: прочитать стр. 62-64 и ответить на вопросы:
-Почему именно в Италии началась эпоха Возрождения?
-Чему придавали особое значение писатели и поэты эпохи Возрождения?
3. Возрождение интереса к античной философии привело к тому, что в отличие от средневековых теологов, всецело поглощенных размышлениями о Боге, мыслителей XV—XVI веков все больше привлекал человек — его природа, способности, место в мире. В университетах стали пользоваться популярностью дисциплины, исследующие человеческую натуру, общественное устройство, вопросы этики — науки о жизненных целях, поведении и воспитании.
Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Ученых и интеллектуалов, стали называть гуманистами.
Взгляды гуманистов:
Человек прекрасное и гармоничное существо, подобие Бога.
Человек должен быть всесторонне образованным, развит физически.
Гуманисты признали право человека радоваться благам жизни, искать наслаждения как духовные так и телесные.
Индивидуальность
Работа с документом стр. 69 «Из речи Пико Делла Мирандоллы (1463-1494) «О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА»
Эти идеи выходили за рамки средневековой этики с её проповедью аскетизма и презрения мира.
Данте Алигьери (1265-1321) – флорентийский поэт, один из первых гуманистов. Написал «Божественную комедию».
Франческо Петрарка (1304-1374) – первый из гуманистов, философ, поэт. Подражал римлянам. Литературу и искусство древности считал высшим образцом.
4. За пределами Италии гуманизм обрел новые черты. Хотя вся образованная Европа вслед за итальянцами боготворила античность, в Германии, Нидерландах или Англии приобщиться к ней было труднее. Следы римского прошлого были здесь неглубоки, поскольку в древности этот регион принадлежал к «варварскому» миру. Это отразилось на увлечениях гуманистов северных стран — они с большим интересом относились и к истории германских народов, и к средневековой истории вообще. (В особенности это было свойственно немецким гуманистам. Их также отличало резко критическое отношение к римской курии, монашеству и католической церкви в целом, что было несвойственно итальянцам.).
Работа по рядам:
1 ряд - Эразм Роттердамский (1469-1536) стр. 71
2-3 ряд - Т. Мор (1478-1535) стр. 72-73
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Урок Всеобщей истории в 7 классе Гуманизм и Возрождение в Италии
2 Познакомиться с основными особенностями культуры Возрождения Показать вклад гуманистов в культуру Италии и человечества в целом Повторить материал по теме: «Рождение капитализма» и закрепить материал по теме: «Гуманизм и Возрождение в Италии» Познакомиться с основными особенностями культуры Возрождения Показать вклад гуманистов в культуру Италии и человечества в целом Повторить материал по теме: «Рождение капитализма» и закрепить материал по теме: «Гуманизм и Возрождение в Италии» План работы на уроке
3 Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! (bis) Post jugundam juventutem, Post molestam senectutem Nos habebit humus.(bis) Vita nostra brevis est, Brevi finietur. Venit mors velociter, Rapit nos atrociter, Nemini parcetur! «Гаудеа́муз» (лат. gaudeamus давайте будем радоваться) - студенческая песня (гимн) на латинском языке. Песня появилась в XIII или XIV веке, либо в Гейдельбергском, либо в Парижском университете Перевод Итак, будем веселиться, Пока мы молоды! После приятной юности, После тягостной старости Нас возьмет земля. Жизнь наша коротка, Скоро она кончится. Смерть приходит быстро, Уносит нас безжалостно, Никому пощады не будет. Студенты университетской аудитории (Германия, XIV век) Современные студенты
4 Колизей - один из знаменитых древних памятников древнего Рима. Строительство велось на протяжении 5 лет, с гг. Развалины форума в Риме Рим в наши дни (собор Св. Петра)
5 Гуманизм – идейное течение, возникшее на рубеже вв., философская основа культуры Возрождения Этика – учение о морали и поведении человека в обществе Запишем…
6 ДЕЯТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Деятель Что создал Основные идеи Зарисуем в тетради
7 Эразм Роттердамский ( ) – выдающийся гуманист «Я люблю свободу..не хочу и не смогу служить какому-либо лагерю» «Похвала глупости»
8 Франсуа Рабле. (1494 – 1553) Говорил о том, что человек должен жить в новом обществе «Гаргантюа и Пантагрюэль»
9 Никколо Макиавелли ( ) Выступал против папы римского, за единую Италию. Считал, что ради упрочения государства хороши все цели. «ГОСУДАРЬ»
10 Данте Алигьери ( ) был поэтом, литературоведом, богословом и политическим деятелем. «БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»
11 Франческо Петрарка ( ) происходил из семьи потомственных тосканских нотариусов. «КНИГА ПЕСЕН»
12 Повторим…
13 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Вопрос 1 Эпоха Возрождения получила свое название, так как: А) стремились возродить культуру Средних веков Б) хотели возродить раннекапиталистические отношения В) обратились к культуре античности Г) обратились к культуре первобытного общества
14 Вопрос 2 Средневековые мыслители считали, что жизнь человека.. А) лишь подготовка к жизни небесной Б) интересна и привлекательна В) не интересна никому
15 ВОПРОС 3 Почему «колыбелью Возрождения» называют Италию? А) Там был наиболее сильно развит капитализм Б) В Италии сохранились памятники Древнего Рима В) В Италию из Европы приехали самые талантливые художники Г) В Италии были самые мудрые правители
16 ВОПРОС 4 «Новый тип личности» - это А) человека, искренне верующий в Бога Б) человек, неверующий в Бога В) человек, любящий жизнь Г) отшельник и аскет
17 ВОПРОС 5 Перу Данте принадлежит произведение А) « Фауст » Б) « Макбет » В) « Король Лир » Г) « Божественная комедия »
18 ВОПРОС 6 Какое изобретение помогло распространению новых идей? А) водяное колесо Б) пергамент В) печатный станок Г) чернила для письма
19 Отличительные черты эпохи Возрождения: (несколько вариантов ответа) А) светский характер культуры Б) богословский характер культуры В) интерес к божественному Г) интерес к человеку Д) интерес к Средним Векам Е) интерес к античности ВОПРОС 7
20 Капитализм предполагает А) общественную собственность на средства производства Б) частную собственность на средства производства В) государственную собственность на средства производства Г) отсутствие частной собственности ВОПРОС 8
21 Капитал в экономике – это А) деньги Б) станки В) здание Г) все ресурсы ВОПРОС 9
22 Для мануфактуры свойственно: А) малое количество рабочих Б) разделение труда В) малое количество станков Г) ручная техника ВОПРОС 10
23 Вопросы по вариантам Вариант 1Вариант 2 Какое производство более эффективное – средневековая мастерская или мануфактура? Почему? Объясните, что необходимо для возникновения капиталистических отношений?
24 Средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и презрения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре мироздания Вывод
25 изучить §29, ответить устно на вопросы к параграфу учебника. Домашнее задание
сли вы думаете, что величайшие изобретения обычно рождаются в воспаленном сознании одиноких гениев, подумайте еще раз. И ознакомившись с нашим списком десяти изобретений, без которых нашего мира, считай, не было бы, вдумайтесь, насколько они совершенны в своей конструкции. Обычно когда речь идет об изобретателях, в голове всплывает картинка: одинокий гений в своей тайной лаборатории, корпящий над загадочными устройствами, экспериментирующий и перебирающий идеи, пока не доведет их до ума. Так, думаем мы, рождается новое изобретение, невероятное чудо, новая технология, и становится понятно: как было уже не будет.
Отчасти, так и есть. Когда дело доходит до изобретений, без экспериментов и изменений в дизайне не обойтись. Но путь к творению, как правило, долгий и терпкий. Инженеры и любители сотни лет корпели над экзоскелетами и персональными реактивными ранцами, а их все нет и нет. И процесс включает намного больше людей, чем просто одного гения.
Читая о десяти лучших и прекраснейших изобретениях мира, становится понятно, что ничто не появляется на пустом месте. Любое творение науки и техники рождается из предыдущих наработок, которые складывались в течение десятков или сотен (или тысяч) лет. У каждого изобретения есть свои проблемы, а порой какая-нибудь штука пылится в сундуке, пока не появится другое изобретение (подумайте, например, о космическом лифте). Часто бывает, что лавры славы собирает не изобретатель, которому первому пришла в голову идея, а тот, кто создал ключевой элемент, улучшение, дополнение к изначальной конструкции.
Плуг
По сравнению с блестящими электронными изобретениями, которые наполняют нашу жизнь сегодня, плуг, похоже, не особо блистает. Это простой инструмент, предназначенный для вырезания борозд в почве, ее подготовке к удобрениям и посадке культур. Но если бы не плуг, других изобретений в нашем списке, наверное, не было бы.
Никто не знает, кто изобрел плуг или когда он появился впервые. Вполне возможно, что его разработали независимо в разных регионах, причем разработали еще в доисторическую эпоху. До плуга люди занимались преимущественно охотой или собирательством. Их жизнь зависела исключительно от поиска достаточного количества пищи, чтобы выжить от сезона к сезону. Выращивание пищи вносило в жизнь определенную стабильность, но руками делать это было сложно и долго. Появление плуга изменило все.
Плуг сделал работу в поле проще и быстрее. Улучшения в дизайне плуга сделали работу с землей настолько эффективной, что люди начали собирать намного больше пищи, чем им было нужно для выживания. Они начали продавать излишки за товары или услуги. А если вы можете получить еду за счет торговли, в вашей повседневной жизни появляется больше времени для других дел, помимо выращивания еды, например, производства товаров и услуг, которые могут понадобиться тем, кто выращивает еду.
Возможность торговать и хранить материалы привела к изобретению письменности, счета, укреплений и военных технологий. По мере увлеченности населений этими делами, разрастались города. Не будет преувеличением сказать, что именно плуг позволил состояться человеческой цивилизации.
Колесо
Колесо — другое изобретение, настолько древнее, что мы не знаем, кто первым его изобрел. Самое старое колесо и осевой механизм мы нашли близ Любляны, Словения, и возраст его порядка 3100 лет до н. э.
Колесо сделало перевозку грузов быстрее и эффективнее, особенно если прицепить их к конным колесницам и повозкам. Но если бы его использовали только для транспортировки, колесо не стало бы таким уж грандиозным изобретением. Более того, отсутствие качественных дорог ограничивало полезность колеса в течение тысяч лет.
Колесо можно использовать для многих других вещей, не только для перевозки зерна на тележке. Десятки тысяч других изобретений задействуют колесо, от водяного колеса мельницы до шестеренок и деталей, которые позволяли древним культурам создавать сложные машины. Шатуны и ролики задействуют колеса. Масса современных технологий задействуют колеса: центрифуги, электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели, электростанции и многое другое.
Печатный пресс
Как и со многими изобретениями в этом списке, человек, который изобрел, по нашему мнению, печатный станок (Иоганн Гутенберг в 1430-х годах), просто улучшил уже существующие технологии и сделал их полезными и достаточно эффективными, чтобы они приобрели популярность. Мир уже пользовался бумагой и блочной печатью — китайцы дошли до этого еще в начале 11 века — но их сложный язык не дал технологии распространиться. Марко Поло привез идею в Европу в 1295 году.
Гутенберг объединил идею блок-печати с винтовым прессом (использовался в производстве вина и оливкового масла). Он также разработал металлические печатные блоки, которые были гораздо более долговечны и проще в производстве, чем ручная резьба букв по дереву. Наконец, прогресс в производстве чернил и бумаги помог произвести революцию во всем процессе масс-печати.
Печатный станок позволил записывать колоссальные объемы информации и распространять по всему миру. До этого книги могли позволить себе лишь состоятельные люди, но массовое производство чрезвычайно сбило цену на них. Печатный станок позволил свершиться многим другим изобретениям, но гораздо более тонким способом, чем колесо. Благодаря распространению знаний миллиарды людей получили образование, которое впоследствии использовали для создания своих собственных изобретений в последующие столетия.
Охлаждение
Холодильник — отличная штука, использующая способность веществ поглощать и выгружать тепло, когда меняется давление и состояние вещества (как правило, из газа в жидкость и наоборот). Сложно выделить одного изобретателя холодильника, поскольку эта идея была широко известна и постепенно улучшалась в течение почти 200 лет. Некоторые указывают на конструкцию устройства для сжатия пара, созданную Оливером Эвансом в 1805 году, другие отмечают дизайн настоящего предшественника современного холодильника вроде того, что у вас на кухне, созданный Карлом фон Линде в 1876 году. Десятки изобретателей, включая Альберта Эйнштейна, улучшали или дополняли конструкцию холодильника много лет.
В начале 20 века, когда сбор натурального льда был еще распространен, крупные отрасли промышленности вроде пивоварен начали использовать льдогенераторы. К моменту Первой мировой собранный лед в промышленности стал редкостью. Однако лишь к 1920-м годам, когда появились безопасные хладагенты, холодильники стали нормой.
Возможность сохранять пищу в течение длительных периодов (и даже во время транспортировки, когда были разработаны грузовики-рефрижераторы) кардинально изменила пищевую промышленность и привычки питания людей во всем мире. Появился легкий доступ к свежему мясу и молочным продуктам даже в жаркие летние месяцы, а также исчезла необходимость собирать и отгружать природный лед — который к тому же никогда не поспевал за ростом мирового населения.
Связь
Может быть, нечестно объединять телеграф, радио и телевидение в одном «изобретении», но развитие коммуникационных технологий повышало полезность и эффективность сферы в целом с тех пор, как Сэмюэль Морзе изобрел электрический телеграф в 1836 году (работая над совершенно другим, разумеется). Телефон по своей сути повторил и улучшил эту идею, обеспечив людей голосовой связью по медному проводу, в отличие от сугубо текстовых сигналов, прописанных кодом Морзе. Эти методы связи работали от пункта к пункту и требовали обширной инфраструктуры проводов для функционирования.
Беспроводная передача сигналов с использованием электромагнитных волн волновала многих изобретателей по всему миру, и в начале 20 века Гульельмо Маркони и Никола Тесла популяризовали ее. В конце концов, звук стало можно передавать без проводов, а инженеры постепенно улучшали передачу изображений. Радио и телевидение стали новым опорным пунктом в коммуникациях, поскольку позволяли посылать сообщения тысячам или миллионам людей, если те располагали приемниками.
Развитие коммуникационных технологий эффективно сократило мировые расстояния. Всего за 120 лет мы перешли из мира, в котором проходило несколько недель, пока вести распространялись по стране, в мир, в котором мы можем воочию наблюдать, что происходит на другом конце земного шара. Появление массовых коммуникаций изменило наши взаимоотношения и обеспечило простой доступ к информации.
Паровой двигатель
До изобретения парового двигателя большинство продуктов делали вручную. Водяные колеса и тягловой скот были единственными «промышленными» мощностями, конечно же, со своими ограничениями. Промышленная революция, которая является, пожалуй, одним из крупнейших изменений, случившихся за короткий промежуток времени в истории цивилизации, выехала вперед верхом на паровом двигателе.
Идея использования пара для питания машин родилась тысячи лет назад, но творение Томаса Ньюкомена в 1712 году первым стало использовать эту энергию для полезной работы (выкачивания воды из шахт в большинстве случаев). В 1769 году Джеймс Уатт модифицировал двигатель Ньюкомена, добавив отдельный конденсатор, который значительно увеличил мощность парового двигателя и стал более практичным в работе. Он также разработал способ получения вращательного движения с помощью двигателя, что тоже прибавило эффективности. Собственно, Уатт и считается изобретателем парового двигателя.
Двигатели Ньюкомена и Уатта использовали вакуум конденсированного пара для движения поршней, а не давление расширяющегося пара. Из-за этого двигатели были громоздкими. Ричард Тревитик и другие впоследствии создали паровые двигатели высокого давления, которые были достаточно малыми, чтобы уместиться в поезде. Паровые двигатели не только обеспечили быстрое производство товаров на заводах, но и устанавливались на паровозы и пароходы, которые перевозили товары по миру.
Хотя паровой двигатель затмили электрический двигатель и двигатель внутреннего сгорания в области транспорта и энергетики, идея по-прежнему находит применение. Большинство электростанций в мире на самом деле вырабатывают электроэнергию с использованием паровых турбин, пар которых нагревается за счет сжигания угля, природного газа или ядерного реактора.
Автомобиль
Если паровой двигатель мобилизовал промышленность, автомобиль мобилизовал людей. Идея персонального транспорта существовала много лет, но Motorwagen Карла Бенца 1885 года, работающий на двигателе внутреннего сгорания его собственной конструкции, везде считается первым автомобилем. Усовершенствования Генри Форда в процессе производства — и эффективный маркетинг — обеспечили падение цен и рост желания среди будущих владельцев авто в Америке. Вскоре последовала и Европа.
Эффект появления автомобиля в коммерции, обществе и культуре сложно переоценить. Многие из нас могут запрыгнуть в автомобиль и отправиться куда душа пожелает, что эффективно расширяет размер любого сообщества, в котором мы хотим оказаться, или же приближает магазины и друзей. Наши города в значительной степени разработаны и построены с учетом доступа к автомобилям, дороги и парковки занимают много места, на них выделяется существенный кусок государственного бюджета. Автомобильная промышленность вызвала огромный экономический рост по всему миру, но произвела вместе с этим много загрязнений.
Лампочка
Если у пунктов этого списка и есть что-то общее, так это то, что ни одно крупное изобретение не было рождено одним гением или одним изобретателем. Каждое изобретение создавалось на основе предыдущих конструкций, и человек, которого обычно ассоциируют с изобретением, является, как правило, тем, кто сделал его коммерчески жизнеспособным. То же самое и с лампочкой. Вы, наверное, думаете, что лампочку изобрел Томас Эдисон, но в 1870-х годах над этой идеей работали десятки других людей, и вместе с ними — Эдисон со своей лампой накаливания. Джозеф Свон работал над ней в Великобритании, и оба изобретателя объединили усилия и образовали одну компанию Ediswan.
Сама лампочка работает путем передачи электричества по проводку с высоким сопротивлением (известен как нить). Избыток энергии, порожденный сопротивлением, распространяется как тепло и свет. В стеклянной лампочке нить содержится в вакууме или инертном газе, предотвращающих возгорание.
Возможно, вы подумали, что лампочка изменила мир, позволив людям работать в ночи или в темных местах (ну, отчасти, так и есть), но у нас уже были относительно дешевые и эффективные газовые лампы и другие источники света к тому времени. Важна инфраструктура, которая была построена с целью обеспечить электричеством каждый дом, она изменила мир. Сегодня наша жизнь наполнена устройствами, повсеместно соединенными с розетками. Этим мы обязаны стеклянной лампочке.
Компьютер
Компьютер — это машина, которая берет информацию, манипулирует ей в некотором роде и выдает новую информацию. У современного компьютера нет единого изобретателя, хотя идеи британского математика Алана Тьюринга считаются в высшей степени важными в области вычислительной техники. Механические вычислительные устройства существовали в 1800-х годах (иногда встречались устройства, которые можно определить как компьютеры, даже в древние века), но электронные компьютеры появились только в 20 веке.
Компьютеры способны производить сложные математические вычисления с невероятной скоростью. Когда они работают под управлением опытных программистов, то выдают невероятные вещи. Некоторые из передовых военных самолетов не могли бы летать без постоянных компьютерных поправок в процессе управления. Компьютеры производят секвенирование человеческого генома, позволяют нам запускать космические аппараты на орбиту, контролируют медицинское оборудование и позволяют нам наслаждаться фильмами и видеоиграми.
Ежедневно пользуясь благами компьютеров, мы даже не представляем, насколько от них зависимы. Они позволяют нам хранить и извлекать огромные объемы информации почти мгновенно. Многие вещи, которые мы считаем сами собой разумеющимися в мире, не могли бы функционировать без компьютеров, от автомобилей и телефонов до электростанций.
Интернет
Интернет, сеть компьютеров, охватывающих всю планету, позволяет людям получить доступ практически к любой информации, размещенной в любой точке мира в любой момент времени. Его воздействие на бизнес, коммуникации, экономику, развлечения и даже политику невозможно переоценить. Возможно, Интернет не изменил мир так же, как плуг, но на одном уровне с автомобилем или паровым двигателем его точно можно поставить.
DARPA (Оборонное агентство передовых исследовательских проектов) создало ARPANET в конце 1960-х годов. Эта сеть соединений между компьютерами предназначалась для военных и научных исследований. Другие компьютерные сети стали появляться по миру в ближайшие несколько лет, и к концу 1970-х годов ученые создали единый протокол, TCP/IP, который позволил компьютерам любой сети связываться с компьютерами в другой сети. Это и стало, по сути, рождением Интернета, но прошло 10 или больше лет, прежде чем другие сети по миру приняли новый протокол, сделав Сеть воистину глобальной.
Интернет является настолько мощным изобретением, что мы сегодня, наверное, только начинаем видеть эффекты, которые он оказывает на мир. Возможность распространять и перестраивать информацию с такой эффективностью лишь ускоряется со временем. В то же время некоторые опасаются, что наша зависимость от связи, работы, игр и бизнеса в Интернете разрушает местные сообщества и приводит к социальной изоляции. Но как и у любого изобретения, польза Интернета превосходит побочные негативные стороны его использования.
А какое изобретение вы могли бы поставить в наш список?