СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Семья и семь Я"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Семья и семь Я"»

Конспект

классного часа

учителя начальной школы

Галимбековой Ирины Николаевны

Тема урока: Классный час «Семья и семь «Я»

Цели урока:

  • формировать понимание роли родителей и семьи в жизни ребенка и вообще человека,

  • обогащать словарный запас учащихся,

  • формирование у детей понимания семьи как биологического, культурного и социального единения людей.

Оформление композиции: карточки со словами; «Толковый словарь», фотографии – примеры семей в животном мире и мире человека, у каждого ребенка альбомный лист и цветные карандаши или фломастеры.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный.

  2. Ознакомление с темой классного часа.







3. Беседа.












































































































































































































4. Обобщение.




6. Рефлексия.




7. Домашнее задание.






8.Итог урока.


- Вы, наверное, уже слышали, что каждый год наш первый классный час посвящается какому-либо человеку, событию, явлению. Так, был классный час, посвященный молодежи, детям, в прошлом году мы говорили о Челябинске.

А кто знает, кому посвящен наш сегодняшний классный час?


Ребята, вы ходите в школу, чтобы научиться многому из того, что еще не умеете делать, и чтобы узнать о том, чего не ведали раньше, хотя все это может вам пригодиться в жизни.

И все-таки вы уже достаточно большие и многое успели увидеть, узнать, многому научились. Потому что человек учится с первого дня своей жизни и до самого конца ее.

Человеческий детеныш рождается самым беспомощным среди детенышей разных животных: он не умеет передвигаться; если ему неудобно лежать, не может сказать — тепло ему или холодно; не сможет даже придвинуться к маме, когда она совсем рядом.

Но зато человеческие детеныши рождаются очень способными к обучению — как никакие другие детеныши. Они быстро и многому могут учиться буквально первых дней своей жизни, хотя кажется, что они только едят и спят.

Так распорядилась природа: скажем, только что вылупившийся из яйца утенок сразу может идти за своей мамой, самостоятельно кушать и даже плавать. Человеческому детенышу немногое дано от рождения, но зато он может научиться многому, чему никогда в жизни не научатся детеныши птиц, рыб и зверей, например, читать считать, строить дома, разные машины, самолеты, растить сады, собирать урожай...

Кто же и как учит детей всему этому?





















А может быть, народившийся человеческий ребенок-несмысленыш сам по себе учится всему, что потребуется всему потом в жизни?


Чтобы ответить на непростой этот вопрос, придется вспомнить сначала о Маугли, которого — в замечательной сказке английского писателя Джозефа Киплинга — воспитали звери диких джунглей.

Как вы думаете, может такое случиться на самом деле?



Киплинг долгие годы жил в Индии. И там действительно случалось так, что человеческих детенышей утаскивали и воспитывали волки или обезьяны. Когда же люди потом находили таких детей и пытались приобщить их к человеческой жизни, из этого ничего не получалось: дети предпочитали ходить на четвереньках, им мешали человеческие одежды, они не могли есть вареную пищу и с трудом учились разговаривать, так и не осилив человеческой речи.

Что же, Киплинг обманывает своих читателей, рассказывая о Маугли?




Мы должны помнить, что Киплинг написал сказку, именно сказку, а герои ее живут по особым законам. Сказка тем и отличается от повести или рассказа, что в ней всегда должна быть занятная выдумка. Вспомните, хотя бы, сказку о курочке-рябе, о золотом петушке, о попе и его работнике Балде и многие другие.

Один из самых замечательных русских сказочников Александр Сергеевич Пушкин говаривал в свое время: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

Так что, сказки «дают уроки», учат добру, находчивости, смелости и многим другим человеческим доблестям, даже в том случае, когда их героями являются зверь или вымышленные существа, действующие совершенно в нереальных условиях и ситуациях.

Итак, дети учатся житейской мудрости и в школе, и еще раньше — в детском саду, но еще и у героев замечательных сказок, которые передаются из поколения в поколение... Однако ведь и до детского садика дети многому успевают научиться, например, понимать слова и хорошо разговаривать, ходить, кататься на санках, аккуратно кушать и умываться и многому другому.

У кого же они учатся всему этому?



Дети учатся у мамы, папы, старших сестер и братьев, бабушек и дедушек, у всех близких им людей. А они бывают у каждого маленького человека. Близкие люди научат всему, что нужно уметь, понимать и знать, чтобы уверенно чувствовать себя в жизни — сначала домашней, потом во дворе дома среди сверстников, затем детском саду и школе.

А как называются все эти близкие люди вместе — одним словом?


Конечно, это — семья.

А что это такое — семья?..

Когда я готовилась к этой беседе, открыла две толстые и очень умные книги: одна называется «Толковый словарь», а другая — «Энциклопедия» — и прочитала в них, что «семья — это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, которые живут вместе».

О каких же таких близких родственниках здесь идет речь?


Да, это могут быть бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные сестры и братья, племянники и другие.

А как вы думаете, ребята, имеет смысл говорить семье у животных?


Так, давайте-ка еще раз хорошенько задумаемся над тем, что такое «семья». Это, во-первых, — группа (это слово относится не только к людям, но и животным и даже к предметам, которые имеют общие свойства).

Еще одно очень важное слово употребили мы, когда говорили о семье,— «близкие родственники». Значит, чтобы объяснить, что такое семья, нам нужны всего лишь два основных слова: «группа» и «близкие родственники». Но эти самые слова можно употреблять и по отношению к животным, растениям и даже неживым предметам.

Вот почему семьей называют еще и группу животных, состоящих из самца, самки и детенышей, живущих вместе, например, говорят: семья волков, пчелиная семья. И даже — семейка кактусов или опят, или других грибов.

Семьей называют еще группу близких, родственных языков, на которых разговаривают разные народы. Например, русский язык, белорусский, украинский и некоторые другие образуют семью славянских языков.

Вернемся, однако, к семье человеческой: вспомним, так называют группу людей, состоящую из папы, мамы, детей, бабушки, дедушки и других близких родственников, которые живут вместе.

Давайте теперь повнимательней вслушаемся в звучание слова «семья»: семь-я, се-мья, и опять — семь-я.

Наверное, нетрудно услышать при этом звучание двух разных самостоятельных слов: семь и Я.

Казалось бы, а при чем здесь они?

Ну, во-первых, «семь» — это особое, таинственное, я бы даже сказала, волшебное число,

Посудите сами: семь дней в неделе, семь мудрецов на свете было, семь чудес света, «семь раз отмерь, а один отрежь», «семеро одного не ждут», «до седьмого пота», «быть на седьмом небе», «семь шкур спустить с кого-нибудь», «семь верст до небес, и все лесом», «семь — один ответ», и даже — семь планет на небе.

Чем же можно объяснить такую таинственность и волшебство числа семь?

Связано это с открытиями астрономов, которые жили примерно четыре тысячи лет назад и наблюдали звездное небо.

Но при чем тут «семья» и семь «Я» — скажете вы?

Только «Я» — это ведь не просто последняя буква в алфавите. Когда говорят «Я», имеют в виду себя, чтобы выделить самого себя среди окружающих и даже в окружающем мире.

Значит, «семь-я» можно понимать буквально как семь человек, каждый из которых осознает свое значение для других, свое место среди них, свою самостоятельность как человека.

Но тогда почему «семья» — это именно семь «Я», не, скажем, восемь или шесть?

Давайте прикинем довольно типичный вариант молодежной семьи: папа, мама, ребенок (сынок или дочка), две бабушки и два дедушки.

Конечно, бывает в семье и больше детей, но это не сразу, а потом. Случается, что и недосчитается внучек бабушки или дедушки, когда, допустим, один из них умрет. И все-таки чаще всего молодая семья состоит именно из семи человек, так сказать, семи «Я».

А сколько человек в вашей семье? Получается ли у вас «семь-я»?

У кого получилось больше? Меньше? Почему?


Попробуйте изобразить на своем листе всю свою семью. Кого вы там нарисуете? С каким чувством вы будете их рисовать?


А теперь домашнее задание. Оно будет таким: поговорите с папой, мамой, бабушкой, дедушкой и узнайте от них что-нибудь интересное про вашу семью, чтобы на следующем классном часе все мы с увлечением послушали ваш рассказ о вашей семье.










Ответы детей






























Дети высказываются. Возможно, они сразу скажут об учебе в школе. Но ведь в школу ходят с 6—7 лет. Однако до этого они учатся многому. Если дети укажут на детские сады, отметить, что и это правильно, но и до детского садика они многому научились, многое узнали.




Мнения детей.








Дети обсуждают.













Дети обсуждают этот вопрос




























Обсуждение вопроса.











Обсуждение.












Дети отвечают.






Мнения детей.









































































Дети отвечают.




Дети рисуют.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!