СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку окружающего мира "Жизнь в пресных водах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку окружающего мира "Жизнь в пресных водах"»

Окружающий мир. Тема: Жизнь в пресных водах

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

- Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры).

- Приведите примеры экологических связей луга.

2. Решить кроссворд и прочитать ключевые слова.

Слайд 2.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик)

Этот житель луга имеет скрипучий голос. (Коростель)

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел)

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка)

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк)

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик)

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (жук)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

В настоящее время – это насекомое занесено в КРАСНУЮ КНИГУ (Махаон)

- Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга)

-Какой вред человек делает для лугов своей деятельностью?

-Как этого избежать?

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Слайд 3.

- Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный ... (водоём).

- О чём будем говорить на уроке?

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

- Что такое водоём?

Слайд 4.

  • Водоём – место скопления или хранения воды.

  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные.)

  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных)

  • Какие пресные водоёмы есть у нас в России?

2. Показать на карте.

Слайд 5.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Слайд 6.

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

3. Работа с учебником.

Прочитать текст на стр. 178-179 .

Проверка. Что интересного узнали?

Слайд 7.

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных

  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.

  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

- Кого можно увидеть на поверхности воды?

- В толще воды?

- На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка)

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак)

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры)

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)

V. Обобщение знаний.

Слайд 10.

Кто где живёт

На поверхности воды

— растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

— насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

— головастики лягушек и жаб

— разные виды рыб

— водоросли

На дне

— моллюски: перловица, прудовик, катушка

— речные раки

Связаны с водоёмами

— птицы: утки, цапли

— млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Слайд 11.

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Реки Троицка.

Водохранилище.

Средняя глубина водохранилища – 3-5 метров. Дно илистое. Прозрачность невелика — меньше 1 метра. По берегам встречаются камыш и тростник.

     За Троицкой ГРЭС начиная с автомобильного моста проходит государственная граница. Поэтому до поселка Кварцитный левый берег водоема относится к Челябинской области, а правый — к Казахстану. Об этом стоит помнить, отправляясь порыбачить на Троицкое водохранилище.


 Имеющий овальную форму водоем находится за 80-тиметровой плотиной Троицкой ГРЭС, одновременно с которой он возник в 1960 г. Тепловая электростанция накладывает свой отпечаток: зимой часть водоема не замерзает. Поэтому в зимнее время опасно рыбачить в районе ГРЭС — от горячей воды лед начинает быстро таять. По этой же причине нерестовый запрет на Троицком водохранилище начинается раньше, чем на других водоемах

Троицкое водохранилище несет две основные функции. Во-первых, служит для охлаждения Троицкой ГРЭС. Именно в ходе строительства тепловой электростанции и было сооружено водохранилище. Кроме того, Троицкое водохранилище служит источником питьевого водоснабжения для 70-тысячного Троицка и его окрестностей.

 Искусственный водоем не отличает богатство и разнообразие растительности. Подводная часть флоры представлена всего несколькими видами, а надводная – в основном камышом. Это объясняется высокой минерализацией воды, насыщением ее азотом нитритов, фторитами, марганцем и медью, что отразилось и на видовом составе фауны.

  Популярна рыбалка на белого амура (до 12 килограммов), карпа, леща. Также можно встретить щуку, судака, окуня, чебака, толстолобика, язя, плотву, красноперку.

     Бывалые рыбаки рассказывают, что в прошлые годы, когда рыбхоз активно занимался разведением рыбы, улов отличался большим разнообразием. На крючок можно было поймать стерлядь, осетра, форель. Но они не прижились в тепловодном Троицком водохранилище.


VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

Слайд 22.

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!

  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!

  • Не разрушай жилища животных!

  • Береги лягушек и головастиков!

  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!

  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!

  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

- Какова была цель урока?

- Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

- Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

- Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.