Конспект коллективной непосредственно образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осенний пейзаж». (совместная работа двух детей)
Программные задачи:
Учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени; продолжать развивать умение использовать широкую полосу земли для размещения предметов «ближе» и «дальше»; учить использовать два способа изображения – вырезывание и обрывание; познакомить детей с порядком наклеивания предметов в сюжетной аппликации; продолжать формирование совместной изобразительной деятельности детей – умение распределять работу между собой, договариваться об общей композиции.
МАТЕРИАЛЫ:
У воспитателя образец – аппликация, бумага для показа способа обрывания (для изображения листвы на деревьях); пособия с силуэтами деревьев; на двоих детей лист плотной бумаги (примерно 30 – 40 см.), заранее тонированный детьми акварельными красками или обклеенный голубой или зеленой бумагой (небо, земля), набор цветной бумаги, ножницы, клей.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
1. Беседа об осени.
2. Наблюдения на прогулках.
3. Игровое упражнение «Осенние листья».
4. Дидактическая игра «Подберем краски для художников», «Когда это бывает?».
5. Рассматривание картин И.Левитана «Золотая осень» и И.Остроухова
«Золотая осень».
6. Загадывание загадок о временах года.
7. Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, послушайте внимательно загадку, скажите, о каком времени года в ней
говориться?
«Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят».
Дети:
-Осень.
Восп-ль:
-Молодцы! Какие осенние месяцы вы знаете?
(Ответы детей).
Восп-ль:
-Ребята, назовите периоды осени (ранняя, золотая, поздняя)?
Восп-ль:
- Назовите те приметы осени, которые вы видели, когда шли в детский сад.
(Ответы детей)
Восп-ль:
- Ребята, в воскресенье я была на прогулке в лесу. Погода была прекрасная! Когда вернулась домой, мне захотелось нарисовать то, что особенно понравилось. Но дома красок не оказалось, и тогда я изобразила «золотую осень» вот так: (помещаю перед детьми образец – аппликацию).
Восп-ль:
- Это не рисунок, а ….
Дети:
- Аппликация.
Восп-ль:
- Расскажите, что я увидела на поляне в лесу. (После высказывания детей, описывает изображенный пейзаж, выделяя то, что они должны передать в своей совместной работе – несколько деревьев разных видов: березы с желтой листвой, клены и каштаны с разноцветной листвой, кусты и др. Деревья можно расположить группами и отдельно «ближе, дальше»).
Восп-ль:
- Ребята, обратите внимание на то, как изображен на моей картине лес: в виде волнистой полосы у горизонта.
- Интересно, а заметили ли вы что-то новое в изображении деревьев?
(Ответы детей)
Восп-ль:
- Посмотрите: листья на деревьях не вырезаны, а составлены из маленьких порванных кусочков бумаги, которые наклеены так, что слегка прикрывают друг друга. Такой прием изготовления листочков называют обрыванием.
- Веток на деревьях не видно, потому что изображено начало осени, когда листья только начинают опадать с деревьев. Посмотрите, как я делаю листочки новым способом обрывания (осуществляю показ с привлечением детей).
( Затем воспитатель показывает последовательность наклеивания предметов на листе бумаги).
Восп-ль:
- Ребята, обратите внимание на то, что в аппликации всегда наклеивают сначала дальние предметы, а потом те, которые расположены ближе.
- Саша, покажи на картине, какие предметы были наклеены раньше, а какие – потом.
( Убираю образец).
Восп-ль:
- Дети, аппликацию «золотая осень» вы будете выполнять вдвоем. Поэтому, надо перед началом работы договориться, кто что будет делать. Кто-то может вырезать полосу дальнего леса, кто-то – деревья. Можно распределить работу по-другому, например: один из вас вырежет все стволы деревьев, а другой – нарвет маленькие кусочки бумаги для изображения крон деревьев. Ну, а прежде, чем приступить к работе, давайте мы с вами ребята разомнемся. (Физминутка).
«Ветер тихо клен качает, (Взмах руками вперед, вверх и обратно).
Влево – вправо наклоняет. (Покачивание руками, поднятыми над головой).
Раз – наклон и два – наклон, (Наклоны корпусом).
Зашумел листвою клен» (Быстрые движения кистями рук над головой).
Восп-ль:
- Ну а теперь, приступайте к работе, не забывайте аккуратно пользоваться ножницами и клеем.
(В процессе занятия, после того, как дети наклеят полоску леса на линии горизонта (она может быть синего, коричневого или темно-желтого цвета) и вырежут стволы деревьев, надо посоветовать не сразу приступать к их наклеиванию, а попробовать разложить их на листе по-разному, в нескольких вариантах и выбрать лучший. Напомнить, что при наклеивании листвы на деревья маленькие кусочки бумаги следует располагать так, чтобы у разных деревьев получалась крона определенной формы. Посоветовать пятна на стволе березы изобразить приемом обрывания).
Восп-ль:
- Ну, молодцы, ребята, какие замечательные у вас получились картины!
(Вызываю 3 – 4 пары).
- Подойдите ко мне Маша и Дима, расскажите, как у вас так красиво получилась картина? Как вы распределили работу между собой?
- Даня и Лера, а вам нравится ваша картина? Расскажите, как вы расположили деревья и далекий лес?
- Егор и Настя, а вы хотели бы украсить свой дом такой картиной, которая у вас получилась? Скажите, какие цвета вы подобрали для изображения «золотой осени»?
Восп-ль:
-Ребята, у меня предложение: давайте мы с вами украсим приемную нашими картинами.
( Детские работы помещаются на стенд и все любуются красотой «золотой осени»).