Окружающий мир. Тема: Жизнь в пресных водах
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).
- Приведите примеры экологических связей луга.
2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.
Слайд 2.
Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)
Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)
На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)
Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)
Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)
Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)
Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)
Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)
Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)
В настоящее время – это насекомое занесено в КРАСНУЮ КНИГУ (Махаон)
- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)
-Какой вред человек делает для лугов своей деятельностью?
-Как этого избежать?
ІІІ. Самоопределение к деятельности.
Слайд 3.
- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный ... (водоём).
- О чём будем говорить на уроке?
- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.
ІV. Работа над новым материалом.
1. Беседа.
- Что такое водоём?
Слайд 4.
Водоём – место скопления или хранения воды.
Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)
О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)
Какие пресные водоёмы есть у нас в России?
2. Показать на карте.
Слайд 5.
Типы водоёмов.
Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?
Слайд 6.
Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?
3. Работа с учебником.
Прочитать текст на стр. 178-179 .
Проверка. Что интересного узнали?
Слайд 7.
4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?
Роль растений в жизни водоёма.
Дом для животных
Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
Пища для животных.
5. Самостоятельная работа.
По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.
- Кого можно увидеть на поверхности воды?
- В толще воды?
- На дне водоёма?
Слайды 8-9.
Отгадайте загадки.
Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)
Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)
V. Обобщение знаний.
Слайд 10.
Кто где живёт
На поверхности воды
— растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки
— насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы
В толще воды
— головастики лягушек и жаб
— разные виды рыб
— водоросли
На дне
— моллюски: перловица, прудовик, катушка
— речные раки
Связаны с водоёмами
— птицы: утки, цапли
— млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры
Слайд 11.
Вывод по изученному материалу.
Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.
Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.
Реки Троицка.
Водохранилище.
Средняя глубина водохранилища – 3-5 метров. Дно илистое. Прозрачность невелика — меньше 1 метра. По берегам встречаются камыш и тростник.
За Троицкой ГРЭС начиная с автомобильного моста проходит государственная граница. Поэтому до поселка Кварцитный левый берег водоема относится к Челябинской области, а правый — к Казахстану. Об этом стоит помнить, отправляясь порыбачить на Троицкое водохранилище.
Имеющий овальную форму водоем находится за 80-тиметровой плотиной Троицкой ГРЭС, одновременно с которой он возник в 1960 г. Тепловая электростанция накладывает свой отпечаток: зимой часть водоема не замерзает. Поэтому в зимнее время опасно рыбачить в районе ГРЭС — от горячей воды лед начинает быстро таять. По этой же причине нерестовый запрет на Троицком водохранилище начинается раньше, чем на других водоемах
Троицкое водохранилище несет две основные функции. Во-первых, служит для охлаждения Троицкой ГРЭС. Именно в ходе строительства тепловой электростанции и было сооружено водохранилище. Кроме того, Троицкое водохранилище служит источником питьевого водоснабжения для 70-тысячного Троицка и его окрестностей.
Искусственный водоем не отличает богатство и разнообразие растительности. Подводная часть флоры представлена всего несколькими видами, а надводная – в основном камышом. Это объясняется высокой минерализацией воды, насыщением ее азотом нитритов, фторитами, марганцем и медью, что отразилось и на видовом составе фауны.
Популярна рыбалка на белого амура (до 12 килограммов), карпа, леща. Также можно встретить щуку, судака, окуня, чебака, толстолобика, язя, плотву, красноперку.
Бывалые рыбаки рассказывают, что в прошлые годы, когда рыбхоз активно занимался разведением рыбы, улов отличался большим разнообразием. На крючок можно было поймать стерлядь, осетра, форель. Но они не прижились в тепловодном Троицком водохранилище.
VІІ. Составление памятки “Человек у воды”
Слайд 22.
Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
Не разрушай жилища животных!
Береги лягушек и головастиков!
Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!
VІІІ. Подведение итогов урока.
- Какова была цель урока?
- Какие знания вы получили?
ІX. Рефлексия.
- Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”
- Кого можно поблагодарить за урок?
X. Домашнее задание.