Час откровенного разговора.
Тема: « Секреты здорового питания».
учитель начальных классов
Устинова Е.В.
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
г. Липецка
Возраст обучающихся -9 лет
Используемая часть программы
«Разговор о правильном питании» -
«Две недели в лагере здоровья»
М. М. Безруких, Т.А. Филиппова
Описание системы работы по реализации выбранной части программы:
А) основные воспитательные и образовательные задачи:
Расширение знаний детей о правилах питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.
-
Б) Планирование реализации содержания выбранной части программы:
Реализация Программы осуществляется в течение учебного периода, а также часть вопросов программы рассматривается в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий согласно планов воспитательной работы 1-4 классов), при изучении отдельных тем по окружающему миру , в рамках кружковой работы, направленной на формирование у школьников здорового образа жизни. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.
Так, ряд тем первой части Программы «Разговор о правильном питании» может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира и т.д.
Темы второй части Программы «Две недели в лагере с дневным пребыванием» могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках труда.
В) Основные формы и направления педагогической работы.
В ходе реализации Программы, используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности, распространенными при этом являются игровые методики, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа рассчитана на школьников в возрасте от 6 до 11 лет и состоит из частей:
- "Разговор о правильном питании" - для школьников 6-8 лет;
- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет.
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
"Разговор о правильном питании."
" Разнообразие питания:
1. "Самые полезные продукты",
2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
3. "Где найти витамины весной",
4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
5. "Каждому овощу свое время");
" Гигиена питания:
"Как правильно есть"
" Режим питания:
"Удивительные превращения пирожка"
" Рацион питания:
1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
2. "Плох обед, если хлеба нет",
3. "Полдник. Время есть булочки",
4. "Пора ужинать",
5. "Если хочется пить";
" Культура питания:
1. "На вкус и цвет товарищей нет",
2. "День рождения Зелибобы".
"Две недели в лагере здоровья"
" Разнообразие питания:
1. "Из чего состоит наша пища",
2. "Что нужно есть в разное время года",
3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
4. «Секреты здорового питания»
" Гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как готовят пищу",
2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен");
" Этикет:
1. "Как правильно накрыть стол",
2. "Как правильно вести себя за столом";
" Рацион питания:
1. "Молоко и молочные продукты",
2. "Блюда из зерна",
3. "Какую пищу можно найти в лесу",
4. "Что и как приготовить из рыбы", 5. "Дары моря");
" Традиции и культура питания:
"Кулинарное путешествие по России".
2. Описание методики реализации конкретной темы из выбранной части программы.
Задачи:
учить различать полезные продукты для здоровья; познакомить с правилами правильного питания;
воспитывать культуру питания;
развивать память, мышление, внимание; расширять кругозор детей.
Основные формы педагогической работы:
Подготовка фотоколлаж «Плакаты о правильном питании»;
Подготовка фотоколлажей «Любимые продукты в моей семье»;
Творческая работа;
Проведение оздоровительной минутки;
Занимательная беседа;
Игра.
Оборудование:
плакат « Здоровое питание»;
разрезанные таблички с пословицами;
выставка рисунков « Полезные и неполезные продукты питания»;
карточки с названиями полезных и вредных продуктов;
фотоколлажи «Любимые продукты в моей семье», «Правильное питание» цветные карандаши, пластилин, экран.
Ход занятия.
I. Эмоциональный настрой.
Ребята, давайте с вами настроимся на серьёзную работу. Впереди нас ждёт интересная и поучительная беседа.
Пусть голова моя проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть мои руки помогают,
Я всё буду делать красиво.
II. Оргмомент.
- Прежде, чем объявить тему нашего занятия, я задам вам несколько вопросов.
- Вы любите болеть? ( Ответы детей).
- Почему? ( Ответы детей).
- Почему болеть плохо? ( Ответы детей).
- Значит, здоровым быть лучше. Как вы думаете, что на свете дороже всего? ( Ответы детей).
- Правильно - здоровье. А скажите, что такое здоровье в вашем понимании. Зачем нам нужно здоровье? ( Ответы детей).
III. Работа по теме занятия.
Блиц-опрос.
- А кто из вас считает себя абсолютно здоровым? Поднимите руку.
- Кто себя считает не совсем здоровым? Почему? ( Ответы детей).
- Что можно назвать показателями здоровья? ( Хорошее самочувствие, настроение, правильная осанка, стройность, активность, общий тонус, состояние отдельных органов организма-кожи, органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, волос, ногтей.)
- Как часто вы болеете в течение года, например? ( Ответы детей).
- Что вы можете сказать о своём зрении?
- Всегда ли у вас прекрасное настроение и хорошее самочувствие?
- Какой вывод можно сделать? ( Среди нас нет абсолютно здоровых людей).
- А от чего же зависит наше здоровье? ( Образ жизни, режим труда, сна, экология, питание).
- На ваш взгляд, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?
Формулирование темы занятия.
- Итак, можно сказать, что наибольшее значение для нас имеет питание. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего разговора. ( Ответы детей).
- Нашу встречу посвятим достаточно актуальной и чрезвычайно важной в наши дни теме - теме здорового питания.
- Эпиграфом нашего занятия можно считать вот эти мудрые слова, которые вы видите на доске: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Принадлежат они древним людям. Мы к ним сегодня ещё вернёмся.
IV. Анализ ситуации.
- В жизни иногда можно увидеть и услышать и такое. ( Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала».)
Раз бабулю Люсю посетила внучка,
Крохотная девочка, милая Варюшка.
Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая-умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени..
Морщит Варя носик-есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое-это главная еда,
Остальные все продукты- ерунда!
Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,
Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?
- Поделитесь своим мнением по-поводу услышанного. Что станет с Варей, если она продолжит плохо есть? ( Ответы детей).
V. Беседа по теме.
1. Работа с выставкой рисунков.
- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание-условие здоровья, неправильное-приводит к болезням. Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Давайте обратимся к выставке ваших рисунков.
Игра « Угадай-ка».
-Угадайте, о каком знакомом продукте идёт речь.
Чистое небо, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мёд,
От рогатого берут,
Малым детям дают. ( Молоко )
Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг-другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.
Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на экране:
Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется … .
Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета … .
Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится … .
Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится … .
3. Конкурс « Эрудит». ( Работа в группах)
- Соберите пословицы о продуктах питания.
Всякому нужен и … ( обед и ужин ).
Голодной лисице … ( виноград снится ).
Голодному Федоту любые … ( щи в охоту ).
Если щи хороши, другой … ( пищи не ищи ).
Хлебушко калачу … ( дедушка ).
Больному помогает врач, а … ( голодному-калач ).
Оздоровительная минутка.
Упражнение « Деревце» ( для осанки)
Стоя за партой, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. ( Выполняется 40 с) опустите руки и расслабьтесь.
Гимнастика для глаз.
При закрытых веках ваши глаза начинают описывать максимальный круг сначала по часовой стрелке, а потом против часовой. Круг делаем не спеша. ( Выполняется 20 с).
Практическое задание «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».
1.- Выберите те продукты, которые полезно есть. Их разукрасят девочки. Неполезные для здоровья продукты питания разукрасят мальчики. ( Проверка ).
Полезные продукты. Неполезные продукты.
Рыба. Чипсы.
Кефир. Пепси.
Геркулес. Фанта.
Подсолнечное масло. Жирное мясо.
Морковь. Торты.
Лук. « Сникерс».
Капуста. Шоколадные конфеты.
Яблоки, груши. Пирожные.
2.- Отгадайте загадку:
Если б зубы не болели,
Щёки дружно не краснели,
Если б мама разрешила,
Много-много их купила
В ярких фантиках цветных
И в бумажках золотых,
То наш завтрак и обед
Состоял бы из … ( конфет )
- То, о чём идёт речь, вылепите из пластилина.
VII. Творческая работа « Продолжи сказку ».
« Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».
- Какая беда случилась с принцессой? ( Ответ детей ).
-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?
- Какие советы вы дадите? ( Рассуждения детей )
Знакомство с «пирамидой здорового питания»
VIII.Итог занятия. Рефлексия
- Попробуйте сформулировать « золотые правила питания ». Для завершения фразы выберите нужную концовку.
Воздерживайтесь от … ( жирной пищи ).
Остерегайтесь очень … ( острого и солёного ).
Сладостей тысячи, а … ( здоровье одно ).
Овощи и фрукты- … ( полезные продукты ).
Главное- … ( не переедать ).
Тщательно … ( пережёвывайте пищу ), не спешите … ( глотать ).
- А я хочу вам дать ещё один важный совет: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
- Сейчас давайте вернёмся к эпиграфу сегодняшнего занятия. Как вы понимаете его смысл?
IX. Домашнее задание ( задание для любознательных ).
- Если у вас будет желание, дома можете провести опыт, определить жирная ли пища и о результатах опыта расскажите на следующем занятии.
Нужно взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 15 минут посмотреть. Если продукт жирный. На бумаге останется жирное пятно.
Участие родителей в реализации конкурсной работы:
Ежегодно в нашей школе проходит конкурс «Разговор о правильном питании». Активными и непосредственными участниками этого конкурса являются дети и их родители. Одними из важных приемов формирования знаний о правильном питании организация практических занятий.
Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.
Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.
Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.
Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).
Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.
Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.
Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.
Оценка эффективности конкурсной работы:
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о правильном питании, как основной составляющей здорового образа жизни. Эти знания формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, играм, проектной деятельности детей.
В начальной школе очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся два раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «Полезные продукты», «Если хочешь быть здоровым» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, в выставках фотоколлажей и рисунков, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового питания. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Дополнительные источники информации:
Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с.
«Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Л.А.Обухова, Л.А.Масякина;
Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А,Г.Макеева,- М: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- 72 с.Продукты и блюда в детском питании/ Ладодо К.С.- М.; 1991,190с.
Книга о здоровье детей/ Студеникин М. Я._ М.,1986, 287с.
Витамины/ Смирнова М.П.- М.: Медицина, 1974
Питание и здоровье/ Сорокина Н.Ф.- Минск, 1994, 350 с.
Русские пословицы и поговорки от А до Я. :Словарь – игра . - / Степанов В. М.:- АСТ ПРЕСС,1998.204 с




