Организационный | Учитель: Запомните заповеди юного эколога: Не только смотри, а наблюдай, Не шуми, а слушай и понимай, Не обижай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным. Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом. Учитель: Добрый день, ребята! Как вы уже поняли, наш сегодняшний классный час пройдет в необычной форме. Поднимите руку те, кто любит путешествовать или ходить в поход, а, может быть, кто-то хотел бы это сделать. Мы приглашаем вас поучаствовать в игре по станциям «Юные экологи»! Ваша задача состоит в том, чтобы двигаться по маршрутному листу и поочередно проходить станции, где вы будете получать определенное количество баллов за выполнение заданий. Когда каждая команда пройдёт все станции, мы посчитаем количество очков каждой команды. Те, у кого будет больше всего очков – станут победителями нашей игры. Всем понятны правила игры? Тогда теперь вы должны разделиться на 5 команд по 6 человек в каждой, а также придумать название для команды, связанное с природой. Учитель: Итак, каждая команда сейчас получит маршрутный лист, по которым вам нужно следовать. Время для прохождения каждой станции – 5 минут, потом переходите на другую станцию. За путевыми листами приглашаются командиры от каждой команды. Когда пройдёте все станции, подходите ко нам и сдавайте путевой лист. Готовы начинать? Тогда желаем вам всем удачи! Раздача путевых листов командам | Музыкальное сопровождение Приложение 1 |
Основной | Каждая команда проходит станции поочередно Станция «Жалобная книга природы» Учитель: Когда мы отправляемся в поход, мы не всегда думаем о природе, о том, как ей не навредить И природа создала свою книгу жалоб, я прочту некоторые жалобы, а вам нужно догадаться кто их автор. За каждого угаданного автора 1 балл. «Шестьдесят лет прожила я на свете, но прошлой весной подошёл ко мне юный турист и на стволе у меня вырезал слово: «Лёня» и мой сок вытек. Летом дачник подошёл и вырезал «Ваня», теперь под кору залезают разные вредные насекомые, и я погибаю». (береза) «Сама знаю, что не красавица, живу я на болоте. Песни громко распеваю и комариков глотаю. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая». (жаба) «Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы.» (муравей) «Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост.» (ящерица) «Я ни жив, ни мертв стою. До того запуган – шелестеть боюсь. Кидают в меня чем попало, палки и камни так и свистят. Это ребята жёлуди сшибают. Не могут дождаться, пока они сами на землю упадут. Весь я в царапинах и трещинах, все ветки мне повыкручивали, а сучки поломали». (дуб) Мы самые красивые насекомые в мире. Не приносим никакого вреда. А из-за своей красоты страдаем. Очень часто люди видят что-то красивое и говорят: мне бы такое! Как хочется иметь такую красоту! Люди, остановитесь! Поймав нас, вы нарушаете закон. Ведь некоторые из нас очень редкие и занесены в Красную книгу. Не убивайте нас! (бабочка) «Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, им не нравятся и глаза, говорят у меня не красивые! Считают, что я беду приношу. А я всю ночь летаю - мышей добываю. А станет светло, спать лечу в дупло». (сова) На земном шаре нет, пожалуй, такова существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (летучая мышь) А нам как плохо живется – хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А ведь мы пользу приносим. Нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Хоть мы не кусаемся, а просто прокалываем кожу человека хоботком, чтобы выпить капельку крови, которая необходима с,амке. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся. (комары) Ох, а мне как порой несладко приходится. Все меня обходят стороной, обижают меня. Говорят, что я злая и жгучая, сорняком обзывают. А из меня ведь и суп можно сварить, и салат приготовить. И как лекарственное средство я незаменима для того, чтобы волосы густыми да красивыми были, а отвар из меня- хорошего средства от кашля и полезен для желудка. (крапива) Станция «Лесная тропа» Учитель: На этой станции вы должны собрать из элементов листьев (шишек) и соединить их с названием дерева. Станция «Экологический десант» Учитель: Что бы идти дальше, я должна быть уверена, что вы умеете правильно вести себя в лесу. Задание 1: Отвечайте «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ вы получите балл. 1. Если мы придём в лесок, мы сорвём в лесу цветок. (Нет) 2. Если съели пирожок, выбросим бумажку. (Нет) 3. Мусор дружно соберём и с собою унесём. (Да) 4. Разведем в лесу костер, а тушить не станем. (Нет) 5. Очень сильно насорили и убрать забыли. (Нет) 6. Кто-то ветку надломил – мы её подвяжем (Да) 7. Громко музыку включать мы в лесу не станем (Да) Учитель: Некоторые люди после пикника в лесу оставляют за собой много мусора. Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Ваша задача – рассортировать мусор. Задание 2: Перед вами 4 контейнера разного цвета. Рассортируйте мусор. БАНКИ ПОСУДА ГАЗЕТЫ КОРОБКА ТАЗИК и тд. 1.СИНИЙ- пластик 2.ЖЕЛТЫЙ-бумага 3.КРАСНЫЙ-металл 4.ЗЕЛЕНЫЙ-стекло Станция «Эрудит» Из слов «ПРИРОДА, СОРТИРОВКА» составить как можно больше слов. 1 слово 1 балл. Возможные варианты слов: ДАР РОД ПОРА и тд. Станция «Сказочная экология» Учитель: Я приветствую вас на станции «Сказочная экология». В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней. Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»). Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений. В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно! Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках. Растения в сказках. Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее). Назовите сказки, в которых встречаются растения. 1. «Жар- птица» – яблоня 2. «Репка» – репа 3. «Снежная королева» – розы 4. «Золушка» – тыква 5. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка 6. «Царевна на горошине» - горох 7. «Гуси-лебеди» - яблоня Неживая природа в сказках Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее. Назовите сказки, в которых неживая природа оживает. 1. «Два мороза» - мороз 2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер 3. «Гуси-лебеди» - речка 4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце 5. «Как Луна появилась на небе» - луна 6. «Снег и заяц» - снег | Приложение 2 Приложение 3 |