Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ УРОКА С УЧАЩИМИСЯ
Ф.И.О. педагога: Яшанова Ирина Васильевна
Электронный адрес педагога: yachanovairina@mail.r
Предмет: Русский язык
Тип урока*ОНЗ
Класс/курс: 2
Тема: «Непроверяемые орфограммы»
Основные цели:
1. Освоить знание понятия «непроверяемые орфограммы»,
знания алгоритма распознавания слов, способа действия по алгоритму.
2.Выработать умение действовать по алгоритму.
Дидактические материалы:
Раздаточный материал:
Р.1 Карточка с заданием для актуализации.
Р.2 Справочный материал.
Р.3 Карточка для работы в парах
Р.4 Карточка для самостоятельной работы
Демонстрационный материал:
Д.1 Эталон
Презентация
Оборудование: компьютер, проектор
Краткая аннотация к работе: Данный урок проводится по учебнику: «Русский язык» М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко
Урок 112
Ход урока:
-
Мотивация к учебной деятельности
- Над какой большой темой мы с вами работаем уже много уроков? (Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова.)
- Сегодня мы продолжаем работу по этой теме.
У
читель открывает на доске девиз урока ( Слайд 1):
Чтобы хорошо учиться,
Надо много-много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
- Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока. Догадались, чему посвящён наш урок русского языка? ( Открытию нового знания.)
- Для чего же ученику нужны новые знания? ( Чтобы превратить их в умения, научиться ими пользоваться.)
- А как вы обычно узнаёте что-то новое? (Сначала поймём, что мы не знаем и сами «откроем» новое.) (Слайд 1, анимация 1)
- С чего же начнём? (С повторения.)
- Чем оно будет для вас? (Ключом к новым знаниям.)
- Посмотрите ещё раз друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения.
- Пожелаем друг другу удачи.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
1) На доск слова : к.пель, , в.да, тра.ка, , сне. , л.са, гри. (Слайд 2)
На столах у учеников карточки с теми же словами.
- Прочитаем хором эти слова.
- Что их объединяет? (В них есть орфографические задачи корнях .)
- Как можно данные слова разделить на две группы? (По орфограммам: в первую группу – с орфограммой безударного гласного, во вторую – с орфограммой парного согласного.) (Слайд 3,анимация 1-3)
- Вставьте буквы, устно доказывая их выбор.
Учащиеся «по цепочке» с комментированием объясняют.
- Что мы сейчас повторили? (Виды орфограмм, способы подбора проверочных слов для орфограмм корня.)
- Чем вы пользовались, когда доказывали написание букв в этих словах? ( Орфографическим правилом.)
- То есть орфограммы в них были проверяемые, так?
- Какое задание будет следующим? (Пробное задание.)
- Зачем его нужно выполнить? (Чтобы понять, что мы ещё не знаем.)
2) Задание для пробного действия.
Открывается задание на доске. (Слайд 4) упр379
Р
ешите орфографические задачи известными вам способами в словах б. рёза, ла.ша
- Пробуйте выполнять задание. (Слайд 5, анимация 1)
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках. Учитель ограничивает учащихся во времени.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить орфографические задачи в данных словах известными нам способами.)
- Кто выполнил задание? Обоснуйте способ, которым воспользовались. (Учащиеся в замешательстве.)
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать способ, которым воспользовались для решения данных орфографических задач.)
- Какой шаг будете делать дальше? ( Надо понять причину затруднения.)
-
Выявление места и причины затруднения
- Какое задание нужно выполнить? (Мы должны были решить орфографические задачи в данных словах известными нам способами.)
- Где возникло затруднение?(я не могу вставить пропущенные буквы)
- Почему же возникло затруднение? (Нельзя подобрать правописание слов.)
-
Построение проекта выхода из затруднения.
Какую же цель поставите перед собой на уроке( Узнать, как будем решать орфографические задачи в словах ,где нельзя подобрать проверочное слово и научиться писать слова)
- А тема нашего урока «Непроверяемые орфограммы». (Слайд 6)
- Почему же эти орфограммы непроверяемые? (Раз букву проверить нельзя, то орфограммы будет называться непроверяемые)
- Тогда что же нам может помочь? (Орфографический словарь.) (Слайд 6, анимация 1)
- Я вам тоже немного помогу.
5. Реализация построенного проекта
Какой памяткой вы пользуетесь, когда хотите избежать ошибок? (Памяткой «Как писать без ошибок?»)
- Давайте сначала обратимся только к той части этой памятки, в которой вы пробуете узнать буквы, и дополним её. (Слайд 7)
- Итак, как вы будете узнавать буквы на месте оставленных «окошек»? ( Будем подбирать проверочные слова известными нам способами.) (Слайд 7, анимация 1)
- Что сделаете после того, как подберёте такое слово? (Вставим букву в проверяемое слово.) (Слайд 7, анимация 2-3)
- Если ни один из способов проверки не подойдёт, где будете искать слово? ( В орфографическом словаре.) (Слайд 7, анимация 4)
- Что будете делать после того, как нашли слово в словаре? (Вставим нужную букву и обозначим её.) (Слайд 7, анимация 5)
- Обозначать будем также, как и проверяемые орфограммы? (…)
- А сейчас прочитайте правило.
Один из учеников читает сведение вслух. То же сведение учитель открывает на слайде. (Слайд 8)
- Что мы сейчас с вами «открыли»? (Новое знание о непроверяемых орфограммах.)
- Пользуясь этим знанием, вернитесь к заданию на пробное действие и решите в них орфографические задачи. (Слайд 8, анимация 1)
Кто-то из учеников комментирует свои действия.
- Чем займёмся дальше? (Закрепим полученные знания.) (Слайд 9)
-
Первичное закрепление во внешней речи
1) Фронтальная работа.
Г.рох,к.пуста,л.мон,к.нфета.
Учащиеся пишут в тетрадях, по - одному комментируя на месте.
2) Работа в парах.
- А теперь поработайте в парах со словами .
П.нал,р.бята,уч.ник ,п.ртфель,.зык.
- Но сначала вспомним правила работы в парах. (Слайд 10)
- Назовите правила, которые вы видите. Какие правила пропущены? (Один говорит, другой слушает. Если не понял, переспроси.) (Слайд 10, анимация
- Выполняйте задание. (Слайд 11)
Проверка организуется по образцу. (Слайд 11, анимация 1)
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибки? (…)
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Выполним самостоятельную работу.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой (слайд 10)
Для самостоятельной работы предложить выполнить задания на карточке Работа проверяется по подробному образцу.
Вставьте пропущенные буквы:
С.рока,ст.кан,см.тана,сах.р,к.фир.
(Слайд 12)
Проверка организуется по образцу. (Слайд 12, анимация 1)
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибки? (...)
- Исправьте ошибки.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний(слайд 13)
- Где сможете применить новое знание?
- Порадуйте друг друга своими знаниями.
-Составь из слов предложения?
1.Дни,настали,м.розные.
2.Все,д.ро.ки,замел,сне.,в,л.су.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (слайд 1
- Какую цель ставили перед собой на уроке? (Узнать, как решать орфографические задачи в словах с непроверяемыми орфограммами.) (Слайд 15)
- Достигли этой цели? (Да)
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. ( Слайд 15, анимация 1)
Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите весёлое солнышко. ( Слайд 15, анимация 2)
Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, покажите спокойное солнышко. ( Слайд 15, анимация 3)
Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, покажите грустное солнышко. ( Слайд 15, анимация 4)
Учитель анализирует результаты оценивания.
- У кого ещё остались трудности в работе?
- Где можно ещё потренироваться? (Дома.)
Учитель комментирует домашнее задание
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) данный урок № 112 (часть2) проводится по учебнику «Русский язык» 2 кл. нач. шк., в 1 ч. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение УМК «Школа России» и может быть использован учителями, работающими по другим УМК.