СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку «Османская империя в XIX - начале XX в». Класс:9

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XIX века Османская империя сохраняла многие из своих традиционных устоев, которые формировались в течение многих лет.

Сохранялось сильное влияние ислама на различные сферы жизни. Турецкий султан был не только политическим лидером, но и главным духовным авторитетом. Другим важным аспектом было соблюдение шариата — свода мусульманских законов, которые регулировали различные стороны жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку «Османская империя в XIX - начале XX в». Класс:9»

Конспект к уроку «Османская империя в XIX - начале XX в».

Класс:9

Как турки пытались реформировать и спасти своё государство

В самой Османской империи султан Махмуд II (1808–1839) также пытался проводить реформы. Он жестоко уничтожил янычарский корпус и попытался перестроить армию по европейскому образцу, поощрял книгопечатание и светское образование, насаждал европейские обычаи. Султан неоднократно сравнивал себя с Петром I. «Султан Махмуд, — неодобрительно говорил российский император Николай I, — корчит Петра Великого, да неудачно…» Действительно, политика султана встречала сильное сопротивление, его чуть ли не в открытую называли «гяуром» («неверным»).

Традиционные устои и попытки проведения реформ

В начале XIX века Османская империя сохраняла многие из своих традиционных устоев, которые формировались в течение многих лет.

Сохранялось сильное влияние ислама на различные сферы жизни. Турецкий султан был не только политическим лидером, но и главным духовным авторитетом. Другим важным аспектом было соблюдение шариата — свода мусульманских законов, которые регулировали различные стороны жизни.

В начале XIX века Османская империя сталкивалась с влиянием западных стран, власти стремились сохранить территориальную целостность и влияние в регионе, поэтому проводили реформы. Наиболее известными были преобразования, которые провели Селим III и Махмуд II. Оба султана стремились осуществить модернизацию Османской империи, внедрить западные идеи и восстановить её прежнюю мощь.

Реформы Селима III:

  • создание корпуса регулярных войск по европейскому образцу;

  • создание светских школ;

  • модернизация правительственного аппарата.

Реформы Махмуда II:

  • создание новых подразделений в армии;

  • отмена военно-ленной системы;

  • развитие образования и здравоохранения;

  • стимулирование торговли и промышленности.

Реформы были встречены сопротивлением со стороны консервативных элементов в обществе и в военных кругах. Османская знать предпочла сохранять старые традиции и институты, чем принимать западные принципы.

Реформы продолжались и позже — ослабевшая империя часто терпела поражения в войнах и в борьбе с разными мятежниками, её буквально рвали на части. Комплекс связанных с этим международных противоречий получил название Восточного вопроса. Необходимость преобразований осознавалась частью правящей элиты. Период с 1839 по 1876 гг. вошёл в историю как время Танзимата — упорядочения, реорганизации. Провозглашались неприкосновенность жизни, собственности и человеческого достоинства всех подданных султана независимо от вероисповедания. По европейским образцам реорганизовывалось управление, вводились кодексы и всеобщая воинская повинность для мусульман, развивалась система светского образования.

Танзимат — это исторический период в развитии Османской империи в середине XIX века, который был отмечен рядом реформ, направленных на модернизацию страны.

Период Танзимата начался в 1839 году. Был принят османский указ, который гарантировал основные права граждан (независимо от религии или национальности), а также ограничил власть султана, передавая многие его полномочия парламенту и суду.

Реформы, проведённые в период Танзимата, стали частью общего процесса модернизации и западного влияния на Османскую империю. Они включали в себя изменение законодательства, введение новой системы права, реформы в армии и образовании, открытие рынков для иностранных торговцев и инвесторов, а также создание парламента (меджлиса). В стране создавались совещательные органы с участием немусульман.

Одним из ключевых деятелей периода Танзимата был султан Абдул-Меджид I, который провёл ряд важных реформ. Он установил свободу печати, отменил жестокие карательные меры за нарушение законов, а также привлекал зарубежных экспертов для проведения реформ.

Многие реформы, проведённые в период Танзимата, оказали значительное влияние на развитие Османской империи. Период завершился в 1876 году принятием новой конституции.

Однако, несмотря на реализацию некоторых значимых реформ, период Танзимата также характеризовался политической нестабильностью и социальной напряжённостью. Некоторые группы общества, особенно консерваторы, выступали против реформ, что в конечном итоге привело к усилению конфессиональных и национальных противоречий. 

Восточный вопрос — принятое в дипломатии условное обозначение комплекса международных проблем второй половины XVIII — начала XX в., возникших в связи с обострением соперничества европейских держав, а затем и США за влияние на Ближнем Востоке в условиях ослабления Османской империи и подъёма национально-освободительной борьбы подвластных ей народов.

Реформы шли трудно. Главный реформатор Решид-паша на протяжении первых 20 лет Танзимата шесть раз терял пост великого везира. Труднее всего воспринималась идея равенства всех подданных независимо от религии. Она рассматривалась как посягательство на один из основополагающих принципов ислама. Немусульманские общины — миллеты — могли жить по своим обычаям, но как равных себе мусульмане их не воспринимали. Кроме того, преобразования задевали материальные интересы многих представителей элиты. Например, реформаторам не удалось отменить откупную систему, когда откупщик — человек, получивший право сбора государственных доходов — сразу вносил в казну сумму налога с какой-либо территории, а затем выбивал с населения сумму, превышавшую налог. Немусульмане также не особенно радовались равенству: они опасались распространения на них воинской повинности, боялись потерять прежнюю общинную самостоятельность и больше рассчитывали на покровительство европейских держав, чем на реформы.

По итогам Крымской войны с Россией (1853–1856) Османская империя оказалась в числе победителей, но набрала займов и попала в сильнейшую финансовую зависимость от своих союзников — Англии и Франции. Иностранным предпринимателям, которые и раньше чувствовали себя довольно вольготно благодаря капитуляциям — (договорам империи о торговле с иностранными государствами, — теперь была предоставлена практически полная свобода деятельности. Местные производители разорялись, не выдерживая конкуренции с дешёвыми европейскими товарами, сырьё уходило в Европу. Сформировался слой посредников между иностранцами и местным населением, агентов иностранного капитала, богатеющих на торговле, заискивающих перед Западом и нередко относящихся к своей стране с глубоким презрением. В научной литературе такую прослойку называют компрадорской буржуазией или просто компрадорами (португ. comprador — «покупатель»), в Османской империи их называли левантийцами: Левант — историческое название Сирии, Ливана и Палестины. Как правило, левантийцы не принадлежали к числу турок, но они имели хорошие связи среди чиновников и подкупали их в своих и западных интересах.

В середине 1860-х гг. сторонники продолжения реформ создали организацию новых османов. Они пропагандировали «османизм» — единство всех подданных империи, ввели в турецкий язык само понятие Родины (ватан), верность которой важнее безоговорочной преданности султану. В интересах Родины они считали необходимым ввести конституцию и ограничить власть султана. В 1876 г. им даже удалось этого добиться — была принята конституция (первая конституция Османской империи), В стране устанавливалась конституционная монархия, была ограничена вседержавная власть султана ,учреждался двухпалатный парламент: верхнюю назначал султан, нижняя избиралась мужским населением империи.

Конституция Турции 1876 года также предоставляла гражданские права и свободы. К их числу относились: свобода вероисповедания, свобода слова и печати, право на собственность и равная защита перед законом. Первый раз в истории Османской империи были признаны равные права мусульман и немусульман, хотя не было полной гарантии их соблюдения.

Однако основной закон действовал недолго. В 1878 году действие конституции в стране было частично ограничено.

Конституция Османской империи 1876 года явилась важным шагом к модернизации и установлению конституционной монархии в Османской империи. Она стала базовым документом, которым руководствовались при составлении новой турецкой конституции.

Однако уже в 1878 г. султан Абдул-Хамид II (1842–1918 гг.) разогнал парламент, обвинив его в поражении в очередной войне с Россией, и приостановил действие конституции.

После этих событий султан деспотически правил страной 30 лет, опираясь на полицию и армию. Свирепствовала цензура, повседневной практикой стали аресты, ссылки, тайные расправы. При этом империя обанкротилась и её финансы попали под управление иностранцев, чувствовавших себя полными хозяевами в экономике страны. Власть стремилась усилить роль ислама и натравливала мусульман на религиозные меньшинства, объявляя их виновниками всех бед. Особенно пострадали армяне, в ходе погромов 1894–1896 гг., известных как Хамидийская резня, были убиты по разным оценкам от 50 до 300 тыс. армян, в том числе старики, женщины, дети. Абдул-Хамид после этих событий приобрел славу «кровавого султана». 

Вместе с тем уделялось внимание развитию образования, в 1900 г. был основан Стамбульский университет. Главной же заботой султана-деспота была армия. Она была перестроена и перевооружена по германскому образцу и под руководством немецких инструкторов — Германская империя стала в это время главным внешнеполитическим союзником османов. Офицеры получали хорошее образование. Это и погубило султана. Впитывая новые идеи и видя бедствия родной страны, молодые офицеры проникались оппозиционными настроениями. В конце XIX в. оппозиционеры в подполье и эмиграции создали организацию «Единение и прогресс», членов которой стали называть младотурками. Большое впечатление на младотурок произвели революционные события в России в 1905 г.

Младотурецкая революция 1908–1909 гг.

Целью революционеров было свержение старого режима и восстановление конституционной монархии.

Движение младотурок появилось в стране в период правления Абдул-Хамида II. Оно возникло как реакция на тиранический режим зулюма, его участники были недовольны отставанием от западных стран и неспособностью властей справиться с внутренними проблемами.

Революция началась летом 1908 года в македонском городе Солун (ныне Салоники), где военные офицеры взяли власть в свои руки и объявили о восстановлении конституции 1876 года. Вскоре после этого восстание распространилось по всей империи, привлекая поддержку широких народных масс, армии и интеллигенции. Основными лозунгами младотурок были «Свобода, равенство, справедливость» и «Одна нация, один язык, одна религия». Они стремились к созданию сильного государства, основанного на принципах права и достижениях западных стран.

В 1908–1909 гг. в ходе военной революции младотурки свергли Абдул-Хамида II и восстановили конституцию 1876 г. 

Правление младотурок не было успешным. Они обновили управленческий аппарат, но отказались от социально-экономических реформ. В идеологии много внимания уделялось пропаганде панисламизма и пантюркизма, согласно которым Османская империя должна быть лидером исламского мира и тюркских народов. Они провозгласили османизм (равенство всех народов в стране и создание единой османской нации) официальной идеологией. Стали притеснять нетурецкие народы, стремясь любыми способами сохранить единство империи.

Но эти две идеологические доктрины несколько противоречили друг другу, а в реальной внешней политике империю преследовали неудачи — она лишилась последних владений в Африке после итало-турецкой войны 1911–1912 гг. и почти всех владений на Балканах по итогам Балканских войн 1912–1913 гг. Постепенно усиливался арабский национализм. Пришедший в 1913 г. к власти «младотурецкий триумвират» — Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша — рассчитывал поправить дела, выступив в начавшейся мировой войне на стороне Германии. Но это Османскую империю окончательно и погубило.