СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа. "Час откровенного разговора. Секреты здорового питания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот классный час проводился в 3 классе. Тема классного часа очень актуальна для детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа. "Час откровенного разговора. Секреты здорового питания"»








Час откровенного разговора.


Тема: « Секреты здорового питания».














учитель начальных классов

Устинова Е.В.


Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

г. Липецка


Возраст обучающихся -9 лет

Используемая часть программы

«Разговор о правильном питании» -

«Две недели в лагере здоровья»

М. М. Безруких, Т.А. Филиппова







  1. Описание системы работы по реализации выбранной части программы:


А) основные воспитательные и образовательные задачи:

  • Расширение знаний детей о правилах питания, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

  • Формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;

  • Формирование представлений о правилах этикета, связанных с питанием, пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем.

Б) Планирование реализации содержания выбранной части программы:

Реализация Программы осуществляется в течение учебного периода, а также часть вопросов программы рассматривается в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий согласно планов воспитательной работы 1-4 классов), при изучении отдельных тем по окружающему миру , в рамках кружковой работы, направленной на формирование у школьников здорового образа жизни. Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.

Так, ряд тем первой части Программы «Разговор о правильном питании» может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира и т.д.

Темы второй части Программы «Две недели в лагере с дневным пребыванием» могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках труда.


В) Основные формы и направления педагогической работы.

В ходе реализации Программы, используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности, распространенными при этом являются игровые методики, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.


Программа рассчитана на школьников в возрасте от 6 до 11 лет и состоит из частей:

- "Разговор о правильном питании" - для школьников 6-8 лет;

- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет.


Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка или подростка, методическое пособие для учителей и родителей. В учебно-методический комплект для первой части программы дополнительно включены плакаты и брошюра для родителей.

Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:


- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.


Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;

- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.


Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

"Разговор о правильном питании."

" Разнообразие питания:

1. "Самые полезные продукты",

2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",

3. "Где найти витамины весной",

4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",

5. "Каждому овощу свое время");

" Гигиена питания:

"Как правильно есть"

" Режим питания:

"Удивительные превращения пирожка"

" Рацион питания:

1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",

2. "Плох обед, если хлеба нет",

3. "Полдник. Время есть булочки",

4. "Пора ужинать",

5. "Если хочется пить";

" Культура питания:

1. "На вкус и цвет товарищей нет",

2. "День рождения Зелибобы".

"Две недели в лагере здоровья"

" Разнообразие питания:

1. "Из чего состоит наша пища",

2. "Что нужно есть в разное время года",

3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";

4. «Секреты здорового питания»

" Гигиена питания и приготовление пищи:

1. "Где и как готовят пищу",

2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен");

" Этикет:

1. "Как правильно накрыть стол",

2. "Как правильно вести себя за столом";

" Рацион питания:

1. "Молоко и молочные продукты",

2. "Блюда из зерна",

3. "Какую пищу можно найти в лесу",

4. "Что и как приготовить из рыбы", 5. "Дары моря");

" Традиции и культура питания:

"Кулинарное путешествие по России".

2. Описание методики реализации конкретной темы из выбранной части программы.

Задачи:

  • учить различать полезные продукты для здоровья; познакомить с правилами правильного питания;

  • воспитывать культуру питания;

  • развивать память, мышление, внимание; расширять кругозор детей.

Основные формы педагогической работы:

  • Подготовка фотоколлаж «Плакаты о правильном питании»;

  • Подготовка фотоколлажей «Любимые продукты в моей семье»;

  • Творческая работа;

  • Проведение оздоровительной минутки;

  • Занимательная беседа;

  • Игра.




Оборудование:

  • плакат « Здоровое питание»;

  • разрезанные таблички с пословицами;

  • выставка рисунков « Полезные и неполезные продукты питания»;

  • карточки с названиями полезных и вредных продуктов;

  • фотоколлажи «Любимые продукты в моей семье», «Правильное питание» цветные карандаши, пластилин, экран.


Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой.

Ребята, давайте с вами настроимся на серьёзную работу. Впереди нас ждёт интересная и поучительная беседа.

Пусть голова моя проснётся,

Пусть моё сердце любит,

Пусть мои руки помогают,

Я всё буду делать красиво.

II. Оргмомент.

- Прежде, чем объявить тему нашего занятия, я задам вам несколько вопросов.

- Вы любите болеть? ( Ответы детей).

- Почему? ( Ответы детей).

- Почему болеть плохо? ( Ответы детей).

- Значит, здоровым быть лучше. Как вы думаете, что на свете дороже всего? ( Ответы детей).

- Правильно - здоровье. А скажите, что такое здоровье в вашем понимании. Зачем нам нужно здоровье? ( Ответы детей).

III. Работа по теме занятия.

  1. Блиц-опрос.

- А кто из вас считает себя абсолютно здоровым? Поднимите руку.

- Кто себя считает не совсем здоровым? Почему? ( Ответы детей).

- Что можно назвать показателями здоровья? ( Хорошее самочувствие, настроение, правильная осанка, стройность, активность, общий тонус, состояние отдельных органов организма-кожи, органов дыхания, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы, волос, ногтей.)

- Как часто вы болеете в течение года, например? ( Ответы детей).

- Что вы можете сказать о своём зрении?

- Всегда ли у вас прекрасное настроение и хорошее самочувствие?

- Какой вывод можно сделать? ( Среди нас нет абсолютно здоровых людей).

- А от чего же зависит наше здоровье? ( Образ жизни, режим труда, сна, экология, питание).

- На ваш взгляд, что из названного сильнее всего отражается на общем состоянии организма, на его здоровье?

    1. Формулирование темы занятия.

- Итак, можно сказать, что наибольшее значение для нас имеет питание. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего разговора. ( Ответы детей).

- Нашу встречу посвятим достаточно актуальной и чрезвычайно важной в наши дни теме - теме здорового питания.

- Эпиграфом нашего занятия можно считать вот эти мудрые слова, которые вы видите на доске: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Принадлежат они древним людям. Мы к ним сегодня ещё вернёмся.

IV. Анализ ситуации.

- В жизни иногда можно увидеть и услышать и такое. ( Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова « Про девочку, которая плохо кушала».)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюшка.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

- Кушай, Варечка, скорей - будешь крепче, здоровей,

Вырастешь такая-умная, большая,

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.

- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.

- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени..

Морщит Варя носик-есть она не хочет.

- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты, мороженое-это главная еда,

Остальные все продукты- ерунда!

Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдёт,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

- Поделитесь своим мнением по-поводу услышанного. Что станет с Варей, если она продолжит плохо есть? ( Ответы детей).

V. Беседа по теме.

1. Работа с выставкой рисунков.

- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание-условие здоровья, неправильное-приводит к болезням. Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему? Давайте обратимся к выставке ваших рисунков.

      1. Игра « Угадай-ка».

-Угадайте, о каком знакомом продукте идёт речь.

Чистое небо, да не вода,

Клейкое, да не смола,

Белое, да не снег,

Сладкое, да не мёд,

От рогатого берут,

Малым детям дают. ( Молоко )


  • А знаете ли вы, какие продукты можно сделать из молока?

Давайте поиграем: назовите молочный продукт, ваш друг-другой молочный продукт и т. д. Название одного и того же продукта нельзя дважды повторять. Выигрывает тот, кто вспомнит больше названий молочных продуктов.

Вспомнить же некоторые продукты, приготовленные из молока, вам поможет текст на экране:

  • Если молоко оставить на сутки в тёплом месте, оно прокиснет и образуется … .

  • Если прокисшее молоко слегка подогреть, из него выделится плотный сгусток белого цвета … .

  • Если молоко поставить в горячую духовку и подержать там часа два, то получится … .

  • Если в горячую духовку поставить прокисшее молоко, то получится … .

3. Конкурс « Эрудит». ( Работа в группах)

- Соберите пословицы о продуктах питания.

  • Всякому нужен и … ( обед и ужин ).

  • Голодной лисице … ( виноград снится ).

  • Голодному Федоту любые … ( щи в охоту ).

  • Если щи хороши, другой … ( пищи не ищи ).

  • Хлебушко калачу … ( дедушка ).

  • Больному помогает врач, а … ( голодному-калач ).

  1. Оздоровительная минутка.

Упражнение « Деревце» ( для осанки)

Стоя за партой, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. ( Выполняется 40 с) опустите руки и расслабьтесь.

Гимнастика для глаз.

При закрытых веках ваши глаза начинают описывать максимальный круг сначала по часовой стрелке, а потом против часовой. Круг делаем не спеша. ( Выполняется 20 с).

    1. Практическое задание «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».


1.- Выберите те продукты, которые полезно есть. Их разукрасят девочки. Неполезные для здоровья продукты питания разукрасят мальчики. ( Проверка ).

Полезные продукты. Неполезные продукты.

Рыба. Чипсы.

Кефир. Пепси.

Геркулес. Фанта.

Подсолнечное масло. Жирное мясо.

Морковь. Торты.

Лук. « Сникерс».

Капуста. Шоколадные конфеты.

Яблоки, груши. Пирожные.


2.- Отгадайте загадку:

Если б зубы не болели,

Щёки дружно не краснели,

Если б мама разрешила,

Много-много их купила

В ярких фантиках цветных

И в бумажках золотых,

То наш завтрак и обед

Состоял бы из … ( конфет )

- То, о чём идёт речь, вылепите из пластилина.


VII. Творческая работа « Продолжи сказку ».

« Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с нею случилась беда».

- Какая беда случилась с принцессой? ( Ответ детей ).

-Можете ли вы посоветовать королю, как можно вылечить принцессу?

- Какие советы вы дадите? ( Рассуждения детей )


Знакомство с «пирамидой здорового питания»


VIII.Итог занятия. Рефлексия

- Попробуйте сформулировать « золотые правила питания ». Для завершения фразы выберите нужную концовку.

  • Воздерживайтесь от … ( жирной пищи ).

  • Остерегайтесь очень … ( острого и солёного ).

  • Сладостей тысячи, а … ( здоровье одно ).

  • Овощи и фрукты- … ( полезные продукты ).

  • Главное- … ( не переедать ).

  • Тщательно … ( пережёвывайте пищу ), не спешите … ( глотать ).

- А я хочу вам дать ещё один важный совет: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

- Сейчас давайте вернёмся к эпиграфу сегодняшнего занятия. Как вы понимаете его смысл?

IX. Домашнее задание ( задание для любознательных ).

- Если у вас будет желание, дома можете провести опыт, определить жирная ли пища и о результатах опыта расскажите на следующем занятии.

Нужно взять небольшие порции разных продуктов: кусочек хлеба, яблока, колбасы и т. д. Срезанной частью положить на лист бумаги. Через 15 минут посмотреть. Если продукт жирный. На бумаге останется жирное пятно.


Участие родителей в реализации конкурсной работы:



Ежегодно в нашей школе проходит конкурс «Разговор о правильном питании». Активными и непосредственными участниками этого конкурса являются дети и их родители. Одними из важных приемов формирования знаний о правильном питании организация практических занятий.

Такие занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Прежде всего, нужно позаботиться о соблюдении режима питания.


Детям 6-7 лет необходимо есть 4-5 раз в день, перерыв между приемами пищи - не больше 3-3,5 часов. Если время завтрака, обеда, полдника и ужина соблюдается изо дня в день, организм ребенка начинает заранее готовиться к приему пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания - лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.


Если пришло время завтракать или обедать, а ребенок совсем не хочет есть, предложите ему выпить стакан сока, молока или съесть яблоко.


Не стоит принуждать ребенка, сердиться, нервничать. Ваши настойчивые уговоры и требования могут сформировать у малыша стойкое отвращение к еде и привести к развитию анорексии (невротическому нарушению, выражающемуся в отказе от пищи).


Чтобы «разбудить» у ребенка аппетит, перед основным приемом пищи дайте ему овощной или фруктовый салат. Благодаря этому блюду начинает выделяться желудочный сок, и у малыша возникает желание поесть.


Стоит обратить внимание на темперамент вашего сына или дочери. Спокойный, уравновешенный ребенок способен легко «настроиться» на еду, и аппетит у него возникает сразу, как только он начинает есть. Подвижным, впечатлительным мальчикам и девочкам нужно время, чтобы успокоиться и ощутить голод. Поэтому не стоит требовать от таких детей, чтобы они немедленно приступали к еде. Пусть они помогут Вам накрыть на стол, приготовят посуду, все это позволит непоседам «настроиться» на еду.


Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.


Оценка эффективности конкурсной работы:

Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о правильном питании, как основной составляющей здорового образа жизни. Эти знания формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, играм, проектной деятельности детей.

В начальной школе очень популярны так называемые «Уроки здоровья», которые проводятся два раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. Например, «Полезные продукты», «Если хочешь быть здоровым» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, в выставках фотоколлажей и рисунков, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового питания. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.


Дополнительные источники информации:

  • Учебно-методический комплект «Разговор о правильном питании». М.М. Безруких.- М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с.

  • «Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы» Л.А.Обухова, Л.А.Масякина;

  • Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т. А. Филиппова, А,Г.Макеева,- М: ОЛМА Медиа Групп, 2012.- 72 с.Продукты и блюда в детском питании/ Ладодо К.С.- М.; 1991,190с.

  • Книга о здоровье детей/ Студеникин М. Я._ М.,1986, 287с.

  • Витамины/ Смирнова М.П.- М.: Медицина, 1974

  • Питание и здоровье/ Сорокина Н.Ф.- Минск, 1994, 350 с.

  • Русские пословицы и поговорки от А до Я. :Словарь – игра . - / Степанов В. М.:- АСТ ПРЕСС,1998.204 с