СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа "Ставим условие: долой сквернословие!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Ставим условие: долой сквернословие!"»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа №9»











СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ!

Час общения, посвящённый проблеме сквернословия

Сценарий







Подготовил:

Кречетова М.В.

учитель начальных классов









Мысковский городской округ, 2019

Цели: познакомить обучающихся с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 человека).

План мероприятия:

  1. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

  2. Игра «Эстафета добрых слов»

  3. Информационный блок «Заразные слова»

  4. Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?»

  5. Творческие задания

  • Памятка «Как избавиться от сквернословия?»

  • Антиреклама сквернословия

  1. Заключительное слово

  2. Подведение итогов

Ход мероприятия

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни – «копролалия»? (Ответы воспитанников.)

Это тяжёлое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом позже. Сначала послушайте стихи (читает).

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

А.Ахматова

Царственное слово – самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду А.Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий дар? (Воспитанники высказываются)

Обожествление слова – это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И слово было Бог». О том как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Россия – страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему пословиц: «Слово – серебро, а молчание – золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», « Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», « Кроткое слово гнев побеждает», «Ласково слово, что вешний день». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили не слова. Была даже заповедь» « Скажешь не более 7 слов в день – спасёшься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху?

Примерные ответы несовершеннолетних:

  • В словах люди красуются друг перед другом – это грех.

  • Многословие рождает споры и раздоры.

  • Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.

  • Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных, низких тем, человеку некогда задуматься о Боге, смысле жизни.

Ведущий: Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы несовершеннолетних:

  • Много слов иностранных, английских.

  • Много исковерканных слов.

  • Слова пересыпаны матом, ругательствами.

  • Молодёжь употребляет всего 30-40 слов, ничего не читает.

  • Очень много сквернословия.

Ведущий: Ещё ода цитата. Стихотворение В.Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

На слайде (слайд 2) отмечено несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими – спасти, какими – вдохновить?

2. Игра «Эстафета добрых слов».

Ведущий: Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, В.Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной слой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека – это тоже очень хорошее и доброе слово.

(Несовершеннолетние выполняют задание.)

Ведущий: мне кажется, у нас в группе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день.

3. Информационный блок «Заразные слова».

Ведущий: Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова… Вернёмся к началу мероприятия. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия» (слайд 4). Название происходит от греческого копрос – кал, грязь и лалия – речь. Так в медицине называют болезненное. Иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята приготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Послушаем их.

Воспитанник 1: Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие – матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньше урожай. Подобные опыты учёные проводили с водой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям (например, у женщины грубее голос, появляются мужские признаки). С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду». Но и они признают, что мат – это обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2: Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человеку же использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже- он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

  1. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты

  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)

  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

  • Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?

  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

  • Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

5.Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Ведущий. Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата- это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? ( дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

  • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:

  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:

  • читать русскую классическую литературу;

  • запоминать стихотворения, афоризмы.

  • Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители ( ёлки-палки, блин, фиг..). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

 

Составление антирекламы сквернословия.

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с татом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты-придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,

-Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!

-Наше условие-долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

 

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат-дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат-это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

6.Заключительное слово.

Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

Ведущий: Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

7.Подведение итогов.

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить

предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)

ВедущийБудьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое,

что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит.