СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку окружающего мира "Кровеносная система человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку окружающего мира "Кровеносная система человека"»

Урок 7
КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ

Цели: расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека; познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным; обучать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении.

Оборудование: плакат с представленным кроссвордом (или запись на доске); схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И. И. Мечникова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Рассвет окрасил штору,

И, значит, время в школу.

И вот теперь давай бегом,

Поддай, приятель, жару,

Чтоб по ступеням стук и гром

И вихрь по тротуару.

Пусть хочется такой порой

Поспать еще немножко –

Не подводи, дружок, класс свой,

Не опоздай, Сережка!

В учении, если опоздать,

Можно и неучем стать.

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа-повторение по вопросам:

– При помощи каких органов человек дышит?

– Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.

– Почему необходимо дышать только через нос?

– Что происходит с воздухом в лёгких?

– Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим?

– Как уберечь себя от простудных заболеваний?

– Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?

– Как уберечь себя от простудных заболеваний?

2. Разгадывание кроссворда.

По вертикали: 1. Орган пищеварения в виде мускульного мешка.
3. Орган обоняния, находящийся на лице у человека и на мордочке у животных.

По горизонтали: 2. Самая крупная пищеварительная железа у животных и человека, вырабатывающая желчь. 4. Газообразное вещество, составляющее атмосферу земли. 5. Орган дыхания у человека и позвоночных животных. 6. Подвижный мышечный орган в полости рта.

Ответы: 1. Желудок. 2. Печень. 3. Нос. 4. Воздух. 5. Легкое. 6. Язык.

III. Формирование новых знаний.

1. Постановка проблемного вопроса.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела? (Больно, идёт кровь.) Значит, кровь вы видели.

– Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму?

Ответы учащихся.

2. Объяснение по теме урока.

Учитель. Кровь – удивительная жидкость. С древних времен ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».

– Рассмотрите рисунок кровеносной системы в учебнике на с. 22.

Кровеносная система

– Проследите по рисунку, представленному на доске, за движением крови в организме.

Схема кровообращения

– Сосуды и сердце – органы кровообращения.

Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется аортой.

Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.

Мельчайшие кровеносные сосуды называются капиллярами.

– Почему кровеносную систему называют транспортной? Она выполняет многие важные функции.

– Рассмотрим капельку крови под микроскопом. Что вы видите? Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во-первых, транспортную: обогатившись в легких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, она доставляет их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвертого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В (III), АВ (IV). Ученые доказали также, что следует учитывать и резус-фактор – особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус-положительный и резус-отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

1) Выполнение задания 27 на с. 11 с коллективной проверкой.

– Что относится к кровеносной системе?

– Подпишите названия органов кровеносной системы.

– Какова функция кровеносной системы?

– Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение при порезе?

2) Выполнение задания 28 на с. 12 со взаимопроверкой.

2. Практическая работа: сюжетно-ролевая игра «Больница».

Сначала учитель рассказывает и показывает, как обработать рану, наложить повязку или пластырь, сделать компресс.

Затем учащиеся выполняют практические тренировочные упражнения по наложению повязок, бинта друг другу, поочередно выполняя роли врача и больного (пациента).

3. Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 24 учебника).

Учитель. Посмотрите на портрет Ильи Ильича Мечникова (1845–1916), представленный на доске.

Это выдающийся русский ученый, внесший большой вклад в различные области биологии. Почетный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, он мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнес знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась теория иммунитета.

– Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир…» об открытии И. И. Мечникова.

– Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?

– Что люди узнали нового о своем организме благодаря открытию И. И. Мечникова?

V. Итог урока.

Учитель. Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.

– С работой какой системы вы познакомились сегодня на уроке?

– О какой функции кровеносной системы узнали?

– Давайте сделаем вывод. Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуются углекислый газ и другие вредные вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через легкие, кожу, почки.

Домашнее задание: выполнить задание 32 в рабочей тетради № 1, с. 13.

Урок 8
СЕРДЦЕ – ГЛАВНЫЙ ОРГАН
КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ

Цели: формировать знания учащихся о сердце как главном органе кровеносной системы; научить заботиться о своем здоровье; познакомить с профилактическими мероприятиями, обеспечивающими здоровую и сильную работу сердца.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Отгадайте загадку. Правильная отгадка поможет вам догадаться, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке.

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце.)

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа-повторение по вопросам и заданиям:

– Используя рисунок-схему кровообращения, расскажите о кровеносной системе человека.

– Почему её называют транспортной?

– Какое значение для организма имеет кровь?

– Что вы знаете о крови?

– Почему при порезе течёт кровь?

– Что нужно сделать, чтобы остановить кровотечение?

2. Опрос по индивидуальным карточкам.

Карточка 1.

Задание. Вставьте в предложение нужные слова.

При вдохе легкие забирают из воздуха __________, а при выдохе выбрасывают из организма _____________ и ___________ пары.

Карточка 2.

Задание. Вставьте в предложения нужные слова.

Кости и мышцы составляют ____________ систему. Они являются ___________ нашего тела, защищают ____________ от повреждений, позволяют совершать ___________________ движения.

III. Формирование новых знаний.

1. Объяснение по теме урока.

Учитель. День и ночь, не переставая, работает сердце. Учёные подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70–80 лет.

Сердце – центральный орган системы кровообращения. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Его размеры не велики, примерно с кулак человека, а средняя масса сердца от 250 г (у женщин) до 300 г (у мужчин). Оно защищено грудной клеткой и находится в левой его части. Сокращаясь и расслабляясь, сердце, как насос, втягивает и выталкивает кровь. Кровь поступает в сердце из крупных трубок – кровеносных сосудов. В другие крупные сосуды сердце выталкивает кровь. Эти сосуды разветвляются на всё более и более мелкие и доходят до всех органов. В органах сосуды такие узенькие, их можно увидеть только под микроскопом. Этих сосудов очень много. Какое бы место мы ни укололи иголкой, её острый кончик обязательно повредит несколько сосудов, и из них выступит кровь. Через тончайшие стенки сосудов в орган поступают из крови питательные вещества и кислород, а из органа в кровь попадают углекислый газ и другие вредные вещества. В органах сосуды начинают соединяться друг с другом, делаются всё шире и шире и, наконец, сливаются в те крупные трубки, по которым кровь всасывается в сердце. Когда сердце прекращает работу, органы перестают получать питание и кислород, человек умирает.

Сердце здорового взрослого человека сокращается 60–70 раз в минуту. Приложите пальцы правой руки к сосудам левой и прощупайте удары пульса. Число ударов пульса соответствует числу сокращений сердца.

– Сосчитайте ваш пульс.

При каждом сокращении сердце человека выталкивает в сосуды 60–80 куб. см крови. Чем тяжелее работа мышцы, тем больше ей нужно питательных веществ и кислорода. Это значит, что сердце должно доставлять мышце больше крови. Во время бега, физических упражнений и физической работы сердце чаще сокращается и при каждом сокращении значительно больше выталкивает крови в сосуды. Благодаря этому оно перекачивает в пять-шесть раз больше крови, чем при покое организма. Слабое сердце неспособно доставить работающим мышцам необходимое количество крови. Человек с таким сердцем гораздо хуже переносит различные болезни.

Чтобы сердце было здоровым и сильным, надо заботиться о нем, беречь его и развивать. Для этого необходимо больше двигаться, гулять, заниматься спортом. Хорошо развивает сердечную мышцу утренняя зарядка, так как заставляет её усиленно работать. Очень полезны для развития и укрепления сердца купание и плавание. Но надо остерегаться перегрузки сердечной мышцы. Никогда не следует бегать или работать до изнеможения – это приносит сердцу вред. Спокойный сон – одно из необходимых условий правильной работы сердца. Во время сна организм находится в состоянии покоя, а в это время ослабляется работа сердца – оно отдыхает.

2. Составление памятки «Это нужно знать»:

џ Потеря половины крови смертельна для человека. Поэтому при сильном ранении ноги или руки нужно наложить закрутку из бинта, носового платка или пояса, чтобы остановить кровь. Пострадавшего нужно срочно доставить к врачу.

џ При кровотечении из носа – от ушиба или перегрева солнечными лучами – пострадавшего надо посадить в тень, на нос положить холодную примочку.

џ В сильную жару нельзя ходить с непокрытой головой.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 24. Прочитайте информацию рубрики «Этот удивительный мир…».

– Почему увеличивается количество ударов сердца?

– Как вы тренируете свое сердце?

– Какие физические упражнения вы делаете?

– Что делает кровь, двигаясь по сосудам?

2. Выполнение практической работы в рабочей тетради на с. 12.

V. Итог урока.

– Почему же сердце сравнивают с насосом?

– Прочитайте главную мысль нашего урока на с. 25 учебника.

Домашнее задание: выполнить задание 29 в рабочей тетради № 1 на с. 12.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!