СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект классного часа в 5 классе на тему "Учитесь делать добрые дела"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа в 5 классе на тему "Учитесь делать добрые дела"»

Классный руководитель 5 класса

МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»

Сардарова М.А.







Цели:

1) Воспитать доброту и милосердие по отношению к людям, показать на примерах великолепную силу доброты;

2) Формировать знания о бережном отношении к окружающим людям.

Оборудование: «солнце человечности и доброты», «островок доброты», «свод законов доброты»

Ход классного часа

Орг. момент. Знакомство с темой, и целями классного часа. Вступительное слово учителя:

«В дела ты добрые вложи

Все лучшее своей души»

Г оворят, что, если есть в человеке доброта, зна­чит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмо­циональную школу - школу воспитания добрых чувств.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и пе­реживать за других людей создает основу человеческого счас­тья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и челове­ческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей. Еще в V веке до н.э. китайский философ Конфу­ций сказал: «Кто полон милосердия, тот непременно храбр, Кто храбр, необязательно полон милосердия». Бетховен полагал, что «что нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям...». А.М. Горький оставил после себя такие проникновенные слова: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - почувствовать себя нужным близким людям. Знай, что всегда приятнее отдавать, чем взять...». Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия как «доброта», «милосердие», «доброжелательность», «внимание друг к другу».

(Ученики читают стихотворение Р. Гамзатова)

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Учитель. Человеколюбие общества, семьи, отдельного че­ловека определяется, прежде всего, отношением к детям, ста­рикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не все­гда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитан­никам детских домов, школ-интерна-тов, жителям домов пре­старелых, к инвалидам, воинам-афганцам. Некоторые роди­тели, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передаются на благотворительные цели. А когда случилась авария в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, вся страна помогала постра-давшим. Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает свое духовное богатство, а преумножает его.

«Что припрячешь - то погубишь; что раздашь - вернется снова», - писал Шота Руставели. Только так человеку дано оставить след в жизни, в памяти современников и потомков.

А что можете вы сказать об этом? Какой след могли бы в жизни оставить вы? (Выступление учащихся.)

«След»

А ты? Входя в дома любые

- И в серые, и в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш,

И на вопрос даря ответ,

Скажи: какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след?

В чужой душе на много лет? Леонид Мартынов

Учитель. Я прочитаю вам рассказ К. Паустовского «Старый повар».

Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Авст­рии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик - бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все уб­ранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, гру­бый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, нако­нец, клавесин - единственное богатство жившей вместе с по­варом его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и мо­нахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! - сказал он. - Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином. Тогда повар украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужо­го стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» - «То, что вы соверши­ли, не есть грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю». «Я хочу, чтобы кто-ни­будь позаботился о Марии!» - «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встре­тил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацве­тет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, - сказал незнакомец и встал, подошел к клавеси­ну и сел перед ним на табурет. - Хорошо, - повторил он, - слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучит музыка.)

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не дви­гаясь, как-будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умирать, не узнав ... имя. Имя!

У читель. Это был гениальный австрийский композитор Вольфанг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленное к старому, умирающему человеку. Давайте и мы, ребята, вспомним, много ли мы делали добрых дел? Много ли нам помогали и делали добрые дела, помогали? Кто помогал?

Творческое задание «Солнце человечности». Я вам раздам сейчас листы. Каждый должен нарисовать свой луч солнца человечности и доброты, далее подписать на луче имя человека, который помог вам в трудную минуту. Потом мы прикрепим эти лучи к нашему солнцу - очень доброму и человечному. (Каждый ученик объясняет, почему его лучи имеют такую форму)

Т ворческое задание «Островок милосердия». Представьте, что каждый сделанный вами добрый, милосердный поступок превращается в островок доброты. Расскажите, что должно быть в этом островке доброты.

Творческое задание «Свод законов доброты». Ребята, пускай каждый из вас теперь придумает и запишет законы доброты, которых должен соблюдать каждый человек на планете.

Итог классного часа

Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает. Маленькие добрые дела, маленькие слова любви помогают осчастливить землю. Они подобны небесам на земле. Творите добро, учитесь делать добрые дела, ребята!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!