Учитель: Я немного расскажу вам об этом удивительном месте, а вы постарайтесь запомнить как можно больше фактов. Для этого можете загибать каждый раз пальчик. Арктика – это территория вокруг Северного полюса Земли, включая Северный Ледовитый океан. Эта территория поделена между несколькими странами: Россией, Норвегией, Данией, США и Канадой. России принадлежит самая большая часть этой территории. Очень большую площадь Арктики и летом, и зимой занимают льды. С самолета они кажутся устойчивыми, но на самом деле находятся в непрерывном движении. Льдины то сходятся, то расходятся, напирают друг на друга с грохотом и треском. Попробуйте закрыть глаза и представить этот треск. В Арктике обитает множество уникальных животных: белые медведи, северные олени, моржи, тюлени, усатые киты. С сентября по апрель в Арктике можно наблюдать одно из самых красивых на земле явлений – Северное сияние. Итак, сколько интересных фактов Вы узнали? Ответы обучающихся. Учитель: Но, несмотря на суровые климатические условия, земли Арктики издревле привлекали путешественников и исследователей. Как вы думаете, что же привлекало людей в этих холодных и опасных краях? Ответы обучающихся. Учитель: Во-первых, путь через Северный Ледовитый океан – это возможность наладить сообщение, доставку грузов между отдаленными населенными пунктами Севера. Во-вторых, Арктика хранит огромные запасы полезных ископаемых. В-третьих, исследование ее уникальной природы, климата, льдов, животных может очень многое дать для развития науки. Много экспедиций по льду к Северному полюсу возвращалось, не достигнув цели. Корабли, попавшие в лед, терпели бедствия из-за сжатия. Прошло много столетий, и люди научились строить суда, которые могут ускользнуть от сжимающегося льда. Как называются эти суда, ребята? Ответы обучающихся. Учитель: Правильно, ребята, это ледоколы. Ледокол – это судно, которое может проходить сквозь толстые льды северных морей. Главное отличие его конструкции – особая, яйцевидная форма корпуса. Благодаря такой форме лед не сможет раздавить судно, а будет выдавливать его. Для работы первых ледоколов использовалась энергия пара – то есть это были ледоколы-пароходы. Но для успешного освоения Арктики необходим был такой ледокол, который сможет пробиться сквозь самые мощные арктические льды. И такой ледокол в итоге создали: у него был больший вес, мощный нос и толстые борта, чтобы одолевать самый толстый лед. Но как же обеспечить такой мощный ледокол топливом, да еще и для длительных походов? Ответы обучающихся. Учитель: На помощь создателям мощного ледокола пришла атомная энергия. Только вдумайтесь: атомному ледоколу для работы достаточно всего несколько граммов ядерного топлива в день! Первый в мире атомный ледокол «Ленин» начал свою работу 3 декабря 1959 года, эта дата считается Днем рождения атомного ледокольного флота, в прошлом году праздновали его 65-летний юбилей. Именно благодаря атомным ледоколам возможность побывать на Северном полюсе появилась даже у детей. Ежегодно проходит научно-просветительский проект «Ледокол знаний», в рамках которого школьники могут отправиться к макушке планеты. В августе 2024 года в арктической экспедиции Росатома вместе с одаренными ребятами, учеными и экспертами атомной отрасли поучаствовал известный российский актер Марк Эйдельштейни взял интервью у капитана атомного ледокола «50 лет Победы» Руслана Сасова. Давайте его посмотрим. Учитель организует просмотр и обсуждение видеоинтервью с капитаном атомного ледокола «50 лет Победы» ФГУП «Атомфлот» Русланом Владимировичем Сасовым. Учитель: Что в видеоролике произвело на вас самое большое впечатление? Ответы обучающихся. Учитель: Как вы думаете, почему Руслан Владимирович гордится своей работой? Ответы обучающихся. Учитель: Ребята, на ваших партах лежат листочки. Ваша задача: посоветоваться с соседом по парте и написать, какими качествами должен обладать капитан. На задание у вас две минуты. Учитель организует выполнение интерактивных заданий в парах. Учитель: Атомный ледокольный флот – гордость России. Атомные ледоколы есть только у нашей страны. Как вы думаете, ребята, сколько сейчас в мире атомных ледоколов? Подсказка была в интервью капитана. Ответы обучающихся. Учитель: : В состав атомного ледокольного флота России сейчас входит 8 атомоходов. Это мощные гиганты высотой в несколько этажей! Высота самого первого в мире легендарного атомного ледокола «Ленин» – 47 метров! Это как высота 15-этажного дома. Весит такое судно как 130 синих китов, а его мощность – 44 тысячи лошадиных сил. С тех пор наука и технологии шагнули далеко вперед. Высота самого мощного на сегодняшний день атомного ледокола «Арктика» – почти 60 метров, он способен преодолевать льды толщиной до 3 метров. Посмотрите на слайд презентации. Что производит на вас самое большое впечатление? Ответы обучающихся. Физминутка: Надо руки нам погреть, Руки вверх, руки вниз На носочки подтянись, Руки ставим на бочок На носочках скок, скок, скок, А затем вприсядку, Вот и сделали зарядку! Учитель: Арктика сурова, но не безлюдна. На территории Арктики и в приарктической зоне живут люди. Как думаете, как они живут там? Что надевают, что едят? Чем занимаются? Посмотрите на фотографии, они помогут вам ответить на вопросы (презентация к занятию). Ответы обучающихся. Учитель: Многие жители Арктической зоны занимаются разведением северных оленей, поэтому ведут кочевой образ жизни. Как вы это понимаете? Ответы обучающихся. Учитель: Это значит, что семьи оленеводов со своими стадами не живут в одном и том же месте, а переезжают, причем круглый год, иногда раз в несколько недель, а иногда и каждые два-три дня. Это от того, насколько быстро у оленей закончится пища: ягель, грибы, ягоды, кустарники. И конечно, дети кочуют вместе с родителями. Но как же они учатся? Как вы думаете, может ли школа переезжать раз в несколько дней? Ответы обучающихся. Учитель: Оказывается, может. Дети учатся в кочевой школе. Уроки им дает учитель, который кочует вместе с оленеводами. Учитель: Ребята, теперь Вам понадобятся карандаши, фломастеры и альбомные листы. Мы поделимся на команды и попробуем нарисовать дом, одежду и животных Арктики. Учитель распределяет детей на группы для выполнения задания. |