1)Определение темы и задач урока. -Отгадайте загадку и предположите о чём мы будем говорить на уроке.
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый и всё же Без него мы жить не можем. -Правильно ребята. Тема сегодняшнего урока: «Про воздух..»(Слайд 1) -Сформулируйте задачи урока(Слайд 2) -узнать , почему воздух чистый ; -научимся , рассказывать по схеме о загрязнении и охране природы; -будем учиться замечать и ценить красоту природы. -Молодцы. -Вся наша планета окутана воздухом . Обычно мы ее не видим и не чувствуем . - Как можно почувствовать воздух? -Если мы побежим , откроем окно или включим вентилятор, то почувствуем движение воздуха. Но если воздух вдруг исчезнет, то жизнь на Земле прекратится , так как воздушная оболочка защищает нашу планету от лучей Солнца, которые могут сжечь все живое. 2)Демонстрация опыта. -Проведем опыт. Задержите дыхание и считайте про себя . -Сколько секунд вы смогли обойтись без воздуха? -Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды- несколько дней, а вот без воздуха –несколько минут. Воздух нужен людям, растениям и животным, чтобы дышать, а значит - жить. -Кроме этого , в воздухе находятся водяные пары , различные твердые частицы пыли, микроорганизмы, бактерии и пальца растений. 3) Работа с диаграммой -Рассмотрим состав воздуха на примере диаграммы. (Слайд 3) -Какой из этих газов наиболее важен для человека? -Мы дышим кислородом. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ . То же самое происходит у животных. Растения – наоборот. Они «вдыхают» углекислый газ, который необходим им для питания , а «выдыхают» кислород . Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха. -Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью . -Вспомните, отчего загрязняется воздух?(Слайд 4) -Чем заводы вредят составу воздуха? 4)Демонстрация опыта -Проведем опыт. Поджигаем бумажку , затем кладем ее на блюдце и накрываем стаканом. -Что мы видим? -Какой мы можем сделать вывод? -Вот и представьте себе, что углекислый газ выдыхаем в атмосферу мы и все животные. Его становится все больше и больше. Вырубая леса, мы уменьшаем количество кислорода. И еще больше углекислого газа становится из-за того , что трубы фабрик и заводов выбрасывают его в атмосферу целыми облаками. Баланс необходимого соотношения кислорода и углекислого газа в воздухе нарушается. Это вредит не только нашему здоровью, но и всей планете. -А что происходит с воздухом дома? Какой он у вас в квартире? -Вспомните , что делает мама постоянно, чтобы дома было чисто? -В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Она проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности . Трудно представить , сколько такой грязи накапливается , пока не увидишь ее собственными глазами. Ученые исследовали пыль и обнаружили в ней болезнетворные грибки и бактерии , которые поражают дыхательные пути и вызывают аллергию. Поэтому, для того, чтобы удалить все это из наших квартир , необходимы влажная тряпка и хороший пылесос. Физминутка. Ветер веет над полями, И качается трава. Облако плывёт над нами, Словно белая гора. Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья- Вправо- влево, взад- вперёд, А потом наоборот. Мышки прячутся во ржи. Как увидишь их, скажи? В норке прячется полёвка. Покажись, скорей, плутовка! Мы взбираемся на холм, И немного отдохнём. Дети плавно качают руками над головой. 5)Беседа по теме урока -А как вы думаете, какого цвета воздух? -А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно . -Что вы видите вверху? - Какого оно цвета? Каким оно может быть? Почему? Может ли жить человек без воздуха? -Проведем опыт №1 -Закройте ладошками рот и нос. Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха. -Какое было желание? -Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. -Проведем опыт №2. -А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. А сейчас? -Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос. -Какое действие сейчас было совершено? Как вам удалось ощутить запах на небольшом расстоянии? -Где вы чувствуете сильные запахи? -Значит, какой вывод? -Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. -Какое, свойства воздуха мы откроем? -Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? -Имеет ли воздух форму? -Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали?(Слайд 5) 1.Без цвета. 2.Без запаха. 3.Без вкуса. 4.Не имеет форму. -Правильно, молоды. |