Программа «Школа 2000…»
Схема анализа урока
Технология деятельностного метода
№ | Этапы урока | Требования к этапам | Обратите внимание на… |
1 | Орг. момент | Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. | Наблюдается ли готовность к учебной деятельности? |
2 | Актуализация знаний и фиксирование затруднения в деятельности | Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. | Соответствуют ли задания содержательной установке урока? Свободно ли владеют дети предложенным содержанием? Выявляются ли причины ошибок? Является ли индивидуальной деятельность детей в проблемной ситуации? Зафиксировано ли самими детьми запланированное затруднение? |
3 | Постановка учебной задачи | Фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. | Дети указали самостоятельно причину затруднения? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма (понятия)? Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации? Зафиксирована ли тема и цель урока? |
4 | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) | Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода. Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково. | Выбрали ли метод решения проблемы дети самостоятельно? Предложено ли решение проблемы самими детьми? Не нарушена ли учителем роль организатора (а не участника) коммуникации? Достаточно ли четко зафиксирован новый способ действия? |
5 | Первичное закрепление во внешней речи | Решение детьми типовых заданий на новый способ действий. Проговаривание способа решения в громкой речи. | Успешно ли дети справились с предложенными заданиями? Согласованны ли процесс решения задания и его комментирования? Грамотная ли математическая речь? |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой в классе | Самостоятельная работа и самоконтроль детьми типовых заданий. Создание мотивации на успех для каждого ребенка. | Самостоятельно ли дети проверяли свою работу? Какая часть детей верно ее выполнила? Организована ли корректировка знаний для детей, не справившихся с работой? Создана ли мотивация на успех для каждого ребенка? |
7 | Включение в систему знаний и повторение | Включение нового знания в систему знаний. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. | Какая часть детей включена в самостоятельное решение задач на повторение? Реализованы ли в процессе выполнения задания запланированные цели повторения? |
8 | Рефлексия деятельности (итог занятия) | Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали? Каким способом?) Самооценка детьми собственной деятельности. | Правильно ли зафиксировали дети полученное на уроке новое знание? Проведена ли самооценка детьми своей деятельности? Каков итог? Каково эмоциональное и психофизиологическое состояние детей? |
Основные цели
Повторение и закрепление учебного материала.
Формирование алгоритма рефлексивного мышления.
Структура урока
Самоопределение к деятельности.
Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
Актуализация знаний.
Организуется повторение используемых способов действий (норм) – понятий, алгоритмов (правил), свойств, с фиксацией соответствующих эталонов.
Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности учащихся).
Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.
Этап завершается указанием способов действий (норм), в которых допущены ошибки.
Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
Построение проекта преодоления затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.
Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).
Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует заново результат деятельности.
Включение в систему знаний и повторение.
При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.