Подготовительный | Создание условий для успешного включения в деятельность (актуализация знаний и способов действий, фиксация затруднения в деятельности, выявление проблемы, формулировка совместно с обучающимися темы и целей внеурочного занятия). | - Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, а если кто знает, может подпевать. (Звучит песня «Настоящий друг».) - Вы сейчас послушали песню, и даже некоторые её подпевали. - О ком и о чём эта песня? - Как вы думаете, о чём же пойдёт сегодня речь на нашем занятии? - Так как мы сформулируем тему нашего занятия? Дружба – чудесное слово!» - Обратите внимание. У меня на доске три записи. Друг Дружба Дружить - Ребята, продолжите фразу? (Записываю кратко высказывания детей на доску) Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг – это одноклассник, с которым делишься школьным завтраком. Друг – это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно. - Посмотрите ребята на ваши высказывания. Что интересного заметили? - В чём у нас затруднения? - Так какая будет цель нашего занятия? - Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг. Выработаем правила дружбы и запомним их. | Слушают песню. Дети, знающие слова, подпевают. О дружбе, о друзьях, -об умении дружить -Дружба Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, что такое дружба в их понимании, что означает слово «дружить». У нас слово было одно, а высказывания разные. У нас разные мнения по одному слову. Ответы детей. |
Деятельностный | Организация работы по решению проблемы (раскрытие и закрепление основного содержания занятия, решение поставленной проблемы | Сейчас я вам предлагаю уточнить определения «Друг», «Дружба» и «Дружить» с помощью толкового словарика русского языка. - Вы правильно всё нашли. Молодцы. - А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой; сторонник, защитник. ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУЖИТЬ – находиться с кем - то в дружбе. - Мы выяснили, что обозначают слова «друг», «дружба» и «дружить», теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем. Коллективная работа. Работа над понятием «настоящий друг» - Ребята, а каким должен быть настоящий друг? Выясним это сейчас, работая вместе. - Я предлагаю вам карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг. На карточках записаны слова: скромный, добрый, честный, злой, завистливый, смелый, общительный, отзывчивый, хвастливый, вежливый, жадный, равнодушный. -Почему вы их выбрали? - Какие слова остались? - Ребята, почему оставили слова злой, завистливый, хвастливый, жадный, равнодушный? - Что нужно знать, чтобы дружба не распалась? -Какие же правила дружбы вы знаете? Чаще улыбайся другу. Умей выслушать своего друга. Называй друга по имени. Совершив ошибку, признай и исправь ее. Помогай другу в беде. Не обманывай друга. Умей с другом разделить радость. Останови друга, если он делает что-то плохое. Не смейся над недостатками друга. - Какой вывод можно сделать? - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах… - Поможете мне их собрать? - Я предлагаю вам поработать в группах. -У вас лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит смысл. • 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей” • 2-я группа "Нет друга - ищи, а нашёл - береги” А есть ли у вас друзья? Расскажите о своем друге по плану: ПЛАН Как зовут друга (подругу)? Сколько ему (ей) лет? Как давно вы дружите? Чем любите заниматься в свободное время? За что ты его (её) любишь? - Какие вы молодцы! У вас действительно хорошие друзья. Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. - Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка». - В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка вместе с друзьями решают построить домик друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас необычные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего домика друзей. Поработайте в парах и выберите тот кирпичик, который на ваш взгляд самый нужный. Счастье, доверие, любовь, жадность, гнев, злость, отзывчивость, решительность, справедливость, благородство, внимательность, верность, лживость, доброта, честность. - Ваш домик друзей построен. В нём будут царить: счастье, доверие и любовь. Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. | (Дети ищут определение и зачитывают, работа в парах.) Друг – человек, близкий по интересам; товарищ, приятель. Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Дружить – находиться в хороших отношениях, основанных на доверии, уважении, привязанности. Предположения детей. Дети коллективно, советуясь, выбирают качества, прикрепляют на доску, а затем зачитывают. Это качества настоящих друзей. Злой, завистливый, хвастливый, жадный, равнодушный. Дружба распадётся, если у друга будут такие качества, которые мы оставили на столе). Знать правила дружбы! (Работают в парах, готовят как можно больше правил дружбы). Ответы детей. (Читают хором, а потом каждому раздаются правила дружбы) Да! Объяснение смысла пословиц: Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег. Дружба – это та, ценность, которая дана людям и которую нужно беречь. Я хочу рассказать о своём друге. Моего друга зовут Вова, ему 8 лет. Мы дружим с 1 класса. Он помогает мне делать уроки. В свободное время мы играем в футбол и смотрим мультфильмы. Вова верный, добрый, отзывчивый друг. За это я его люблю. Ответы и дополнения детей. -строят домик дружбы |