Погружение воспитанников в тему классного часа Коммуникативные УУД (слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме); Регулятивные УУД (целеполагание, прогнозирование; Познавательные УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ содержания рассказа, вывод) | Действующие лица: Мальвина, Кот Базилио, Лиса Алиса, а также учитель и ученики. Действие 1.Идет урок. -Отгадайте, ребята, загадки. 1. Два братца через дорогу живут, А друг дружку не видят. (Глаза.) 2. Под мостом-мостищем, Под соболем-соболищем 2 соболька разыгрались. (Брови и глаза.) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение либо исполняет его на мотив песни «Девочка моя». Девочка пригожая на селе жила, Только близорукою девочка была. Ведь она читала, лежа в темноте, И теперь уж глазки у нее не те. -Ребята, а о чем же вам рассказывает это стихотворение? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить? -Правильно, наш классный час сегодня будет посвящен главному органу-глазам. -Вы готовы? | Ученик смотрят 1 действие, слушают, анализируют Слушают загадки, называют отгадки Один ученик читает стихотворение, остальные воспринимают информацию, рассуждают Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют готовность к деятельности |
Раскрытие основного содержания классного часа Познавательные УУД (овладение основной и второстепенной информацией; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, самонаблюдений) Логические УУД (анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками) Регулятивные УУД (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик) | -Ребята, самые распространенные недостатки зрения - это неясная видимость близких и далеких предметов - дальнозоркость или близорукость. -Видимость предметов меняется с возрастом человека: ученик, вашего возраста четко видит предмет на расстоянии 7 см, в сорок пять - на расстоянии 33 см, а в семьдесят лет необходимы очки для того, чтобы рассмотреть близкие предметы. У человека развивается дальнозоркость. -А может кто-то знает, что такое дальнозоркость, как это можно определить? -А также есть близорукость, которая часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения. Особенно вредно читать лежа. Распространено неправильное мнение, что к старости близорукость исправляется. Близорукие к старости плохо видят и далекие и близкие предметы. Близорукость и дальнозоркость исправляются очками. Кот Базилио и Лиса Алиса. Здравствуйте, ребята! Мы пришли к вам за помощью. Дело в том, что злой волшебник похитил нашу Мальвину и вернет ее, если мы ответим на его вопросы (показывают листок с вопросами). Но мы, к сожалению, не знаем ответов на эти вопросы. Может, вы нам поможете? -Ребята, давайте поможем выручить Мальвину! Ответим на вопросы? Итак, первый вопрос, пожалуйста! 1. Кот Базилио. От чего зависит цвет наших глаз? Ученик (заранее подготовленный). Это - радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. 2. Кот Базилио (продолжает). С какими глазами рождаются дети? Ученик. С голубыми. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка - роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло. 3. Лиса Алиса. Что это за черная точка в глазах? Ученик. Это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения. Лучи света попадают в фотоаппарат, проходя через выпуклые стекла объектива. В глаз же лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем «цветных рыб» ловят одни ячейки, а «черно-белых» - другие. Если мы в сумерках войдем в темную комнату, мы будем видеть все в серых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки. Кот Базилио . Ой, мне соринка в глаз вдруг попала не вовремя. Ой, больно! Что делать? Ученик. Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальца по глазу от его внешнего угла к носу, и соринка выскочит. Очень полезен настой чая, лекарственных трав, ими ты тоже можешь промыть глаз. Кот Базилио. Спасибо! Лиса Алиса. Зачем человеку слезы? Ученик. Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она была всегда влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть. | Слушают учителя, рассматривают слайд, анализируют, определяют для себя главное Отвечают на вопрос Воспринимают информацию, рассуждают Смотрят 2 действие, анализируют, слушают задание Слушают вопросы, отвечают на них, анализируют ответы друг друга Воспринимают информацию, анализируют, рассуждают Демонстрируют знания по данной проблеме |
Закрепление основного содержания классного часа Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) | Кот Базилио. Знаете ли вы правила, соблюдение которых способствует сохранению нормального зрения? -Ребята, а мы знаем правила сохранения зрения? -Так давайте повторим их, ну или познакомимся с ними. Правила, способствующие сохранению зрения 1. Нельзя читать лежа. 2. Книгу лучше держать на расстоянии 30-35 см от глаз под углом 15 °. 3. Свет должен падать на рабочую поверхность слева, а глаза оставаться в тени. 4. Не стоит смотреть телевизор чаще 3-4 раз в неделю. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 2,5-3 метров. -Кто ответит, что еще поможет сохранению зрения? -Для сохранения нормального зрения также полезны упражнения. -Познакомимся с ними и проведем их все вместе. Упражнения для тренировки глаз 1. Сидя на стуле, спина прямая, взгляд устремлен прямо перед собой, зажмурьте глаза и откройте. 2. Поглаживание век кончиками пальцев. 3. «Восьмерка». Описываем глазами восьмерку. 4. И. п. - рука впереди с вытянутым указательным пальцем. Палец приближать и отодвигать. 5. Задержать взгляд на каком-либо предмете от нескольких секунд до нескольких минут, затем взгляд перевести ближе. 6. Повторить 1-е упражнение. Кот Базилио. Молодцы, ребята, вы правильно ответили на все вопросы. А теперь необходимо найти дорогу к Мальвине -Ребята, поможем найти дорогу Мальвине? (прикрепляет к доске плакаты с лабиринтами). Ребята выполняют задания - проходят по лабиринтам. Действие 3. Появляется Мальвина. Мальвина. Здравствуйте, ребята! Спасибо за то, что вы спасли меня от злого волшебника. Но я еще полностью не расколдована. Кот Базилио. А теперь, чтобы окончательно расколдовать Мальвину и улучшить ей зрение, выполним еще одно задание, требующее много фантазии и выдумки. Мы зачитаем вам начала небольших историй, а вы должны будете их продолжить, то есть придумать, что могло бы произойти с героями этих историй в данных ситуациях. Ситуация 1. Жил один дракончик в одной пещере, в ней было очень темно. Однажды, выйдя из пещеры ... Ситуация 2. Рыбак пошел к морю. Внезапно море взбурлилось, поднялось, ветер сорвал с деревьев листья и ... Ситуация 3. Дюймовочка шла по узкой дорожке. Вдруг поднялся ветер, ее нежное платье всколыхнулось, и на ее лице выступили ... -Молодцы, ребята! Вы помогли освободить Мальвину, а также сохранить и улучшить ей зрение. А теперь давайте все вместе поиграем. Игра «Запомни последовательность». Описание игры: ведущая ставит на парту предметы в определенной последовательности. Дети должны запомнить эту последовательность. Затем они зажмуривают глаза. В этот момент ведущая переставляет некоторые предметы. Открыв глаза, ребята должны определить, что изменилось в расположении предметов. | Слушают вопрос, отвечают Повторяют либо знакомятся с правилами, запоминают Слушают вопрос, отвечают, анализируют ответы друг друга Знакомятся с упражнениями, проводят на себе, запоминают их Слушают вопрос, отвечают, получают задание Выполнение задания Смотрят действие 3, анализируют, выделяют информацию Придумывают продолжение ситуаций, оценивают друг друга Слушают учителя, анализируют Играют в игру |
Итоги классного часа, рефлексия Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения) | -Вои мы и справились с заданиями, молодцы, ребята! Вы с пользой провели время, а что вы нового узнали для себя? -А что теперь вы будете делать, чтобы сохранить свое зрение? -Я уверена, что вы будете заботиться о своем зрении, а теперь можете быть свободны! | Отвечают на вопросы учителя, демонстрируют полученные знания |